проводимой городской контрольно-счетной палатой.
В 2003 году контрольно-счетная палата города Омска (КСП) провела ревизию финансово-хозяйственной деятельности «Омского привоза», «Торгового города» и Левобережного рынка. По результатам ревизии установлено систематическое нарушение сроков перечисления части прибыли рынков, подлежащей уплате в городской бюджет. А также занижение этой прибыли на общую сумму 9,1 млн рублей.
Причиной проведения ревизия послужили негативные факты, выявленные КСП в 2003 году в ходе проведения анализа эффективности использования МУПами муниципальной собственности. По данным КСП, при общей стоимости муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями, составляющей 9,67 млрд рублей (по состоянию на первое января 2003 года), поступления в городской бюджет в виде отчислений части прибыли за 2003 год составили всего 45,158 млн рублей ( в 2002-м — 11,642 млн рублей). То есть годовая доходность в 2003 году на один вложенный муниципалитетом рубль составила лишь 0,04 рубля, в 2002-м — 0,01 рубля.
В ходе ревизии рынков контрольно-счетная палата выявила, что муниципальными унитарными предприятиями «Торговый город» и «Левобережный рынок города Омска» без согласования с муниципалитетом «приобретались основные средства на общую сумму 789,7 тысячи рублей». Также установлено, что благодаря широким полномочиям руководителей рынков и при отсутствии должного контроля со стороны городских властей, у МУПов появилась возможность переводить часть финансовых потоков в другие хозяйствующие субъекты.
Причем довольно простым способом: путем сдачи в субаренду третьим лицам земельных участков и торговых мест. У МУП «Левобережный рынок города Омска», например, в период проводимой проверки 92% от общей площади земельных участков и торговых мест, сдаваемых в аренду, были сданы в субаренду четырем предпринимателям. По подсчетам КСП, в результате таких операций доход в сумме 17,1 млн рублей, который могли бы получить Левобережный рынок и Торговый город, получили третьи лица.
Вообще подобная нерадивая хозяйственная деятельность рынков привела к снижению их общей рентабельности. По данным городской контрольно-счетной палаты, у МУП ЯК «Торговый город», к примеру, она снизилась с 34,2% за шесть месяцев 2002 года до 29% за шесть месяцев 2003 года, а у МУП «Левобережный рынок города Омска» — с 11,3 % за девять месяцев 2002 года до 9,7% за девять месяцев 2003 года. Соответственно, снизились и доходы городского бюджета.
И еще несколько фактов. Директор Левобережного рынка Сергей БЕЗЫМЯННЫЙ в начале проверки препятствовал ее проведению. Отказывался предоставлять сотрудникам КСП необходимые документы. Более того, представители Левобережного рынка и Омского привоза подавали в Арбитражный суд Омской области иски о признании результатов ревизий контрольно-счетной палаты незаконными. Однако арбитражный суд и первой, и апелляционной инстанций признал законность и обоснованность всех требований КСП к «Омскому привозу». Что касается Левобережного рынка, то в ходе рассмотрения дела суд установил, что КСП не нарушает права и законные интересы предприятия. Поэтому представители рынка отозвали свое исковое заявление.