Разделение труда в строительстве

Дата публикации: 15 ноября 2004

За рублем погонишься — миллион потеряешь

Не секрет, что заказчиками многих строящихся в Омске объектов выступают структуры, далекие от строительства — банки, финансовые и промышленные группы и так далее. Не зная всех тонкостей сбора разрешительной документации, большая часть из них вязнет в бумажной трясине еще задолго до того, как будут забиты первые сваи будущего элитного дома или офисного центра. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно хотя бы разок побывать на заседании градостроительного совета. Еженедельно на совете выдается порядка 30 актов предварительного выбора участка. А значит, по идее, каждую неделю в Омске должны начинать строиться по 30 объектов. Однако этого, разумеется, не происходит.

Одна из главных причин того, что до финиша доходят буквально единицы, — закономерное желание инвестора сэкономить на строительстве. В результате проект заказывается одной компании, застройка — другой, отделка — третьей. Само собой, при этом в большинстве случаев предпочтение отдается тем, кто запрашивает меньше.

— Несмотря на то, что все прекрасно понимают, что чудес не бывают, многие инвесторы покупаются на обещания сделать те или иные работы в 2-3 раза дешевле, — говорит первый заместитель генерального директора инвестиционно-промышленной компании «Жилстрой» Сергей РУМЕНКО. — Но ведь мы живем в рыночной экономике, и рынок диктует свои цены. Максимальный разброс цен по строительству колеблется в пределах 5%, по проектированию — в пределах 30%. Те, кто обещают больше, как правило, либо вообще не собираются выполнять свои обязательства, либо используют стройматериалы сомнительного происхождения.

Погоня за лишним рублем приводит к тому, что в итоге заказчики зачастую получают проекты, которые вообще невозможно реализовать. либо стоить это будет неимоверно дорого. Приходится корректировать эти проекты уже в ходе строительства, и в результате бесконечных согласований между застройщиками и проектировщиками затягиваются сроки, срываются графики. Причем каждый из участников строительства перекладывает вину на другого, поскольку когда отвечают все — это значит, что не отвечает никто. А в убытке в итоге оказывается заказчик. Кроме того, при привлечении массы субподрядчиков, каждый из которых отвечает за свой фронт работ, неизбежно находятся мелочи, за которые никто не хочет браться. Однако без этих мелочей сдать объект в эксплуатацию невозможно. Вот и растет в нашем городе число недостроев, которые когда-то обещали стать весьма прибыльными проектами.

— Подсчитать, сколько денег теряют при этом инвесторы несложно, — считает господин РУМЕНКО. — Если учесть, что весьма усредненная стоимость строительства в Омске составляет 13-14 тысяч рублей за квадратный метр, а многие объекты обходятся инвесторам гораздо дороже. При этом объектов площадью меньше 500 квадратных метров практически не строится. Соответственно, потери порой исчисляются десятками миллионов рублей. И все это из-за легкомысленного подхода к выбору подрядчиков.

По завету мудрых арабов

По словам Сергея РУМЕНКО, компания «Жилстрой» сейчас активно осваивает строительный рынок Объединенных Арабских Эмиратов. В этой стране, за тридцать лет перешедшей от верблюдов и хижин к «Мерседесам» и небоскребам, есть чему поучиться. Там права инвестора очень серьезно защищены. Компании, не имеющей многолетней репутации — причем именно в Эмиратах, — ни один мало-мальски значимый проект не доверят. Поэтому для того, чтобы доказать свое право на самостоятельную работу, надо какое-то время отработать на субподряде у какой-либо известной строительной компании. И лишь после этого можно рассчитывать на собственные проекты.

Еще одна особенность арабского строительного рынка: помимо проектировщиков и застройщиков там существуют консультирующие компании, которые, собственно, и принимают у инвесторов заявки на строительство и курируют его от начала сбора разрешительной документации и подготовки технических условий до сдачи объекта в эксплуатацию. При этом полную ответственность за все несут именно консультанты, поэтому и спрашивают с субподрядчиков они соответственно.

— Когда мы общались с арабами, они очень долго не могли понять, почему у нас в стране проектирование существует отдельно от строительства, — признается господин РУМЕНКО. — Они нас все время спрашивали: «Вы что, такие богатые, что можете себе позволить проектировать и не строить?»

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что и в Омске есть компании, способные подойти к вопросу строительства комплексно: и проект разработать, и всю документацию согласовать, и коммуникации подвести, и строительство завершить качественно и в срок. В частности, ИПК «Жилстрой» занимается и землеотводом, и проектированием, и инжинирингом, и строительством «под ключ». Преимущества обращения в такую компанию очевидны. Инвестор не только знает, с кого ему спросить в случае, если что-то будет сделано не так, но и получает общую смету строительства уже на его начальном этапе. Ведь мелкие субподрядчики, работающие независимо друг от друга, не могут спрогнозировать, во сколько обойдется строительство того или иного объекта. И потому называют цифры, которые больше по душе заказчику. В результате реальные расходы отличаются от сметы порой в несколько раз. Что еще раз доказывает: за мнимой выгодой гоняться не стоит.

— Мы спроектировали и построили в Омске не один десяток объектов, — говорит Сергей РУМЕНКО. — И по завершении нашей совместной работы с заказчиком, нерешенных вопросов не оставалось. Потому что мы знаем, что мы несем ответственность не за тот или иной участок работы, а за весь объект в целом. И выкладываемся соответственно. Если бы каждая строительная компания работала по тем же принципам, мы бы уже давно вошли в цивилизованный рынок.


Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/11/44/razdelenie_truda_v_stroitelstve