Чертов русский!

Дата публикации: 06 декабря 2004

Американские стереотипы

Их относительно русских в США накопилось очень много, но при этом они не варьируются в зависимости от региона. Они повсеместно одинаковые. И интересно то, что в каждый из них американцы верят искренно и на протяжении почти всей своей жизни. Должен сказать, что при всей своей развитой экономической машине, Америку (в лице жителей) мало интересуют другие страны, в том числе и Россия. То, что когда-то было увидено по телевизору или прочитано в газете принимается на веру. И это несмотря на то, что та передача вышла в период холодной войны и газета, напечаталась примерно в то же самое время.

Например, у многих американцев, которых я встречал, сложилось впечатление о русских по фильму «Рэмбо». А одна девушка меня и вовсе поразила, сказав, что она болела за русского бойца в фильме «Роки». Тем самым она подчеркнула свою приверженность и уважение русской нации. Другие американцы пошли еще дальше. Владимир Ильич Ленин получил в их глазах новую жизнь, жизнь «лучшего из русских», «лидера» и «святого человека».

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Поначалу те из нас, кому было обидно за прошлое и настоящее своих соплеменников, пытались бороться за историю страны, за правильное ее понимание, но только через некоторое время после этой борьбы пришло осознание: «Ветряная мельница все равно будет вращаться, как ты ее ни руби».

Осталось только кивать головой или просто усмехаться на вопросы о белых медведях на улицах российских городов. Нужно отдать должное этому стереотипу — он самый распространенный и удивительный по степени глупости и наивности. Видимо, правда то, что человек больше верит самому невероятному, так как оно интереснее, чем все остальное. И от медведей русским уже не избавиться. А что? Пусть себе гуляют! Лишь бы нас не трогали.

Да только не в этом дело! Русский медведь на улице — это не зверь, от которого все прячутся по домам, а это тот самый русский человек, которого не может понять американец и всячески приравнивает к дикарю. Это мы с вами медведи на американских улицах. Грубые, неповоротливые, замкнутые, невежливые и невоспитанные в рамках американских понятий о воспитании. Не все, конечно. Но меньшинство в расчет не принимается.

Любят — не любят

Я с неудовольствием заметил уже с первых дней своей поездки, что русских узнают по особому акценту и почти всегда с оттенком презрения и недоверия. Причем отрицательное отношение к русским иногда встречалось даже у тех, кто по собственному признанию никогда ни одного русского в своей жизни не встречал. Но мнение свое о нас он составил. Его можно выразить в двух словах: fucking Russian. В этом словосочетании нет никакого смысла (просто «долбаный русский»), но оно такое же эмоциональное и повсеместное, как наше «Ну, тупыыые!». И теперь с одной стороны летит: «Долбаный русский!», а с другой: «Тупые, тупые!».

Однажды во Флориде со мной произошла вовсе глупая и непонятная ситуация. Я работал поваром в паре с парнем из Словакии Томасом. Однажды он собрался порезать какое-то мясо (что сейчас неважно). Один пожилой американец почти во всеуслышание заявил: «I don't want this fucking Russian to touch meat!» (Я не хочу, чтобы этот долбаный русский прикасался к мясу). Инцидент почти через час дошел до менеджера, который заставил нагрубившего американца извиниться перед словаком. После этого подобных проблем не возникало, но осадок остался. А еще позже открылась страшная правда: словосочетание, которое я упомянул выше, является устойчивым оборотом, используемым не только в оскорбительной форме, но и в шутливой. Это, понимаете ли, шутка!

Другие американцы резко положительно относились к приезжим русским. Причем контраст между группой ненавистников и обожателей настолько силен, что складывается впечатление, будто из одной страны тут же попадаешь в другую. Среди поклонников России мне часто встречались люди, дальние родственники или предки которых были простыми русскими эмигрантами. Одна пара, маленький мужчина лет шестидесяти и женщина неопределенного возраста, пытались мне доказать, что Россия — великая страна, которую они очень любят. В этом доказательстве было, конечно, больше эмоций, чем фактов, но тем не менее я отметил неплохое знание хотя бы новейшей истории, вплоть до наших дней. А одна бездомная негритянка в Южной Каролине нас поразила, умилила и просто заставила хохотать. Она сначала недоверчиво глядела на наши неамериканские лица, а после ответа на вопрос о нашем происхождении как будто просветлела: «Раша? Кремлин?». Эти выкрикивания до сих пор сидят у меня в голове...
Тот, кто ничего не знал о России и не стеснялся этого, только широко раскрывал глаза, говорил: «Really?» («Правда?») и продолжал заниматься своим делом.

А мы и правда русские! Проблема отношения к нам осложнена тем, что многие русские в Штатах действительно оправдывают отношение себе как к дикарям. Я бы выделил две основные черты нашего национального характера, которые мне встречались в Америке чаще всего. Это воровской инстинкт или уже клептомания и наглость.

Воровайки

Я не говорю сейчас о воровстве в крупных масштабах, о финансовых махинациях и прочем. Я всего лишь говорю о русской мелочности, которая заставляет наших воровать такую неприглядную ерунду, что становится страшно за судьбу русских как нации. Смысл воровства был не в бесплатном приобретении каких-либо вещей, а в проверке «на прочность». Многие «воры», с которыми я общался, объясняли свое поведение тем, что в России они так легко не могли бы утащить что-нибудь, как здесь. Оно и понятно! Отношение просто разное. В Америке не нужно это тащить, так как из-за нескольких долларов, сэкономленных на воровстве, можно лишиться работы, попасть в черный список людей без репутации. А репутация, прошу заметить, одна из самых важных составляющих американского процветания и стабильности.

Почти что самое любимое место для воровства в Америке для русских студентов — огромная сеть супермаркетов «Wal-Mart». Про эти магазины-исполины говорят, что в них есть все, что только продается в Америке. Разве только кроме автомобилей и более тяжелой наземной и воздушной техники. Все находится под видеонаблюдением, но даже при этом условии русские выносят вещи. Они просто срывают этикетки со штрих-кодом товара и его уже не определить, украденный он или когда-то приобретенный. Меня как-то раз поразил один человек, который в течение почти четырех месяцев работал на стройке и получал около семисот долларов в неделю и который украл в «Wal-Mart»е часы за девять баксов. Это было абсолютно непонятно и возмутительно. На вопрос о том, для чего это было сделано, он глупо заулыбался и ответил: «Да мне просто было интересно, возможно ли это!». Человеку грозила в худшем случае высылка из страны за подобное деяние, совершенное ради обыкновенного удовлетворения любопытства.

Другой мой знакомый украл в магазине колониальных товаров (в данном случае сигар, трубок и курительных аксессуаров) трубку, стоимостью около восьмидесяти долларов. И это притом, что он не курит ничего и тем более не имеет представления о способе курения трубки. Он украл просто так, украл в подарок, украл для удовлетворения каких-то больных амбиций, для простого хвастовства перед другими русскими. Мол, вон как я могу. А вам слабо?

Конечно же не слабо! Воруют все и все, что только возможно: ручки, кольца, часы, брелоки, даже если это не имеет никакой ценности. Воруем газеты, журналы, книжки, которые никогда не будут прочитаны, одежду, которую надеть не придется... Еще один русский, работая в отеле, украл фирменный халат и полотенце, имел разговор с полицией и скорее всего лишился возможности когда-либо посетить Америку снова. Другие двое были остановлены при выходе из магазина с бейсболкой, с одной только бейсболкой, которая стоит около десяти долларов. Русский готов украсть любой предмет без присмотра, только дай подходящий момент. Грустно, господа.

Хамы

Русские в Штатах после румын и поляков, пожалуй, самые громкие и развязные люди. Правила для них существуют, но в хрестоматийном виде. Если что-то нельзя делать, то это для русского студента значит «можно, но немного».

Например. Ходить в полураздетом виде по улицам и разъезжать так в общественном транспорте в Америке повсеместно запрещено и никак на приветствуется жителями. Некоторым русским парням, с которыми мне пришлось столкнуться, это правило не пришлось по вкусу, и они при жаркой погоде раздевались даже в центре города. Там их встречали сотни удивленных и непонимающих лиц.
— Как же так?
— Русские...

Разбрасывание мусора и плевание на улицах города — это такая же русская норма, как и многие другие. Последнее вообще противоречит санитарным нормам, принятым в США. Есть даже специальные предупредительные таблички, запрещающие отвратительную манеру плеваться. Американцы этого и не делают. Большинство из них рождается с чувством социальной ответственности, на которую у нас, прошу прощения, просто забили уже очень давно.

В итоге произошел элементарный конфликт двух почти полярных цивилизаций.
А как же ему не произойти? Русские в Америке не могут, на мой взгляд, понять, что всему можно научиться и перенять лучшее, что может усвоить человек. Усвоить для нормального, мирного существования, а не мнимого геройства, которое сплошь и рядом одолевает простых «зеленых» студентов из России.

Что в итоге? Чертов русский, медведи на улицах и полное отсутствие уважения к нашей некогда великой и ужасной стране...

Внештатный корреспондент «КВ» Алексей МЕДВЕДЕВ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/12/47/chertov_russkiy