Сергей ТИМОШЕНКО: "Снос самовольно построенных дач мы еще неначинали"

Дата публикации: 06 декабря 2004

Летом 2004 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству был переименован в управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (управление Роснедвижимости по Омской области). За время существования земельной службы это уже не первое переименование. Корреспондент «КВ» Татьяна ВЛАДИМИРОВА встретилась с руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству области Сергеем ТИМОШЕНКО, который рассказал о первоочередных задачах управления и о преобразованиях, которые произойдут в связи со сменой названия комитета.

— Сергей Иванович, чем вызваны преобразования земельных комитетов в управления федерального кадастра? Изменятся ли в связи со сменой названия функции комитета?

— В связи с проведением реформы органов управления в России создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, или Роснедвижимость. Правительство РФ утвердило положение о Федеральном агентстве, где расписано, чем оно будет заниматься. Функции агентства остались почти такими же, как у бывших комитетов. Долго решалось, оставлять или нет за агентством функцию госконтроля. В результате она осталась.

Сегодня есть только положение о Федеральном агентстве, о территориальном управлении еще нет. Надеемся, что в декабре оно будет подписано. Фактически мы уже называемся Управлением Федерального агентства.

— А какие конкретно функции добавятся?

— Планируется передать в Роснедвижимость часть функций Бюро технической инвентаризации, а именно — функцию учета объектов недвижимости. Скорее всего, она будет возложена на Земельную кадастровую палату. Она ведет кадастровый учет земель, поэтому учетом объектов недвижимости также должна заниматься эта структура.

— Если я правильно поняла, Земельная кадастровая палата останется в структуре в управления?

— Пока она остается в структуре агентства, год-полтора никаких изменений не будет точно. Проблема в чем? Люди, которые работают в кадастровой палате, не являются госслужащими, которые по закону и должны вести государственный кадастровый учет. В связи с этим пока не ясно: либо кадастровая земельная палата будет отдельно от нас работать, либо — в структуре Роснедвижимости.

— Насколько известно, функция учета недвижимости должна была перейти в Роснедвижимость с 1 ноября.

— Еще нет закона о государственном кадастре объектов недвижимости, поэтому мы не можем принять на себя функцию учета. Поэтому пока все осталось как прежде: учетом занимаются, как и раньше, БТИ. У нас в области — Центр технической инвентаризации по Омской области.

— А зачем понадобилась передача части функций БТИ бывшим земельным комитетам?

— Единственная цель — сосредоточить учет в одних руках, чтобы не терять объекты налогообложения. Зачастую люди, оформив в БТИ объект недвижимости, забывают оформить земельный участок. Когда все будет в одних руках, одновременно будет оформляться и земельный участок, и объект недвижимости.

— В последнее время часто говорят о том, что функция госконтроля за землей у нас в области ослаблена.

— Проблема есть. У нас очень мало контролеров — на город всего три, а причина — недофинансирование. Государство доверило нам заниматься госконтролем, но обеспечение этой работы осуществляется Федерацией только на 35%. Поэтому взять лишних контролеров мы не можем. А чтобы провести одну проверку, надо затратить 5-6 тысяч рублей.

В последнее время позитивные сдвиги в этом вопросе все-таки есть. Увеличилось число проверок, а соответственно, выявлено больше нарушителей и взыскано больше штрафов. С начала года мы провели 560 проверок на площади 3 623, 5 тысячи гектаров. К административной ответственности привлечено 204 юридических лица, должностных и физических лиц. Общая сумма штрафов составила 301 тысячу рублей.

Много проблем возникает с землями, занимаемыми предприятиями, вузами. Недавно мы оштрафовали на десять тысяч рублей сельхозакадемию. Ее руководство разрешило на территории СИБНИИСХОЗа строительство гаражей. Однако суммы штрафов настолько малы, что, как правильно заметили представители антимонопольного ведомства, мы сегодня имеем в руках соломенную шпагу. Хотя в Москве, например, с нарушителями начали бороться силовыми методами. Там уже были прецеденты, когда самовольно построенные дачи сносили.

— А какие основные нарушения?

— Как и в предыдущие годы, основной вид нарушений — самовольный захват земель, использование их без правоустанавливающих документов или не по целевому назначению.

— Какая сейчас главная задача стоит перед вашей структурой?

— В октябре 2004 года принят законопроект, вводящий в Налоговый кодекс РФ новую главу — «Земельный налог», по которому земельный налог будет устанавливаться представительными органами муниципальных образований. Максимальный размер ставки налога — 1,5%, минимальный — 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. Ставки налога не могут превышать 0,3% для участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Предусматривается, что 2005 год станет переходным, а с 1 января 2006 года этот закон будет обязательным. Сегодня для перехода на новую систему исчисления налога в области практически завершена государственная кадастровая оценка земель всех категорий. Мы начали работу по подготовке сведений для исчисления налога на основе кадастровой стоимости обо всех существующих участках в границах области. Данные по этим участкам должны быть переданы своевременно в налоговые органы.

Эта объемная, затратная работа. Из федерального бюджета нам в следующем году на эти работы выделят всего 2 млн рублей. Сначала предполагалось, что область нам выделит на эти цели тоже 2 млн, но сейчас сумма пересмотрена, и мы получим 12 млн.

Этих денег хватит, чтобы провести 50% работ. К сожалению, город на протяжении уже нескольких лет не выделяет на эти работы ни копейки. Хотя основные налогоплательщики находятся в Омске и у города — прямая заинтересованность в том, чтобы кадастровая оценка была проведена. С 2005 года земельный налог станет местным налогом, который в полном объеме будет зачисляться в городской бюджет.

— А сейчас как обстоят дела с кадастровой оценкой?

— В настоящее время в Государственный земельный кадастр внесено 260 тысяч земельных участков. Ожидается, что всего участков будет около 700 тысяч.

— Помимо всего прочего, функция вашей структуры — мониторинг земель. Она по-прежнему сохраняется за вами?

— Несмотря на то, что в последнее время мы все меньше занимаемся именно землей, функция мониторинга сохранена за нами. Хотя позиции мы в этом направлении ослабили. Это сложный вопрос.

Последний раз почвенное обследование земель области проводилось двадцать лет назад. И говорить о плодородии мы можем исходя из показаний, полученных в прошлом веке. Да, мы можем на словах сказать, что идет ухудшение состава почвы, но научно обосновать это не сможем. Все упирается в финансирование. До административной реформы что-то проглядывалось в этом направлении — программы мониторинга, но потом все затихло. А не обращать внимания на мониторинг нельзя. Он напрямую связан с экономикой. Мы даже не знаем, сколько, например, заложить средств на плодородие. Работаем вслепую.

Если говорить в общем, несмотря на то, что сейчас для нас приоритетная работа — проведение кадастровой оценки, мы не забываем о других видах работ: землеустройство, инвентаризация, межевание и прочие.

— Насколько известно, у вашей структуры в последнее время возникли проблемы с размещением...

— Не конкретно у областного комитета, а у городского земельного комитета и земельной кадастровой палаты по городу. Те помещения, где сейчас располагаются эти структуры — Ленина, 13 и 13а, весной этого года были муниципалитетом проданы в частные руки (кому?). В связи с этим принято решение о выселении горкомзема и кадастровой палаты. Сейчас новый собственник уже начал в помещениях ремонтные работы. При этом наши люди по-прежнему там работают.

Горкомзем обращался к Виктору ШРЕЙДЕРУ с просьбой подыскать структуре нормальные помещения. Однако область отказала, сославшись на то, что у нее нет соответствующих пустующих помещений, и посоветовала обратиться в департамент недвижимости. Город подобрал площади в помещении бывшего магазина на улице Химиков в Нефтяниках. Но для наших посетителей это совершенно неудобно, поскольку теперь земельный комитет, БТИ и учреждение юстиции окажутся разбросанными по всему городу.

Сергей ТИМОШЕНКО

Сергей Иванович родился 2 февраля 1953 года в городе Называевске Омской области. В 1971 году после окончания школы был призван на службу в армию, которая проходила в Южной группе войск в Венгрии. В 1974 году после демобилизации поступил на рабфак Омского сельскохозяйственного института. Через год был зачислен на первый курс землеустроительного факультета, который окончил в 1975 по специальности «Инженер-землеустроитель». Год после института работал в ПМК- 351 «Омскцементстрой» в Русской Поляне.

В 1980 году переехал в Тюкалинск, где занял должность главного инженера-землеустроителя управления сельского хозяйства Тюкалинского района. В 1986 году переехал в Омск, где сначала работал в СМУ-2 треста № 2 мастером. В апреле 1988 года перешел на работу в «Омск водмелиорацию» на должность ведущего инженера ПТО. С 1991 года начал работу в Комитете по земельной реформе. Сначала работал ведущим инженером. В 1999 году возглавил Земельную кадастровую палату.

В январе 2004 года занял пост руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области.

Женат. Воспитывает двух дочерей.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/12/47/sergey_timoshenko__snos_samovolno_postroennih_dach_mi_eshche_nenachinali