В середине ноября в Омске была запущена в тестовую эксплуатацию сеть федерального оператора «Скай Линк», работающего в стандарте CDMA-450. Этот стандарт связи новейшего поколения (3G-связи) позволяет обеспечивать не только качественную голосовую связь, но и высокоскоростную передачу данных. В Сибири в сети «Скай Линк» работают пока только два оператора — ЗАО «Омская сотовая связь» и ЗАО «Новосибирская сотовая связь — 450». Обе компании возглавляет Александр МОХОНЬКО, который рассказал корреспонденту «КВ» Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ о перспективах новой связи и планах CDMA-операторов.
— Александр Валерьевич, в какой стадии сейчас находится запуск сети «Скай Линк» в Омске?
— 19 ноября был сделан первый звонок в сети «Скай Линк» в Сибири, и с этого времени мы считаем, что сеть находится в опытной эксплуатации.
— Сколько уже построено базовых станций?
— На сегодняшний день в Омске построено 6 базовых станций. Всего их до конца года должно быть 13.
— Когда начнется коммерческая эксплуатация сети?
— Скорее всего в середине января.
— Какой номерной емкостью будете пользоваться?
— Нам выделено 30 000 номеров в коде «901».
— А сколько всего абонентов вы планируете подключить?
— За ближайший год мы планируем подключить более 10 000 абонентов. В дальнейшем темпы подключения, по нашей оценке, будут удваиваться.
— А сколько абонентов у «Омской сотовой» сегодня?
— Около 3 000.
— Сколько средств было вложено в развитие сети в Омске?
— Я не владею всеми цифрами, поскольку финансирование происходило через головной офис ЗАО «Скай Линк». Но, насколько мне известно, всего в развитие сети в этом году было вложено млн. На эти средства была запущена сеть в 14 городах.
— Эти млн распределяются между всеми городами равномерно?
— Мне сложно это оценить, но, сравнивая Омск и Новосибирск, я могу сказать, что средства распределяются непропорционально. Где-то меньше базовых станций, где-то больше, да и уровень подготовки операторов в каждом городе различный.
— С начала этого года вы занимаетесь оказанием услуг фиксированной сотовой связи для тех, кто не имеет возможности установить себе городской телефон. Насколько это прибыльное занятие?
— Установка телефона стоит где-то около 9 000 рублей, плюс по 300 рублей мы взимаем за каждые 500 минут голосового трафика. На сегодняшний день у нас более тысячи абонентов, не считая ветеранов, которым мы устанавливаем телефоны по отдельной программе, реализуемой совместно с региональным филиалом «Сибирьтелеком». Вообще я считаю рынок фиксированной связи достаточно интересным, поскольку у нас в Омске порядка 60 000 человек стоит в очереди без малейшей возможности в ближайшее время подключить телефон.
— Как скажется запуск новой сети на ваших предложениях по фиксированной сотовой связи?
— Сейчас мы скорее всего будем прекращать программу набора стационарных абонентов в стандарте NMT-450. Возможно, мы сделаем аналогичное предложение в новой сети. Но здесь есть один нюанс: поскольку стандарт CDMA-450 предусматривает возможность высокоскоростной передачи данных, мы будем предлагать услуги связи комплексно, чтобы обеспечить абонентов не только голосовой связью, но и Интернетом.
— Насколько предложения по фиксированной связи в сети CDMA будут сопоставимы по цене с тем, что вы предлагаете сегодня?
— К сожалению, пока я не могу сказать, сколько будут стоить услуги фиксированный связи в сети CDMA, но мы будем стараться учесть все интересы.
— Что будет с теми абонентами, которые пользуются услугами связи в стандарте NMT?
— Мы очень благодарны нашим абонентам за лояльность, которую они проявили к компании в тяжелое для нее время. Для них разработана специальная программа по переводу в новую сеть, предусматривающая спецтарифы и скидки на приобретение абонентского оборудования.
— Как вы оцениваете перспективы 3G-связи? Не как руководитель сотовой компании, а как абонент?
— Я сам с нетерпением жду, когда заработает сеть. В связи с моей разъездной работой мне просто как воздух необходим беспроводной доступ к Интернету и к электронной почте. К сожалению, Россия в этом плане серьезно отстала от других стран. В Азии, например, 3G-связь развивается очень активно. То есть тенденция налицо. Там сейчас есть уже и видеотелефония, и мобильный банкинг, и беспроводные корпоративные сети. О том, что CDMA-стандарт имеет серьезные перспективы, говорит хотя бы тот факт, что все больше известных производителей сотовых телефонов — такие, как Ericsson, Pantech, Nortel и другие — начинают выпускать оборудование для CDMA-450. Мы идем по этому же пути, так что ничего неожиданного для нас нет.
— Способен ли CDMA вытеснить GSM, как GSM в свое время вытеснил NMT?
— Я ничего не имею против GSM, это хорошая система, она делает большое дело, обеспечивая абонентов достаточно хорошей голосовой связью. И до тех пор, пока потребность в «голосе» не будет до конца удовлетворена, GSM будет развиваться. Но, с точки зрения технологичности в той версии, в которой он сейчас представлен, он себя исчерпал. Последнее, что сможет предложить своим абонентам этот стандарт, будет EDGE — это система передачи данных, наподобие всем уже известного GPRS, но основанная на несколько иных технологиях. Скорость в EDGE будет сопоставима с той, что предлагаем сейчас мы, но как эта система будет реализована — еще большой вопрос. Больше ничего в этом плане GSM-операторы на сегодняшний день предложить не смогут, поскольку всякий переход на новые технологии дается им очень тяжело из-за ограничения частотного ресурса.
— CDMA-стандарт хорош еще и функцией «push-to-talk», позволяющей пользоваться сотовым телефоном в режиме рации. Какие преимущества у вас есть в этом сегменте?
— Во-первых, в отличие от традиционной транковой радиосвязи, это связь цифровая. Во-вторых, зона действия сети в стандарте CDMA-450 в два-три раза выше, чем в других стандартах. Одна базовая станция обеспечивает уверенную связь в радиусе порядка 2 км в городских условиях и до 60 км на открытой местности. В-третьих, в отличие от аналоговой транковой связи CDMA-стандарт защищен от прослушивания. То есть все абоненты говорят в одном диапазоне, но у каждого есть свой индивидуальный код. Здесь можно привести такой пример: когда в одной большой комнате сидит много людей, и все они одновременно разговаривают. Но разговаривают на разных языках. При этом никто никому не мешает, каждый слышит только своего собеседника и при этом не имеет возможности подслушать, о чем говорят другие.
— Когда функция «push-to-talk» будет реализована в Омске?
— Я думаю, в конце следующего года. Оборудование, поддерживающее эту функцию, у производителей есть, но требуется сертификация.
— В прошлом году, когда «Омская сотовая» пыталась перейти на CDMA самостоятельно, у компании возникли проблемы с получением лицензии на новый стандарт. На ваш взгляд, всему виной нерасторопность чиновников или это было кому-то выгодно?
— Я, к сожалению, не знаю подробностей, но скорее всего это было связано с перераспределением NMT-активов, которое в то время как раз шло полным ходом. Потому что, когда стало ясно, что «Скай Линку» удалось объединить более 70% региональных NMT-компаний, выдача лицензий пошла очень быстро. Нам, например, лицензию выдали всего за месяц.
— А в связи с чем вы были назначены генеральным директором «Новосибирской сотовой»?
— Назначение было связано с тем, что предыдущий руководитель компании уволился, и нужно было срочно найти ему замену. А поскольку «Новосибирская сотовая связь — 450» так же, как и «Омская сотовая», была на пороге строительства новой сети, требовался человек, который был в курсе всех событий в этой сфере, обладал достаточным опытом и представлял, что нужно делать. Времени для того, чтобы новый руководитель вошел в курс дела, просто не было. Поэтому руководство компании «Скай Линк» и приняло решение направить на эту должность меня.
— Если сравнивать «Омскую сотовую» с новосибирским оператором, кто сейчас впереди?
— По финансовым показателям сейчас обе компании идут примерно вровень. Но если мы в Омске в последние два года готовились к спаду абонентов, как-то оптимизировали затраты, то в Новосибирске по различным причинам к кризису не были готовы, и приходилось принимать экстренные меры. В том числе и сокращать штат компании. В Омске нам тоже пришлось пойти на сокращение штата, но оно было постепенным, всем нашим сотрудникам мы помогли обустроиться, найти новую работу. В Новосибирске этот процесс проходил гораздо острее.
— Как ваша семья относится к тому, что вы постоянно находитесь в пути между Омском и Новосибирском?
— С пониманием. Жена у меня сама является соучредителем одной из рекламных фирм, она понимает, что период у меня сейчас достаточно сложный, приходится по сути жить в поезде. Но я надеюсь, что к весне, когда я запущу сеть в Омске и в Новосибирске, и мы выйдем на стабильный уровень продаж, этот вопрос решится.
— То есть вы останетесь в Новосибирске? Или вернетесь в Омск?
— Я не исключаю оба варианта. Все зависит от того, какое решение примут наши акционеры.
— А вам какой больше по душе?
— Если бы предложили остаться в Новосибирске, я бы, наверное, остался. Потому что «Скай Линк» планирует построить корпоративное управление на региональной основе, и в Новосибирске будет находиться головной офис «Скай Линк» в Сибирском регионе.
— Понятно, что часто видеться с семьей вам не удается. Но если вы все же встречаетесь, как предпочитаете проводить время?
— Мы либо выезжаем куда-то за город, либо ходим гулять. Еще любим играть в компьютерные игры, в кино часто бываем.
— Какая книга сейчас лежит на вашем столе?
— Последняя книга, которую я прочитал, называется «Финансовые спекуляции», об игре на валютной бирже FOREX. А из художественной литературы предпочитаю Сергея ЛУКЬЯНЕНКО. У него есть много интересных фантастических рассказов с довольно глубоким философским смыслом. Он, как и многие хорошие фантасты, умеет заглянуть в будущее, продолжая те тенденции, которые зарождаются в наши дни, и перенося их на картину будущего.
— А как вы относитесь к «Ночному дозору»?
— К книге — нормально. А фильмом был разочарован. ЛУКЬЯНЕНКО — не тот автор, которого можно уложить в один фильм. У него очень интересная философия, которая в кино совершенно не затронута. Те, кто читал «Ночной дозор», знают, что там есть очень серьезный краеугольный камень — относительность таких понятий, как «черный — белый», «свой — чужой». То есть автор там показывает, что многое зависит от точки зрения и на самом деле все не так просто, как кажется.
Александр МОХОНЬКО
Александр Валерьевич родился 3 марта 1973 года в Омске. С 1987-го по 1990 год жил в Германии, где служил тогда его отец. В 1990 вернулся в Омск и поступил в Омский государственный университет на физический факультет, который окончил в 1995-го году. С 1995 по 1996 год работал в ООО «Новые компьютерные системы» инженером-программистом. С февраля 1996 года работает в ЗАО «Омская сотовая связь». Прошел путь от торгового представителя до технического директора компании. С февраля 2001 года генеральный директор ЗАО. В апреле 2004 года, продолжая возглавлять «Омскую сотовую связь», был назначен генеральным директором ЗАО «Новосибирская сотовая связь — 450».
Женат, сыну девять лет.