Трест, где возбуждаются дела

Дата публикации: 13 декабря 2004

Прокуратура пытается выяснить: куда выведено имущество треста № 1. 

21 октября прокуратура Советского округа возбудила уголовное дело по фактам, озвученным в статье «Трест, который лопнул» из газеты «Коммерческие вести» (см. № 31 за 11 августа 2004 года).

Нет человека — нет проблемы?

После публикации в «КВ» статьи о банкротстве первого треста, проблемами этого предприятия заинтересовалась прокуратура. 14 сентября городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту злоупотреблений при отчуждении 12 объектов недвижимости санатория «Русский лес». А 21 октября прокуратура Советского округа по публикации «КВ» возбудила уголовное дело по факту вывода имущества первого треста в ООО «Делсот» и ООО «Мастера».

Однако публикация «КВ» бумерангом отозвалась и на том, кто раскопал факты вывода имущества и передал их гласности, — конкурсном управляющем. На Валерия КОНОВАЛОВА неожиданно обрушился шквал налоговых проверок. Налоговики, видимо из лучших побуждений, полностью парализовали работу по банкротству первого треста. Конкурсному управляющему ставили в вину превышение пробега автомашины, аренду помещений, не принимая во внимание, что у банкрота собственных офисных помещений не осталось, и прочие незначительные прегрешения.

В Российское сообщество независимых экспертов (РСНЭ), куда входит Валерий КОНОВАЛОВ, за три месяца поступило четыре жалобы на его деятельность по банкротству первого треста: две — от Управления ФНС по Омской области, две — от трудового коллектива, для погашения миллионных долгов по зарплате которому и пытался возвратить выведенное имущество конкурсный управляющий. Жалобы были написаны будто под копирку, а факты, изложенные в них, не нашли подтверждения в ходе проверки, проведенной специалистами РСНЭ.

Налоговики возбудили против КОНОВАЛОВА дело об административном нарушении, а судьи, рассматривая его, удивлялись надуманности обвинений. Трогательная «забота» налоговых органов не дала возможности конкурсному управляющему подать 14 исковых заявлений по возврату имущества первого треста, ведь на судебные баталии нужно время, которое безжалостно съедали бесконечные налоговые проверки. Самые большие долги у первого треста — перед бюджетом, казалось бы, налоговики больше других должны быть заинтересованы в их погашении, но получается, что Управление ФНС старалось отнюдь не в интересах государства...
Не вынеся давления, Александр КОНОВАЛОВ написал заявление в арбитражный суд с просьбой освободить его от обязанностей конкурсного управляющего. ОАО «Строительный трест № 1». А в заявлении прямо указал, что вынужден подать такое прошение из-за позиции Управления Федеральной налоговой службы по Омской области.


Установление «неустановленных» лиц

Пока налоговики не давали работать Валерию КОНОВАЛОВУ и вынуждали его оставить поле боя, прокуратура устанавливалафакты, связанные с отчуждением когда-то весьма богатого имущественного комплекса первого треста. О том, как продвигается следствие, «КВ» рассказал помощник прокурора города Омска Павел ПОПОВ:

— Факты, изложенные в статье «Трест, который лопнул», связанные с отчуждением имущества первого треста, были изучены прокуратурой Советского округа и города Омска. На основании этой публикации были возбуждены два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Все обстоятельства, изложенные в статье, тщательно проверяются и подтверждаются в ходе расследования.

— Валерия КОНОВАЛОВА, обнаружившего нарушения при проведении процедуры банкротства первого треста, вынудили отступиться от дальнейшей борьбы. Возможно, на следствие тоже оказывается давление, чтобы уголовные дела были по-тихому закрыты «из-за отсутствия состава преступления»?

— У прокуратуры нет данных, что на следствие оказывается какое-то давление. Однако в связи с длительностью исследуемого периода деятельности первого треста есть определенные сложности в подготовке доказательной базы. Не думаю, что смена конкурсного управляющего кардинально изменит ситуацию, потому что все необходимые меры по изъятию документов уже предприняты. Будем надеяться, что следствие доведет свою работу до логического конца и по его результатам будет принято законнное и обоснованное процессуальное решение.

— Расследуется только отчуждение имущества или есть основания для расследования преднамеренного банкротства?

— Хотя уголовные дела возбуждены по 201 статье УК, вопросы по преднамеренному банкротству тоже выясняются. При установлении всех обстоятельств следствием будет дана оценка и по этому направлению. Следует отметить, что в делах о преднамеренном банкротстве следствие все свои действия соизмеряет с нормами УК. Нередко бывает, что при очевидности действий, которые с точки зрения общественного мнения являются преступными, приходится констатировать, что под действие УК они не подпадают.

Законодательство в областирегулирования хозяйственной деятельности и банкротства нуждается в улучшении. При рассмотрении дел о преднамеренном банкротстве приходится сталкиваться с тем, что при длительной процедуре уничтожения предприятия значительная часть документов обычно бывает утрачена, поэтому у следствия возникают сложности в отыскании документов финансово-хозяйственной деятельности. Ликвидация Федеральной службы по финансовому оздоровлению, с которой у прокуратуры были отработаны практическая деятельность и механизм по расследованию и выявлению преднамеренных банкротств, привела к разрыву цепочки в этом сложном направлении. А с Федеральной налоговой службой, которой переданы функции по банкротству, тесного контакта пока установить не удалось.

— Как долго продлится следствие и каковы его перспективы?

— Срок следствия продлен до 4 месяцев. Если до середины января не успеем собрать всю доказательную базу, возможно дальнейшее продление. Дело это весьма объемное и сложное в доказывании, поэтому лучше во всем разобраться досконально. О перспективах пока говорить сложно, но все возможные меры по установлению истины и привлечению виновных к ответственности будут приняты.

— А какое наказание могут получить пока еще не установленные лица, виновные в разорении первого треста?

— Ответственность, предусмотренная УК за незаконное отчуждение имущества и преднамеренное банкротство, ограничена 6 годами лишения свободы. Думается, за развал и расхищение крупных предприятий это очень малая мера наказания, хотя за преступление меньшей общественной значимости предусмотрено гораздо более суровое наказание. Ответственность за умышленное банкротство нуждается в ужесточении, поскольку это общественно значимое и общественно опасное преступление. Но, к сожалению, приговоры судов за умышленное банкротство даже при наличии полной доказательной базы обычноограничиваются условным лишением свободы или незначительным материальным штрафом.

Лоббитские возможности генерального директора ОАО «Строительный трест № 1» почетного гражданина Омска Бронислава КОНОНОВА оказались намного выше, чем арбитражного управляющего.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/12/48/trest__gde_vozbuzhdayutsya_dela