"Омский бекон" остался без магазинов

Дата публикации: 17 января 2005

Достаточно активно в течение всего прошлого года вела себя компания «Бакалея-сервис», владеющая сетью экономмаркетов «Экономный» и супермаркетов «Омич и К». В течение прошлого года компания открыла дополнительно три магазина под ТМ «Омич и К», в результате их стало пять. Количество «Экономных» с начала года не изменилось (в городе 16 магазинов). Есть все основания утверждать, что в 2005 году «Бакалея-сервис» еще больше усилит свои позиции на рынке. В течение прошлого года она проявила верх активности на аукционах по продаже муниципальной недвижимости, благодаря чему ей удалось выкупить большое количество объектов. Пожалуй, вряд ли кто еще из омских ритейлеров столь активно скупал городскую собственность.

Открытием 2004 года можно назвать сеть «АСТОР». Магазины под этой ТМ принадлежат компании «Омсквинпром», которой потребовался ни один год, для того чтобы трансформировать фирменные магазины в сеть супермаркетов. Процесс преобразования проходил при активном участии питерского менеджмента. Первый магазин под этой ТМ был открыт на месте магазина «Восход» в начале мая прошлого года. Руководитель сети Сергей МАРКОВНИН тогда заявил, что до конца года сеть «АСТОР» будет до конца спозиционирована и займет свое место на рынке. Сегодня у «Омсквинпрома» пять супермаркетов, хотя владельцы сети планировали до конца года открыть семь.

Весной генеральный директор ОАО «Омский бекон» Александр КИВИЧ объявил о вхождении предприятия в мясоперерабатывающий холдинг «Продо Трейд». Тогда же появилась информация о том, что все магазины «Омского бекона» отойдут в «Омский торговый альянс» (ОТА), который на тот момент управлял супермаркетом «Караван» и малоформатным магазином «Эконом». Сегодня такая передача фирменных магазинов «Омского бекона» в ОТА состоялась. На контрольно-кассовых чеках каждого из 7 магазинов под вывеской «Омский бекон» или «Птицефабрика „Сибирская“ уже пробит новый владелец — ООО „Омский торговый альянс“.

Как стало известно „КВ“, магазины не будут проходить процедуру ребрэндинга и останутся под своими прежними фирменными вывесками. ОТА владеет магазинами „Омского бекона“ по договору франчайзинга. Все помещения по-прежнему остались в собственности „Омского бекона“ и мясокомбината „Омский“. ОТА их арендует. Сейчас на уровне руководства в Москве (»Продо менеджмент") решается вопрос о переводе ряда магазинов «Омского бекона» в формат супермаркетов.

Событием 2004 года стало вхождение на омский рынок питерского брэнда «Пятерочка», франшизу которой в Омске приобрела компания «Пятый бастион». Появление «Пятерочки» в Омске наделало много шума: планы по захвату омского рынка показались омским операторам чересчур амбициозными. Предполагалось, что до конца года компания откроет в городе порядка 20 магазинов. Пусть не 20, но десять универсамов экономического класса функционируют. По данным «Пятого бастиона», товарооборот компании достиг млн.

Наконец, нельзя не отметить намерения IKEA закрепиться на омском рынке. Компания подписала с мэрией договор о намерениях. Шведам выделен земельный участок вблизи Чукреевки, но пока дальше договоренностей на бумаге дело не пошло. Есть мнение, что компания хочет все сделать руками мэрии (имеется в виду подготовить всю необходимую документацию и тому подобное), чтобы прийти на все готовенькое. Что из этого выйдет, остается ждать. Пока о намерениях IKEA операторы рынка отзываются скептически. В целом, можно с уверенностью сказать, что прошедший год для омского ритейла сложился удачно.

Юрий ЧАЩИН, заместитель директора департамента городской экономической политики:

— Одно из самых ярких событий года — реализация программы приватизации. Ее идея — выставить на продажу объекты муниципальной собственности — взбудоражила многих. В течение года продавались объекты потребительского рынка. Не сразу, постепенно предприниматели в нее поверили. Начался позитивный процесс освобождения торговли — самой свободолюбивой отрасли. И этому в первую очередь поспособствовала программа приватизации. Надеюсь, что в 2005 года она даст больший толчок для развития отрасли. Перед предпринимателями открыты такие возможности. Ничто не мешает предпринимателям, которые торгуют на открытых площадках, принимать участие в торгах, уходить с рынков в закрытые помещения.

Нельзя не отметить вхождение на омский торговый рынок внешних операторов. Питерская сеть «Пятерочка», которая в большей степени обеспокоила местных игроков рынка, позволила им в первый раз реально объединиться на продовольственном рынке против возможной агрессии мощного всероссийского оператора.

Дмитрий ШАДРИН, директор сети «Наш магазин»:

— Прошлый год — самый динамичный для продовольственного и непродовольственного ритейла, ресторанного бизнеса. Пожалуй, самый продуктивный за последнее время. На мой взгляд, это, в большей степени, благодаря стечению обстоятельств. Местные сетевики повзрослели, созрели. У них появились инвестиции для создания новых объектов торговли. Иначе говоря, местный ритейл нарастил на костях жирок. Отчасти столь бурному развитию способствовала программа приватизации. С огрехами, но все-таки она реализована.

Считаю, главный результат 2004 года — мы все перестали бояться транснациональных и национальных ритейлеров. Нет напряженности по поводу того, что придет кто-то крупный и все здесь захватит. В 2002-2003 годах такие опасения были. Сейчас все осознали, что такой опасности нет, что объясняется довольно-таки плотной конкурентной средой, которая имеется сейчас на омском продовольственно рынке.

В качестве события, которое тянуло омскую торговлю назад, не могу не отметить постановление мэра, запрещающее продажу алкогольных напитков ближе ста метров от образовательных, лечебных, культовых учреждений. Пока проблема окончательно не решена. Нельзя сказать, что от ее решения будет зависеть дальнейшее развитие торговли в целом. Даже если все останется так, как есть сейчас, омская торговля развиваться будет. Просто теперь все будут учитывать, рассматривая тот или иной объект, запреты и ограничения. Могу заметить, что к некоторым объектам, которые интересны с точки зрения торговли, пропадет интерес.


Надо заметить, что глобальный ритейл сегодня несколько утратил интерес к России. Многие переключились на Китай. Три активных года развития иностранцев в России показали, что здесь не те цифры по окупаемости, которые они себе представляли. Московский регион — да. Но Москва — один из самых дорогих городов мира. Москва — не Россия. Динамично развивающийся Китай более интересен. Так что омичи могут быть спокойны.

Евгения ЦИМБАЛ, финансовый директор компании «Пятый бастион»:

— Для нашей компании все главные события прошлого года, произошедшие в омской торговое, связаны с приходом на наш рынок сбытовой сети «Пятерочка». Мне кажется, что именно с появлением «Пятерочки» связан небывалый всплеск активности на омском рынке ритейла. Не скрою, при вхождении компания встретила сопротивление местных операторов рынка. Успешное преодоление «Пятерочкой» невиданного для Омска способа «конкурентной борьбы», я имею в виду так называемую блокаду, тоже можно назвать событием года.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/01/1/omskiy_bekon_ostalsya_bez_magazinov