Алексей АЛГАЗИН: "Зачастую страховщики вынуждены нарушать закон"

Дата публикации: 26 января 2005

Страхование, как и любой другой вид деятельности, не обходится без конфликтов. Кто-то пытается получить страховку за случай, которого не было, кто-то, наоборот, незаконно отказывает в выплате, ведя нечестную игру против собственных клиентов. Во всех этих случаях в дело вступают юристы — люди, способные решить конфликт в досудебном порядке и отстоять права пострадавших в суде. В Омске уже второй год работает Центр страхового права, который специализируется именно на подобных случаях. О работе Центра корреспонденту «КВ» Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ рассказал его руководитель Алексей АЛГАЗИН.

— Алексей Игоревич, как вы попали в страхование?

— В страхование я попал исключительно благодаря научным интересам. Тема моей кандидатской диссертации была связана с решением одной из ключевых проблем страхования — страхового мошенничества. В ходе подготовки диссертации я познакомился со всеми страховыми компаниями Омска и со многими страховщиками в других регионах, поскольку необходимо было готовить материал и рассматривать какие-то конкретные случаи нарушения законодательства в сфере страхования. Собственно, с этого и началась моя работа в страховании.

— И какими схемами пользуются мошенники?

— Самыми различными. Например, в декабре у нас был такой случай. В страховую компанию, с которой мы сотрудничаем, обратился клиент, застрахованный по каско. Он утверждал, что его иномарка столкнулась с грузовиком, принадлежащим одному из омских автотранспортных предприятий, и требовал выплатить ему компенсацию — что-то около 40 тысяч рублей. Причем на руках у этого человека были все документы, необходимые для получения страховки. Все было сделано ювелирно — «свой» оценщик, нечеткие фотографии, восстановленный автомобиль, оформленные по договоренности протокол и постановление ГИБДД. Однако благодаря упорству страховщиков еще раз подтвердилась старая истина — тайное всегда становится явным. Дело в том, что когда мы сделали запрос в автотранспортное предприятие, выяснилось, что грузовик в день ДТП вообще не выезжал из гаража, а водитель, указанный в протоколе, уже как полгода не работает. Когда страхователю предъявили все эти факты, он предпочел не доводить дело до суда и отказался от выплаты.

Подобные случаи имеют место не только в Омске. Например, минувшим летом в одну из московских страховых компаний обратилась женщина, которая предъявила медицинские документы о заболевании, перенесенном во время туристической поездки в Париж. И потребовала выплатить ей 550 000 рублей компенсации. Так как справки, выданные врачом, были на французском языке и на латыни, специалистам страховой компании пришлось изрядно помучиться над переводом. И когда перевод все же был закончен, оказалось, что внезапно возникшим во время поездки заболеванием оказалось плоскостопие.

— Центр страхового права занимается исключительно страховым мошенничеством?

— Нет, почему же. Мы занимаемся расследованием сложных страховых случаев, то есть изучаем причины страховых случаев, пресекаем какие-то попытки, связанные с противоправными действиями той или иной стороны. К нам обращаются страховые компании не только из Омска, но и из других регионов. Часто приходится ездить в командировки в Новосибирск и другие города. Кроме того, мы защищаем права и законные интересы участников рынка страховых правоотношений — как страхователей, так и страховых компаний. Мы принципиально не отдаем предпочтений ни одной из этих категорий клиентов, поскольку считаем, что страхование должно осуществляться исключительно в рамках закона и каждая сторона должна этот закон соблюдать.

— То есть вы оказываете юридические услуги?

— Да. Мы работаем в тех случаях, когда возникает правовой конфликт. Когда нарушено право одной из сторон либо эта сторона считает, что ее право нарушено. Восстанавливать нарушенное право — хоть в досудебном порядке, хоть через суд — это и есть работа юриста.

— Вы упомянули, что часто приходится ездить в Новосибирск и другие регионы. То есть аналогичных центров за Уралом нет?

— Аналогичных центров нет в принципе. В нашей стране нет ни одной специализированной фирмы, которая бы занималась исключительно оказанием правовых услуг в сфере страхования. Есть лишь одна организация в Москве, которая занимается чем-то похожим. Но она оказывает вспомогательные услуги в сфере автострахования. В сферу ее деятельности входят и юридические консультации, и оценка ущерба, и эвакуация транспортных средств, и ремонт, и непосредственно страхование. Ну и, кроме того, есть различные юридические фирмы и адвокатские бюро, которые работают по всему спектру юридических услуг — начиная от семейного и таможенного права и заканчивая страховыми вопросами.

— А чем от этих юридических фирм отличаетесь вы?

— В любых правовых вопросах более квалифицированную помощь всегда способен оказать тот человек, который специализируется именно на этом направлении. Потому что он постоянно имеет дело с этими вопросами и постоянно оттачивает свое мастерство, владеет ситуацией в этой сфере и не отвлекается на какие-то посторонние вопросы. Здесь, наверное, можно провести аналогию с врачами: если у человека болит зуб, он не идет к терапевту, потому что от терапевта сложно ждать квалифицированной помощи именно в этом направлении. Поэтому люди идут к стоматологу. То же самое и здесь.

— Какие услуги вы оказываете своим клиентам?

— Мы занимаемся подготовкой документов по страховым случаям. Бывают такие ситуации, когда человек попадает, например, в ДТП и не знает, как вести себя со страховой компанией, какие документы нужно предоставлять, куда идти и так далее. Мы консультируем людей как по перечню этих документов, так и по их содержанию.
Второй момент — когда у страхователя или у страховщика возникает сложность с представлением страхового события как такового и сложно разобраться, кто в данной ситуации виноват и кто должен нести ответственность. Например, едет груз из города Новосибирска в город Омск. По пути этот груз повреждается. Кто виноват — грузоотправитель, грузополучатель или перевозчик? И чья страховая компания должна возместить ущерб? И кому из участников этот ущерб нужно компенсировать? То есть нужно разобраться, из-за чего произошло получение груза, кто в результате этого повреждения понес убытки, были ли соблюдены все ГОСТы при упаковке, отправке и так далее. Мы помогаем всем сторонам конфликта разобраться в подобных ситуациях.
Третий момент — когда страховая компания в нарушение закона затягивает вопрос выплаты либо необоснованно отказывает в выплате. Такое, к сожалению, бывает довольно часто. Особенно большое количество споров вызывает страхование автогражданской ответственности. В последнее время к нам все чаще обращаются с жалобами на действия тех или иных страховых компаний именно в сфере автогражданки.

— А на кого конкретно жалуются?

— Конкретные компании я назвать не могу, потому что жалуются на всех. К тому же эти жалобы не всегда значат, что страховая компания умышленно нарушает правила игры. Иногда затягивание выплат связано с большим объемом страховых событий, иногда — с невнимательностью или некомпетентностью специалистов, которые занимаются этими вопросами. К тому же не всегда просто разобраться, должна компания производить выплату или нет. Когда, допустим, сталкиваются четыре машины и нужно определить одного виновника, иногда это может сделать только суд. А страховая компания по закону должна компенсировать убыток по ОСАГО в течение 15 дней. Это просто невозможно, поскольку такие дела в судах длятся годами. В итоге страховщики зачастую сознательно идут на нарушение закона — просто потому, что по-другому нельзя. И это вина не их, а законодателей, принявших закон со множеством белых пятен и недоработок.

— С какими проблемами вам приходится сталкиваться в своей работе?

— Было бы неплохо, если бы люди обращались, когда проблема еще не запущена. Уровень правовой культуры у нас пока не настолько высок, как в западных странах, где человек при возникновении любых конфликтов первым делом обращается к своему адвокату. У нас люди все пытаются сделать самостоятельно, где-то купив книжечку по юриспруденции, где-то прочитав что-то в газете, где-то посоветовавшись с бабушкой из соседнего подъезда и считая, что таким образом можно урегулировать все вопросы. Между тем как страхование — это одна из сложнейших в правовом аспекте сфер деятельности, поскольку здесь надо быть не только знатоком в юридической сфере, но хорошо разбираться и в финансовых вопросах.

— Вы сами являетесь клиентом какой-либо страховой компании?

— Конечно. Если мы занимаемся защитой прав участников страхового рынка, мы не можем не верить в страхование как таковое. Страхование необходимо, это безусловно. Это защита, это гарантия, и это должно быть у каждого человека, который считает себя полноправным членом общества. В противном случае он просто несерьезно относится к своей жизни, своему имуществу и к жизни и имуществу тех, кто находится с ним рядом.

— А страховые случаи у вас бывали?

— К счастью, нет. Но если это все же произойдет, я надеюсь, что все же смогу отстоять свои права и интересы.

— Чем вы занимаетесь в свободное от отстаивания прав и интересов время?

— Все свободное время я провожу с семьей. Люблю почитать, спокойно, в домашней обстановке походить по Интернету и, конечно, просто побыть с близкими людьми.

— И что читаете, если не секрет?

— Люблю детективы, приключения, триллеры. В общем, всю литературу, в которой разворачиваются какие-то захватывающие события.

— Когда читаете детектив, убийцу сразу определяете?

— На самом деле если автор детектива пишет интересно, сразу понять, кто преступник, просто невозможно. Хотя, безусловно, где-то догадываешься, строишь какие-то версии, пытаешься провести собственное расследование. Но если угадываешь сразу, наверное, это неправильный детектив и неправильный автор. К сожалению, есть и такие, но их литературу лучше не читать.

Алексей АЛГАЗИН

Алексей Игоревич родился в Омске 27 марта 1975 года. В 1992 году окончил среднюю школу №37. После окончания школы поступил в Омскую высшую школу милиции, которую окончил в 1996 году с «красным дипломом» по специальности «Юриспруденция». С 1996-го по 1998 год работал следователем в отделе по борьбе с экономическими преступлениями при УВД Омской области.

В 1998 году поступил в аспирантуру Омской академии МВД по кафедре криминалистики. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Методика расследования преступлений, совершенных с целью получения страховой выплаты». С 2000 года работал преподавателем на кафедре криминалистики.

В 2001 году создал и возглавил отдел расследования страховых событий в омском филиале ОАО «РЕСО-Гарантия». В 2002 году организовал Центр страхового права, руководителем которого является по сей день.

С 2003 года является автором спецкурсов, проводящихся в Санкт-Петербурге на базе Всероссийского союза страховщиков и в Москве — на базе специализированного учебного центра фирмы «БиСер». Читает лекции в институте повышения квалификации Ассоциации российских банков (Москва).

Женат.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/01/2/aleksey_algazin__zachastuyu_strahovshchiki_vinuzhdeni_narushat_zakon