20 января омская торговля отметила 70-летний юбилей. По этому поводу в Концертном зале прошел торжественный вечер, на котором собралось больше тысячи продавцов, в основном советской закалки. В связи с этим «КВ» решили спросить:
Надежда ОЛЬШЕВСКАЯ, директор магазина «MEXX»:
— Конечно есть. Даже когда я только начинала свою деятельность в торговле, людей с советским торговым образованием в приличные магазины уже не брали. Те продавцы, которые работают у нас сегодня, ближе к европейским. Настоящий продавец — это не работа, а призвание. Отличий от того, какими продавцы были лет двадцать назад, много — это и совершенно иной уровень общения, и другая степень заинтересованности в работе. И самое главное, нынешний продавец должен иметь качественно другой уровень образования. Для того чтобы быть хорошим продавцом, ПТУ или техникум сегодня окончить недостаточно.
Лидия СТОЛБЕНКО, генеральный директор ОАО «Радость»:
— Я думаю, что разницы нет никакой. И в советское время, и сейчас мы с уважением относимся к нашим покупателям, всегда их приветствуем и любим.
Виктор ТРОИЦКИЙ, исполнительный директор ООО «Сибирские маркетинговые исследования»:
— Разница прежде всего в возрасте. Кроме того, российскому продавцу нужны деньги. Произошел переломный момент, когда зарплата продавца стала зависеть от объема продаж. И это неплохо.
Татьяна ТЮРЮМОВА, управляющая рынком «Лада»:
— Главное отличие — возраст. Сегодня в торговле работает очень много молодежи. При этом профессиональный уровень современных продавцов намного ниже, чем продавцов советской закалки. Кадровая проблема сейчас самая главная для омской торговли. Многие современные продавцы не знают элементарных правил торговли. Сегодня практически весь торговый бизнес в частных руках. Предприниматели в борьбе за покупателя забывают о продавцах, совершенно не заботятся об их профессиональной подготовке. Отсюда обвесы, обсчеты. Считаю, что уже давно надо было создать базу продавцов. Ведь многие, уволившись с одного места, оставив предпринимателю долги, с легкостью устраиваются на другое. Говоря простым языком, подготовка к профессии продавца спущена на тормозах. Сегодня вряд ли можно гордиться этой профессией.
Галина ШАРАФУТДИНОВА, заместитель начальника управления развития потребительского рынка департамента городской экономической политики:
— Сейчас изменилась психология работника торговли. Раньше как было? Работала распределительная система: народ брал все то, что выбрасывалось на прилавки магазинов. Продавцы работали, как роботы, им некогда было взглянуть в глаза покупателю. Сегодня все иначе. Рынок насыщен товарами, ассортимент большой. Поэтому продавец сейчас — это больше чем просто продавец. Работники торговли в настоящее время, в том числе, формируют покупательский вкус, умеют предложить товар, всегда подскажут, что лучше выбрать.