Александр МАКАРОВ, "У членов творческих союзов никакого статуса нет, как у бомжей"

Дата публикации: 14 февраля 2005

— Как получилось, что художники лишились своего комбината?

— В результате непродуманных действий во времена правления Николая ГОРБУНОВА наш комбинат оказался на грани банкротства. Чтобы за бесценок не потерять комбинат, а ведь это 4 400 квадратных метров площадей плюс гектар прилегающей территории, в 2000 году мы передали его на баланс областного Главного управления по культуре и искусству. Под крылом областной власти должно было начаться развитие комбината. Но вышло по-другому: вместо Владимира ШАЛАКА областную культуру возглавил Владимир РЕПИН, который передал наш комбинат в комитет по управлению имуществом.

Мы поняли, что теряем комбинат и обратились в суд. В январе 2003-го арбитражный суд принял решение: вернуть комбинат на баланс Главному управлению культуры и искусства и вынес запрет на регистрацию сделок с ним. Но решение суда не было выполнено, и в апреле того же года комбинат регистрируют как федеральную собственность. А в 2004 году его передали обратно в областную собственность, был зарегистрирован новый собственник — минимущества Омской области.

— Почему же омские художники никак не могут вернуть свою собственность, в чем загвоздка?

— Комбинат построили в 60-70-е годы благодаря тогдашнему директору художественного фонда Михаилу КАЗАНЦЕВУ. Тогда главное было — сдать объект, а часть бумаг за последующие годы куда-то пропала. Нигде конкретно не зафиксировано, что финансирование строительства комбината тогда проводилось за счет худфонда. Но у нас хоть какие-то доказательства есть, а у областного минимущества вообще никаких документов нет. Передача с баланса на баланс не дает права собственности, вот нам и приходится доказывать свои права.

Решение пока не принято, потому что мы не свели воедино все имеющиеся документы. Иск подавало еще предыдущее правление, а новые юристы не стали анализировать, насколько в порядке наша доказательная база. В комбинате в трехэтажном здании сувенирного цеха находится 15 мастерских омских художников, из них только 8 — члены СХ. Мы верим, что не навсегда лишились своего комбината и историческая справедливость будет восстановлена.

— Кроме потерянного комбината, много ли недвижимости у Омского отделения СХ?

— В собственности у нас только Дом художника на ул. Лермонтова, 8 в отношении него все юридически зарегистрировано. Правда, содержать его дорого: в 2003-м — налог на землю был 12 тысяч рублей, а в 2004-м — уже 72 тысячи, вот и приходится часть помещений сдавать в аренду казино. Кроме того, мы арендуем ряд помещений под мастерские: на ул. Ленина, 10 и Лермонтова, 28 а — это федеральная собственность, пользуемся ими безвозмездно. А вот за муниципальные помещения на Красном пути, 18, ул. Нефтезаводская, 1а, пр. Мира, 43, ул. Ленина, 20, бульваре Победы, 2, приходится платить. Вместо наших помещений на ул. Почтовой, 27 нам выделили под мастерские другие — на ул. Багратиона, 15 в и на Космическом проспекте, 24, ул. Серова, 32.

Горсовет решил передать нам муниципальные помещения в безвозмездное пользование при условии, если 5% из них будут занимать молодые художники. Но это нереально, у нас получилось только 3%, чтобы добиться большего, нужно кого-то из старых художников выгнать с насиженного места. Раньше у нас была минимальная арендная ставка, но все равно набежало довольно много. Мы должны за аренду 860 тысяч рублей, договорились с городским управлением культуры провести зачет. В счет арендной платы в прошлом году передали городскому музею «Искусство Омска» и на подарки в мэрию картин на 560 тысяч рублей и подготовили еще на 300 тысяч.

А в этом году нам сказали, что зачет не прошел и мы по-прежнему должны всю сумму. А относительно переданных картин объяснили: мол, вы же написали «в дар», значит, подарили. Музей за деньги картины купить не может — средств не выделяют, а за наш счет, получается, на халяву пополнил свои фонды. Да и в мэрии нашими картинами интерьеры оформляют тоже бесплатно, а мы за аренду должны. До конца 2005 года мы согласно решению горсовета муниципальные помещения по договору арендуем безвозмездно, а потом их, скорее всего, начнут продавать, а нас выгонят.

— Многие популярные омские художники типа Дамира МУРАТОВА, Владимира ВЛАДИМИРОВА, Сергея БАРАНОВА не входят в СХ. Может, в Омской организации СХ остались одни патриархи, а молодежь к вам не идет?

— Всего в Омском отделении СХ 118 художников. В отличие от Новосибирска, где есть отделения СХ России и Российского художественного союза, у нас все остались в одном. По уставу членские взносы — 500 рублей в год, из них 25% уходит в Москву. Некоторые годами взносы не платят, но мы их не исключаем. В советские годы СХ отстаивал традиции реалистического искусства, а художники считались работниками идеологического фронта, мы выполняли заказы партии и правительства.

У нынешней власти идеология до сих пор непонятна: разрушить все до основания, а что потом? Сейчас СХ — это сообщество профессионалов, вступить в него по-прежнему престижно. В прошлом году из 19 заявок омских художников четверых рекомендовала творческая секция. Двое из непрошедшихподали апелляцию, окончательное решение примет секретариат СХ России на своем заседании 16 февраля. У нас есть институт кандидатов в члены СХ, причем возрастного ценза теперь нет, они принимают участие в собраниях Омского отделения без права голоса.

В СХ сохраняется некоторая инерционность, многие художники живут старыми стереотипами. А мы теперь заказы давать не можем, сами еле выживаем, с мастерскими трудно, но в то же время престиж члена СХ сохранился. Каждый, кто считает себя профессионалом, должен быть членом СХ. Галереи — наши прямые конкуренты, но мы не возражаем, если члены СХ участвуют в их выставках. А в наших выставках принимают участие художники, не являющиеся членами СХ.

— Если член СХ нигде не работает, а только пишет картины, идет ли ему трудовой стаж?

— В 1999 году Госдума приняла Закон о творческих союзах, но тогда Борис ЕЛЬЦИН наложил на него вето. Владимир ПУТИН за четыре года не нашел нужным его отменить, в конце 2004-го Иосиф КОБЗОН говорил с президентом насчет этого закона, может, что-то и изменится. А пока в социально-правовом плане у членов творческих союзов никакого статуса нет, как у бомжей.

Недавно вроде бы, стали приравнивать творческий стаж к трудовому. У членов СХ до 2002-го считается творческий стаж, а вот что дальше — пока неясно. В худкомбинате во время всех пертурбаций архив сгорел, так у меня пять лет стажа пропало. Нужно возрождать худфонд, но для этого нужна материальная база, в первую очередь надо вернуть наш художественный комбинат.

— Кроме судебных боев за свой комбинат, чем занимается Омская организация СХ?

— В 2004 году мы провели 12 выставок в Доме художника, а также запустили по области передвижную выставку, которая экспонировалась в картинных галереях в Большеречье, Марьяновке, Таврическом, Таре и Шербакуле. По своей инициативе члены СХ проводят персональные выставки. На два месяца бесплатно отдаем площади Дома художника для мероприятий областных и городских детских художественных школ, хотя как общественная организация вовсе не обязаны этого делать. Все делается на голом энтузиазме, обращались в областное министерство культуры, там обещали помочь, ждем-с.

К 150-летию Врубеля готовим республиканскую выставку «Врубель и современное искусство России», смету еще не делали, нам обещали финансово помочь Министерство культуры РФ и СХ. В этой выставке примут участие художники со всей России и, возможно, из ближнего зарубежья. В Омске в 1967-м проводилась зональная выставка, в 1978-м — молодежная зональная выставка, а вот республиканская будет впервые.

2006 год губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ обещает объявить годом культуры, может, областной минкульт обратит свой взор на наши нужды и проблемы. Нам и самим нужно более активно привлекать внимание властей к бедственному положению художников. В конце 2002-го нам выделили 1 млн рублей на издание альбома-справочника. Недавно он вышел, в нем представлены все члены Омской организации СХ. Омские художники в последние годы принимал участие в выставках во Франции и США, но ни одной их работы там не купили. В последней 10 республиканской выставке от Омска принял участие 31 художник, правда, я в их число не попал. В 2006-м нашему Дому художника исполняется 50 лет, начинаем искать спонсоров для организации выставки и оказания помощи в ремонте Дома художника.

— А какие творческие пристрастия и планы у художника Александра МАКАРОВА?

— После того как меня снова избрали председателем правления Омской организации СХ, навалилось много административной работы — творчество побоку. Административный опыт у меня какой-никакой есть, да и кто, если не я, будет заниматься финансово-хозяйственными делами? В молодости я писал в основном графику, а в 1985-м с двумя друзьями-художниками съездил в творческую командировку на Сахалин, после чего в моем творчестве доминировали море и скалы. А в последние годы пишу наш сибирский пейзаж. Наша природа не так грандиозна, как сахалинская, но нужно суметь увидеть и показать необычность в обыденном.

— Кроме написания картин, чем еще увлекаетесь?

— Художничество для меня и профессия, и хобби. Летом дача добавляется, лично на садовом участке 14 яблонь посадил. Рыбалкой-охотой не интересуюсь, ничего не коллекционирую. В последние годы, к стыду своему, почти ничего не читаю — некогда, а вот раньше на детективы, фантастику немало времени тратил. В 2007-м к своему 55-летию планирую провести персональную выставку, а пока моя задача № 1 — вернуть худкомбинат.
Александр МАКАРОВ

Александр Сергеевич родился 11 августа 1952 года в селе Бердникове Черлакского района. В школу пошел в селе Соляном, потом учился в Саргатском, Марьяновке, а окончил 10 классов в поселке Пикетное. Пытался поступить в Академию художеств в Ленинграде, но не получилось, поэтому поступил на худграф Омского пединститута. После получения высшего образования был призван в армию на один год, службу проходил в Омске телеграфистом.

Демобилизовавшись, работал проектировщиком в предприятии «Торговая реклама», а в конце 1976-го перешел в художественно-производственные мастерские, работал в творческом цехе художником-исполнителем творческой категории. В 1982 году был принят в Союз художников СССР, вскоре после этого ушел на вольные хлеба. В 1992-м был избран председателем правления Омской организации Союза художников, возглавлял его до 1996-го. В 2004-м вновь избран председателем правления Омской организации.

Автор более 1000 картин, в основном в области графики. Участвовал в 6 всесоюзных, 9 республиканских и 5 зональных выставках, в 1992-м провел персональную выставку.

В 1994 году стал лауреатом премии администрации Омской области «За заслуги в области культуры и искусства».

Женат, имеет сына и дочь.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/02/5/487003