Насос, вода и ржавые трубы

Дата публикации: 21 февраля 2005

«КВ» стали известны некоторые подробности договора аренды Водоканала
Выступление директора МУП «Водоканал» Геннадия ЛЕОНОВА на заседании горсовета 2 февраля с новой силой всколыхнуло в умах общественности вопросы, возникшие с приходом в омскую «коммуналку» столичных специалистов из Евразийского водного партнерства. Доморощенные политики на голубом глазу принялись утверждать, что городская власть поспешила с передачей в аренду имущества Водоканала. Что на деле вся модернизация сетей водоснабжения будет производиться за счет городского бюджета. Что, получив столь лакомый кусок в виде ржавых труб и нескольких десятков насосных станций, москвичи не замедлят сдать его в субаренду, получая баснословный доход и не тратя при этом ни копейки. Озабоченность политиков и рядовых горожан понятна — как-никак Водоканал является одним из не важнейших жизнеобеспечивающих предприятий города. Однако, если разобраться, бояться стоит не того, что в коммунальное хозяйство города пришел частный капитал, а того, что он мог бы вообще не появиться на омском горизонте.

«КВ» стали известны некоторые детали договора долгосрочной аренды имущества Водоканала, который омской мэрии предстоит заключить с Евразийским водным партнерством. Ознакомившись с этими деталями, любой здравомыслящий человек может самостоятельно прийти к выводу, что никакими преференциями для москвичей в договоре даже и не пахнет. И что вся та шумиха, которая поднялась вокруг аренды Водоканала, не имеет под собой никаких реальных оснований. А те, кто эту шумиху поднял, либо никогда не вникали в суть в этого договора, либо сознательно провоцируют народ на смуту, преследуя какие-то свои интересы.

О том, насколько реальна возможность сдачи Водоканала в субаренду некоей неизвестной доселе компании, можно судить хотя бы по пунктам договора «Права и обязанности сторон», гласящим: «П. 2.13. Арендатор обязан использовать имущество исключительно по прямому назначению, указанному в настоящем Договоре. П. 2.14. Арендатор обязан содержать арендуемое имущество в полной исправности и в надлежащем техническом состоянии, а также нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, содержать используемую в соответствии с настоящим Договором территорию, на которой расположено имущество, в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с существующими нормативами».

Другими словами, даже если предположить, что Евразийское водное партнерство вдруг вздумает сдавать имущество в субаренду какой-либо компании, не имеющей отношения к водному бизнесу, вряд ли ему удастся найти желающих за свой счет содержать муниципальную собственность да еще и взять на себя все обязанности, которые до этого выполнял Водоканал. Впрочем, даже если предположить, что такие меценаты найдутся, горожане вряд ли что-то от этого потеряют. Ведь конечных потребителей не интересует, кто управляет Водоканалом и сколько он с этого имеет, главное, чтобы вода из крана бежала. Желательно — чистая.

Можно, конечно, представить, что новые управляющие Водоканала взвинтят тариф до небес и будут жить припеваючи, не особо утруждая себя заботами о простых горожанах. Но по действующему законодательству тарифы утверждает горсовет. И, в частности, те самые депутаты, которые сейчас так рьяно противостоят приходу москвичей. И если депутаты скажут, что тариф повышать нельзя, никто его не повысит. В этом плане частный инвестор ничем не отличается от МУПа, который, помнится, тоже неоднократно выходил на горсовет с предложением повысить тариф. Но так ничего и не добился.

Опасения, что москвичи выкопают трубы и выгодно перепродадут их на Запад, тоже вряд ли имеют под собой основания. Согласно пункту 1.4 договора, «передача имущества в аренду по настоящему Договору не влечет за собой перехода права собственности на указанное имущество». А продать то, что тебе не принадлежит, в нашей стране, конечно, можно, но весьма проблематично. Да и чревато различными нехорошими последствиями.

Еще один момент, вызвавший бурное негодование некоторых депутатов, — арендная плата, которую Геннадий ЛЕОНОВ предложил начислять в размере амортизационных отчислений. В некоторых СМИ даже проскочила информация, что-де изменить размер арендной платы потом будет невозможно. Хотя пункт 4.1. договора говорит об обратном: «Арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять установленный настоящим пунктом размер арендной платы в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования город Омска». А значит, ничто не мешает депутатам пересмотреть свое решение, если они вдруг решат, что москвичи платят чересчур мало. Другое дело, что по закону размер арендной платы закладывается в тариф. И в итоге платить за искреннее желание городских думцев любой ценой наполнить бюджет будут рядовые омичи.

А, может быть, на самом деле стоит забрать у москвичей Водоканал? И отремонтировать изношенные на 60% трубы за счет муниципалитета. Как раз половина годового бюджета получится. Всего-то полгода не отапливать школы, не платить зарплату врачам и учителям, остановить на полгода весь городской транспорт и прекратить ремонтировать ветхое жилье. А можно сделать еще проще — повысить тариф для населения. Немного — в пять раз. Всего-то до себестоимости. Сделать его таким, каким он и должен быть на самом деле. Тогда уж точно Водоканалу никакие инвесторы будут не нужны. И все те, кто так беспокоится за муниципальную собственность, смогут спать спокойно.

Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/02/6/nasos__voda_i_rzhavie_trubi