Самостройщики?

Дата публикации: 21 марта 2005

Бег по кругу

Месяц назад генеральный директор компании «Агростройкомплект» Валерий КОКОРИН — один из самых известных омских подрядчиков — поделился на страницах «КВ» своими размышлениями о бюрократической волоките, с которой сталкиваются все омские застройщики в процессе получения разрешения на строительство (см. «КВ» от 23 февраля 2005 года). Только внутри пятиугольника, состоящего из городского департамента недвижимости, ГлавомскархИтектуры, МУ «ОмскархИтектуры», Горкомзема и ФГУ «Земельная кадастровая палата», можно ходить, по его словам, месяцами, а то и годами.

Не надо думать, что у застройщиков хобби такое — бегать по кабинетам муниципальных и федеральных чиновников. Просто производство строительных работ без многочисленных согласований и разрешительных документов (хотя бы от одной из огромного количества муниципальных структур и федеральных учреждений) может закончиться для застройщика плачевно. Объект попросту не примут в эксплуатацию. Ведь законодательством, как известно, предусмотрен только один способ сдачи объекта в эксплуатацию. Застройщик обязан предъявить его государственной приемочной комиссии, которая назначается либо органами государственной власти, либо органами местного самоуправления (СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов»).

В Омске, например, государственная приемочная комиссия назначается постановлением мэра города. По результатам ее работы составляется акт приемки объекта в эксплуатацию, который утверждается, опять же, постановлением мэра. После чего застройщик может смело идти в учреждение юстиции и зарегистрировать право собственности на свое сооружение. В общем-то, свидетельство из учреждения юстиции и является тем главным призом в этой лотерее, ради получения которого застройщик несколько лет кругами бегает по бюрократическим коридорам.

Учимся у ЗУБРЕЕВА

Как стать собственником нового четырехэтажного офисного зданиЯ в центре города, минуя при этом длительную и дорогую процедуру получения разрешений и согласований? Леонид ЗУБРЕЕВ, например, поступил так. 20 апреля 2004 года он заключил договор с ООО «ЛиК» — собственником старого трехэтажного здания общей площадью 575 кв. метров по адресу: ул. Пушкина, 17, корпус 1, а также пристроенного к нему гаража и земельного участка, на котором все это расположено. ООО «ЛиК» разрешилО господину ЗУБРЕЕВУ провести за его счет реконструкцию здания и пристроить над гаражом еще два этажа и мансарду общей площадью 730 кв. метров. После возведения пристройки ЗУБРЕЕВ обязался вернуть ООО «ЛиК» реконструированное здание, а себе оставить в собственность саму пристройку.

Доброта и щедрость ООО «ЛиК» объясняется довольно просто. По сведениям «КВ», господин ЗУБРЕЕВ на тот момент являлся не только директором ООО «ЛиК», но и его единственным учредителем. На все остальные вопросы ответы найти гораздо сложнее. Почему, например, ООО «ЛиК» ссылается в договоре с ЗУБРЕЕВЫМ на акт предварительного выбора земельного участка № 697 от 17 февраля 2003 года, выданный Главомскархитектурой на строительство торгово-офисного здания? Как удалось выяснить «КВ», этот акт уже давно не действителен, о чем директор ООО «ЛиК» Леонид ЗУБРЕЕВ был уведомлен письмом от 11 августа 2003 года за подписью главного архитектора города Альберта КАРИМОВА. Может, конечно, письмо КАРИМОВА не дошло до адресата, но в редакции «КВ» его копия имеется.

Да и в отделе подготовки землеотводных документов Главомскархитектуры очень удивились, когда узнали от корреспондента «КВ», что по адресу: Пушкина, 17, корпус 1 уже несколько месяцев стоит новое четырехэтажное офисное здание. Такого якобы просто не может быть. Тем не менее здание есть (см. фото). Построено оно в период с 26 июня по 20 ноября 2004 года. Генеральный подрядчик — ООО «КапЖилСтрой». Мало того, и свидетельство на право собственности в учреждении юстиции господин ЗУБРЕЕВ получил без всякого постановления мэра. Регистратору ЕФРЕМЕНКО Е. М. хватило акта, подписанного рабочей комиссией, и договора между ЗУБРЕЕВЫМ и ООО «ЛиК».

Кто в строительных делах разбирается не очень хорошо, поясню: акт рабочей комиссии — это лишь промежуточный этап. То есть акт предварительного обследования построенного здания. Председатель рабочей комиссии — это сам застройщик. В нашем случае — господин ЗУБРЕЕВ, который расписался в том, что претензий к строительной организации не имеет. И члены комиссии расписались, что объект готов к сдаче в эксплуатацию. Существенный момент: не сдан, а лишь готов к процедуре сдачи в эксплуатацию. До самого главного так и не дошло.

Если нельзя, но очень хочется

Можно понять господина ЗУБРЕЕВА. Любой человек ищет короткие пути для достижения цели. Не совсем понятны мотивы, которые двигали государственным регистратором. Если бы оформить право собственности на основании акта рабочей комиссии могли бы все омские застройщики, то уже завтра перед учреждением юстиции выстроилась бы длинная очередь. Это же какая сумасшедшая экономия времени и средств могла бы у застройщиков получиться! Даже пресловутые 10% «долевых» муниципалитету на развитие городского хозяйства нет необходимости отдавать. В общем, бери да строй себе офисы в свое удовольствие. Можно в пять этажей, а можно — в восемь. Круглые, квадратные — какие угодно. Да хоть треугольные.

Впрочем не торопитесь занимать очередь. Например, предпринимателю, который позвонил по просьбе «КВ» в отдел регистрации прав собственности на нежилые помещения учреждения юстиции, сразу ответили категорическим отказом. Мол, что вы. Для получения свидетельства совсем недостаточно акта рабочей комиссии. Должен быть акт государственной приемочной комиссии, который утверждается постановлением мэра города.

Но по неофициальным каналам корреспонденту «КВ» удалось узнать чуть больше. Источник в учреждении юстиции на условиях анонимности пояснил, что зарегистрировать в собственность построенный офис, имея на руках лишь акт рабочей комиссии, довольно сложно. Тем не менее можно. Учреждение юстиции делает это в очень редких случаях и только с согласия на то главного управления архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы Омской области (ГАСН).

ГАСН — это для застройщика и бог и царь. Это главный государственный надзорный орган в сфере строительства, который обязан контролировать исполнение застройщиками законов и требований градостроительных и строительных норм и правил. Вот и хотелось бы получить ответ от руководителя ГАСНа Алексея КАЛАЧЕВСКОГО: а законно ли построил свое офисное здание господин ЗУБРЕЕВ? И если все законно, то в каких именно случаях для регистрации права собственности на построенное или реконструированное офисное здание требуется акт госкомиссии о приемке его в эксплуатацию, утвержденный постановлением мэра, а в каких случаях достаточно лишь акта рабочей комиссии и согласия ГАСНа? Очень хочется точности в таком непростом вопросе.


Врезка

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Из статьи 222 Гражданского кодекса РФ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/03/10/samostroyshchiki