Сергей БАЛЬЧУГОВ: "Прежде чем что-то строить, предприниматель обязан учесть общественное мнение"

Дата публикации: 25 апреля 2005

Сергей БАЛЬЧУГОВ, руководитель управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ по Омской области

— Сергей Филиппович, что представляет собой ваше ведомство?

— Ростехнадзор (так сокращенно именуется Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации. Служба эта создавалась в два этапа. Первый связан с мартовским Указом президента 2004 года согласно которому на базе Госгортехнадзора была создана федеральная служба по технологическому надзору. Она объединила функции Госгортехнадзора и энергетического надзора. Эта федеральная служба входила в состав Минпромэнерго. На втором этапе, согласно уже майскому указу президента, на базе федеральных служб по атомному и технологическому надзору с добавлением функций экологического надзора, изъятых у Минприроды, была создана новая организация, которая и существует по сей день. Смысл ее образования — сокращение административных барьеров. То есть вместо нескольких независимых друг от друга надзорных организаций на предприятия будет приходить одна. Которая и проводит комплексную проверку. Правда, атомный надзор, как видите, не значится в названии территориального управления. Он остался в том виде, в каком и был: есть Сибирский межтерриториальный округ от Омска до Читы, надзор за которым осуществляет соответствующее управление в Новосибирске. В Омске есть отдел от этого управления.

— Так чем же все-таки вы занимаетесь?

— Сохранены все функции Госгортехнадзора — надзор за опасными промышленными объектами. Функции, принадлежавшие Госэнергонадзору, несколько урезаны. Мы теперь не будем заниматься вопросами энергосбережения и энергоэффективности. Третья часть — экологический надзор. Для этого из Минприроды вывели и передали нам функции, связанные с техногенным воздействием на окружающую среду. У них осталось все, что касается природопользования.

— В связи с образованием вашей службы предприниматели встали в тупик. Раньше все свои строительные объекты они согласовывали в ГУПРе на Герцена. Сейчас один из наследников ГУПРа — Росприроднадзор — утверждает, что полномочия по согласованию остались у них, в то же время вы в Ростехнадзоре требуете согласовывать эти же документы исключительно у себя.

— Имеется два постановления правительства РФ от 30 июля 2004 года — № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования...» и № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». В них четко очерчены функции, которыми наделены обе организации.

В положении о нашей службе ясно сказано, что Ростехнадзор проводит экологическую экспертизу «технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду». Любой строящийся объект, будь то дом, офис или ангар, в той или иной степени оказывает воздействие на окружающую природную среду. Поэтому все эти объекты и подлежат государственной экологической экспертизе (ГЭЭ).

— Но как же быть с требованиями омского Росприроднадзора?

— Их требования, на мой взгляд, неправомерны. В постановлении правительства № 400 о Росприроднадзоре такими функциями они не наделены.

— То есть вынесенное соответствующим органом разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию какого-либо объекта, где вместо вашей подписи — подпись руководителя омского управления Росприроднадзора незаконно?

— При проверке таких документов природоохранной прокуратурой они могут быть опротестованы.

— Еще одно непонятное для многих застройщиков положение — согласованная с общественностью оценка воздействия на окружающую среду. Каким образом происходит такое согласование?

— Для экологической экспертизы мы привлекаем независимых экспертов, которые обязаны учесть общественное мнение.

— Каким образом они должны его учесть?

— Предприниматель, прежде чем что-либо строить, должен представить декларацию о своих намерениях в орган местного самоуправления и рассказать о намечаемой хозяйственной деятельности. Одновременно он должен начать сбор материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), в состав которых входят и материалы общественных обсуждений. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельностью представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности. Это требование ст.32 ФЗ «Об охране окружающей среды». Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности и проставить свои замечания. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Окончательный вариант материалов по ОВОС передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе передается на ГЭЭ. Участие общественности при подготовке ОВОС: на этапе первоначальной информации; на этапе проведения ОВОС (выбор участка); на этапе обосновывающей документации (проект).

— Но если после размещения такого объявления никто в организацию не обратился?

— Если на объявленный сход никто не пришел, это надо запротоколировать. Если изучалось общественное мнение по объекту, нам предоставляют опросные листы.

— Что это такое?

— Опрашивают граждан, как они отнесутся к будущему строительству.

— Каких граждан? Близ живущих?

— Необязательно. Нормативные документы это не регламентируют.

— Какие материалы могут быть представлены общественности для обсуждения, если объявление в СМИ размещается еще до стадии ТЭО, проекта, а только при наличии идеи о строительстве?

— В ст. 35 ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано, что выбор места размещения зданий, строений, сооружений осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Поэтому заказчик обязан предоставить материалы по оценке воздействия на окружающую среду на предпроектной стадии.

— Какими, вы говорите, документами?

— Акт выбора земельного участка на основании которого потом мэр города принимает решение, выделить ли этот участок в указанных границах. Или не принимает.

— И на этом с общественностью — все, подводится черта?

— Нет. После выделения участка и после того, как на градсовете проект обсужден, определены его этажность, фасады и прочее, заказчик вновь обязан представить проект на обсуждение общественности.

— И вновь объявление в газете?

— Конечно.

— Но где вы видели общественность, которая одобрит строительство рядом со своим жильем чего-то еще? Будь то дом, гараж или офис.

— Как правило, на объявленное собрание приходят в основном КТОСы, старшие по домам, которым нужно решить свои проблемы: отремонтировать лестничную площадку, заменить кровлю и т.д. Им пообещают, и они подписывают. А на этапе строительства вдруг возникают недовольные: почему не было учтено их мнение. Разбираемся. В большинстве случаев эти жалобы не имеют отношения по оценке воздействия на окружающую среду. Или скамейку не там поставили, или старое дерево спилили.

— То есть ваше ведомство требует два раза обсуждать проект с общественностью?

— Да, на этапе акта выбора земельного участка и на этапе проектирования.

— А смысл? Зачем вы заставляете предпринимателя перешагивать столько бюрократических ступеней?

— На первоначальном этапе, например, у него был запланирован под зданием подземный гараж. Эту идею предприниматель и обсудил с населением. А геологи или архитекторы гараж «зарубили». На этапе проектирования его уже нет. Этот новый изменившийся проект необходимо опять представить общественности. Все логично.

Следующий этап исполнения природоохранного законодательства — обоснование нормативов допустимого воздействия, которые делается на основании полученных в установленном порядке положительных заключений государственной экологической экспертизы. Выдавать разрешение на выброс, на размещение отходов мы не имеем права, если объект не введен в эксплуатацию в установленном порядке. Все, что построено без экспертизы, действует незаконно.

— То, что незаконно, закрываете?

— В федеральном законодательстве нет пока процедуры, что делать с теми объектами, которые не прошли в установленном порядке экспертизу. Мы на региональном уровне такую процедуру сейчас вводим. Есть объекты, которые являются жизнеобеспечивающими, и мы их не можем так сразу остановить.

— Например?

— Газификационные: санаторий «Коммунальник», Тюкалинское ДРСУ и т.д.. Вот сегодня только приходили из Центробанка: они поставили в ряде своих сельских подразделений мини-котельные на газе. В Тарском районе, например. Конечно, котельная на газе экологичней той, что на мазуте. Но это было сделано без экспертизы. По закону мы должны все это закрыть. Но мы же не можем остановить жизнь. Пока принято решение, что по таким объектам будем проводить обследование и в случае доказательств соответствия их природоохранным требованиям, если они не нарушают на границе санзоны санитарные нормативы, комиссионно будет принято решение о соответствии этих объектов экологическим требованиям с последующей выдачей всех разрешительных документов.

— Вы также контролируете платежи за выбросы в атмосферу. Все ли вовремя платят?

— В прошлом году было уплачено в бюджет за загрязнение 23 млн рублей при плановой цифре 50 млн. Руководство федеральной службы сейчас разрабатывает комплекс финансовых мер к неплательщикам.


Сергей Филиппович родился 20 апреля 1955 года в Бурятской АССР в селе Кижинга Кижингинского района. До 15 лет учился в Бурятии. После выхода отца-военного на пенсию семья переехала в Омск, где у матери жили родственники. Десятилетку окончил в школе № 18 в 1972 году и поступил на электрорадиотехнический факультет Омского политехнического института по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий и городов». По окончании вуза в 1977 году был распределен в Барнаул, где работал инженером по режиму в диспетчерской службе городских электрических сетей. Через год вернулся в Омск, где начал работу тоже в городских электрических сетях электромонтером оперативно-выездной бригады диспетчерской службы, затем был старшим диспетчером, начальником диспетчерской службы (1980 год). В 1982 году перешел в Омскэнерго дежурным диспетчером энергосистемы. В 1984 году призван в армию. Служил замполитом роты в строительном батальоне. Отслужив, вернулся в 1986 году в Омскэнерго начальником службы перспективного развития. В 1993 году приглашен в комитет по промышленности, транспорту и связи администрации Омской области главным специалистом, потом консультантом по вопросам энергетики. В конце 1996 года возглавил территориальное управление Омскгосэнергонадзора. С ноября 2004 года — врио руководителя управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ по Омской области, а 9 февраля 2005 года утвержден в этой должности.

Женат, сын работает инженером по телемеханике НПО «Мир», дочь учится в энергетическом институте Омского технического университета.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/04/15/678806