Роман АБРАМОВИЧ родился 24 октября 1966 года в Саратове. Вскоре после этого его родители переехали в Сыктывкар. Через год от неудачного аборта умерла мать, а еще через два в результате аварии на стройке погиб отец. Трехлетнего Рому взял на воспитание брат отца — Лейб Нахимович АБРАМОВИЧ, работавший в то время начальником управления рабочего снабжения «Печорлеса» при «Комилесресурсе».
Детство
Детство Рома провел в Ухте, где поступил в школу № 29. В возрасте 14 лет его перевезли в Москву, где мальчика воспитывал второй брат отца — Абрам Нахимович. Роман жил с бабушкой Татьяной Семеновной в однокомнатной квартире. Учился в школе № 232. Эту же школу оканчивали артисты Максим СУХАНОВ и Ольга КАБО, кинорежиссер Валерий ТОДОРОВСКИЙ.
— Рома был скромным, воспитанным и исключительно сдержанным, — рассказывает о нем директор школы Людмила ПРОСЕНКОВА. — Про таких говорят «весь в себе» или «этот точно знает, чего хочет», Любимым предметом у него была математика, а вообще он был крепким четверочником.
На двери кабинета информатики школы висит табличка: «Кабинет подарен выпускником школы АБРАМОВИЧЕМ Романом Аркадьевичем». Сам выпускник, правда, с тех пор ни разу на пороге этого учебного заведения не появлялся. Оснащением альма-матер оборудованием почти на триста тысяч долларов занимался его дядя Абрам. Он частенько бывал в школе как в то время, когда там учился племянник, так и после того. Что позволяет предположить, что не таким уж твердым четверочником был в детстве Роман.
— Рома учился на «двойки» и «тройки», — вспоминает его одноклассница Ольга НАСЫРОВА. — Хорошо, что у него был такой предприимчивый дядя Абрам. Он постоянно задабривал нашу классную руководительницу, таская ей деньги и подарки.
— У Ромочки к тому времени уже появились собственные деньги, — утверждает мать Ольги Надежда Ефимовна. — Он фарцевал польскими целлофановыми пакетами и югославскими сигаретами.
Институты
После школы Роман пробовал поступить в Московский институт нефти и газа имени Губкина, но, провалившись на экзаменах, вернулся к родственникам в Ухту, где несколько месяцев проучился в индустриальном институте. Бросил его и загремел в армию. Служил рядовым в автовзводе артиллерийского полка. Через два года вернулся в Ухту и вновь восстановился в институте. Там же познакомился с 23-летней Ольгой ЛЫСОВОЙ. В декабре 1987 года они поженились в Москве, жили в однокомнатной квартире на Цветном бульваре. Внебрачная дочь Ольги осталась в Ухте и приезжала в Москву нечасто. Роман перевелся из ухтинского индустриального института в московский автодорожный. Но и там не доучился, уйдя в предпринимательство.
С момента своего появления на нефтяном рынке Роман АБРАМОВИЧ нередко утверждал, что учился в Московском институте (переименованном потом в университет) нефти и газа им. Губкина.
— Я вам как президент Ассоциации выпускников университета говорю: не заканчивал он наш вуз! — заявил Виктор ШЕЙНБАУМ любопытным корреспондентам.
В 1999 году в официальных документах, представленных акционерам Сибнефти к годовому собранию в рубрике «Образование» у Романа АБРАМОВИЧА значится «Московский автодорожный институт». Что тоже неправда. Он не заканчивал этот вуз, проучившись в нем меньше года.
Единственное высшее учебное заведение, где не отпираются, что выдали диплом выпускника Роману Аркадьевичу, — Московская государственная юридическая академия Отделение целевой подготовки заочного факультета. Этот вуз, открывшийся в начале 90-х стал популярен среди чиновников, которые в свое время не озаботились образованием по профилю. Поступил сюда будущий олигарх в должности директора московского представительства Сибирской нефтяной компании, а получил диплом в 2001 году, будучи губернатором Чукотки.
— Мы принимаем абитуриентов и с незаконченным высшим образованием, но не ниже двух курсов, — пояснил декан факультета целевой подготовки Александр МАГОМЕДОВ. — У АБРАМОВИЧА скорее всего было незаконченное высшее, иначе бы его не взяли. Он был довольно прилежным студентом, хотя учился средне.
Кооператив «Уют»
Из интервью АБРАМОВИЧА журналу «Огонек»: «Учился в институте и параллельно организовал кооператив, „Уют“ назывался. Мы делали игрушки из полимеров. Те ребята, с которыми мы работали в кооперативе, потом составили управляющее звено Сибнефти — Женя ШВИДЛЕР, Валерий ОЙФ... Потом какое-то время я был брокером на бирже».
Журналистам «Московского комсомольца» удалось найти истинного владельца кооператива «Уют» — Владимира ТЮРИНА:
— Мы с ним познакомились в начале 1988 года. Я приехал в Москву из Кисловодска. К тому времени я создал кооператив «Луч» по производству детских резиновых игрушек. Я предложил ему контролировать реализацию по Москве.
Он мне рассказывал, что в старших классах покупал сигареты по одной цене и перепродавал их у «Метрополя» уже значительно дороже. Так что какой-то опыт у него был. Платил ему 20% от выручки. Он успешно продавал игрушки. Это были слоники, обезьянки, Красные Шапочки, Коты в сапогах, крокодильчики — всего около 300 наименований. Сперва товар везли из Кисловодска, ведь там я построил небольшой цех. А в Москве были две торговые точки. Потом в столице арендовали завод «Альфапластик» и уже здесь производили товар. Игрушками мы обеспечивали всю Россию. Спрос был колоссальным. В начале 1989 года я купил кооператив «Уют» и назначил Романа председателем этого кооператива. Когда мы с АБРАМОВИЧЕМ расстались, «Уют» я переименовал во «Владекс».
С тех самых пор АБРАМОВИЧ не пьет. Он так объяснял ТЮРИНУ свою позицию: «Однажды выпил водки, мне это не понравилось, и поведение выпивших людей вокруг тоже не порадовало. Я дал себе обещание, что никогда не буду пить.
Аналогичного принципа он придерживался по поводу табака: „Курение — самообман. Просто человек внушает себе, что, когда курит, успокаивается. Но это просто самовнушение“.
ТЮРИН ему не раз говорил: „Ромка, елки-палки“, поступай в институт, ты же толковый парень». А он: «Ну зачем мне это надо, я и так вижу все на 10 лет вперед. Что дает институт — только специализацию».
Нефть
В начале 1991 года АБРАМОВИЧ расстался с «Уютом» и познакомился с Евгением ШВИДЛЕРОМ и Валерием ОЙФОМ. Выпускники «керосинки»они убедили Романа, что нефтепродукты гораздо выгоднее игрушек. Тем более, что в Ухте, где его дядя Лейб возглавлял строительную организацию, существовал нефтеперерабатывающий завод. Со связями дяди «войти» туда проблем не было. В начале 1992 года директор нефтезавода подписал договор на поставку на станцию Подмосковная 55 железнодорожных цистерн с дизельным топливом. Однако эти цистерны оказались совсем в другом месте — в Риге, где топливо было реализовано. Денег ухтинскийзавод за него не получил. Следственное управление ГУВД г.Москвы возбудило в отношении директора МП «АВК» Романа АБРАМОВИЧА уголовное дело. 19 июня 1992 года он был заключен под стражу.
В большинстве газетных публикаций по поводу этого дела говорится, что дело отправили в Ухту и там оно затерялось. Но все было по-иному. Когда следствие почти закончилось, неожиданно возник некий гражданин ЧИКОВАНИ, директор совместного латвийско-американскогопредприятия. Это предпритятие проплатило Ухтинскому НПЗ всю стоимость горючего и предъявило договор, согласно которому московский получатель и должен был переправить топливо в Ригу, за что соглашался получить оплату до 31 декабря 1992 года. Таким образом, никакого ущерба государство не понесло. 1 декабря 1992 года дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
В 1992 году Евгений ШВИДЛЕР уже работал в США в консалтинговой компании «Дэлойтт энд Туш» и, вполне возможно, имел прямое отношение к этому латвийско-амери канскому СП. Во всяком случае в 1993 году Евгений Маркович стал директором зарегистрированной в Швейцарии компании Runicom S. A, московское представительство которой возглавил Роман АБРАМОВИЧ.
Одновременно он руководил десятком фирм, одна из которых — «Меконг» — стала одним из крупнейших продавцов нефти от Ноябрьскнефтегаза. Поспособствовали этому добрые отношения с Андреем ГОРОДИЛОВЫМ, сыном директора ННГ Виктора ГОРОДИЛОВА.
В 1995 году АБРАМОВИЧ познакомился с Борисом БЕРЕЗОВСКИМ. У первого были связи в ноябрьском добывающем предприятии, у второго — лоббистские возможности в правительстве. Приближались выборы президента России 1996 года. При том что Борис ЕЛЬЦИН стремительно терял свою популярность. Эти выборы стали звездным часом обоих партнеров, после которого первый из них возгордился, вознесся и обжег крылья, а второй тихой сапой стал одним из богатейших олигархов мира.
В рейтинге журнала «Форбс» 2004-года среди россиян он занимал вторую строчку с 12,5 млрд долларов. Первым был тогда Михаил ХОДОРКОВСКИЙ с 15,2 млрд.
Дети
Разведясь с первой женой, осенью 2001 года Роман АБРАМОВИЧ женился на стюардессе Ирине МАЛАНДИНОЙ. Она родила ему пятерых детей — Анну, Аркадия, Соню, Арину и Илью.
Фонарь
«Рома — блестящий психолог и обладает фантастическим умением просчитать, что именно в данный момент времени требуется руководящему лицу. Если начальник просыпается в три часа ночи от сильной жажды, то в три часа две минуты АБРАМОВИЧ будет стоять у двери со стаканом воды».
Давний знакомый Романа АБРАМОВИЧА.
Самые крупные приобретения АБРАМОВИЧА
$ 22 миллиона — поместье Файнинг Хилл на юге Великобритании, 2000 год.
$ 2,1 миллиона — квартира в районе Найтбриджа в Лондоне, 2001 год.
$ 270 миллионов — клуб «Челси» вместе со стадионом, «Стемфорд бридж», гостиницей «Челси вилладж» и супермаркетом «Челси-Мегастор» (60 миллионов фунтов стоили непосредственно акции клуба, и еще за 90 миллионов АБРАМОВИЧ выкупил долги клуба).
$ 90 миллионов — яхта «Голубая бездна».
$ 130 миллионов — яхта «Пелорус».
$ 130 миллионов — яхта «Экстазия».
$ 72 миллиона — летающий офис «Боинг-737».
$ 500 тысяч — дворец на Английской набережной в Санкт-Петербурге.
$ 23 миллиона — замок «Де ла Кро» во Франции.
По данным газеты «Комсомольская правда»
27 апреля в «КВ» «Как создавалась Сибирская нефтяная компания»:
— неизвестные документы;
— свидетельства очевидцев.