Профессор подает завтрак

Дата публикации: 25 апреля 2005

Но за пьянку и списывание отчислит без сожаления. 

«КВ» продолжают публиковать впечатления бывшего студента из Омска, который четыре года назад уехал в Америку учиться в «Методисей Колледж» Methodist College по программе ARRIVED.

Быт студента

«Методист Колледж» расположен в четвертом по величине городе Северной Каролины в центре страны американского гольфа (по количеству гольф-клубы уступают здесь, наверно, только церквям). В «Методисте» учится более 2 000 студентов, из них около 60 иностранцы. Это много: в университетах, подобных «Методисту», иностранцев можно пересчитать по пальцам. Много приезжих учится на мастерских и докторских программах, но это уже в крупных университетах.

Студенческий городок (кампус) расположен на огромном участке холмистой земли, который включает небольшой лес и реку Кейп Фиар. На его территории находятся теннисные корты, поля для гольфа, футбола, стадион для американского футбола, площадка для пляжного волейбола, тренажерный зал и еще много других спортивных сооружений. «Методист колледж» вообще очень знаменит своими командами гольфистов и теннисистов. К примеру, три года подряд студентка из Москвы завоевывала для колледжа первые места в национальном чемпионате США по теннису среди небольших колледжей.

В кампусе живет около 800 студентов. Здесь построено довольно много разных зданий. Особой архитектурой не отличаются, обычные двух-, трехэтажные дома: либо общежитского типа, либо квартирного. В каждом общежитии есть бесплатные стиральные машины и сушки.

Студенты, которые живут не в кампусе, арендуют квартиры или обитают дома с родителями (если, конечно, они живут неподалеку). В колледже много студентов, которым по 25-30 лет, встречаются и люди постарше. Последние, понятно, живут в своих домах или квартирах, работают и имеют детей. Большинство из них берет вечерние классы. Другой тип «нетрадиционных» студентов — военнослужащие. Рядом с Файеттвиллем находится крупнейшая база американских сухопутных войск (Army) — Fort Bragg.

Армия предоставляет своим солдатам возможность бесплатно учиться где они пожелают в свободное от службы время. Так что многие солдаты, отслужив до пяти вечера, едут в «Методист колледж» или другие вузы поблизости и проходят вечерние классы. Иногда военным предоставляется отпуск, вплоть до года, чтобы позволить им учиться в полную силу и на дневных классах. Армия оплачивает своим солдатам все — даже учебники. Несмотря на то, что, к примеру, «Методист» стоит около 20 000 долларов за год, военнослужащие не платят ни цента — армия платит за все. Единственная ситуация, когда солдата заставят отдать армии деньги за класс, — это если он получит тройку — С. Это делается, чтобы мотивировать военных хорошо учиться. Армия оплачивает не только высшее, но и поствысшее образование — мастера и доктора. Продвижение по службе возможно только при получении соответствующего образования (например, никто не продвинется выше полковника, не имея минимум мастерской степени, равной российскому кандидату). Все корпуса общежитий закрыты на ключ 24 часа в сутки (у каждого студента есть либо ключ, либо карточка, либо дверь отпирается отпечатком пальца).

Большинство студентов питается в колледжской столовой, кроме тех, кто живет в общежитиях квартирного типа, где есть кухни. Все питание в столовой для cтипендиатов ARRIVED бесплатное. Другие студенты либо оплачивают питание за семестр вперед, либо платят 5-6 долларов на входе в столовую. Что касается еды, то она вполне приличная. Для гурманов поблизости от кампуса есть несколько ресторанов, пиццерий и фаст-фудов.

С алкоголем здесь все просто: кампус — «сухой». Конечно, это особый шок для российских и европейских студентов. Тем не менее студенты иногда пьют: в основном пиво, бывает вино, водку или виски. Некоторые прямо в кампусе, но это рискованно: если поймают, оштрафуют (0 за первый раз, 0 за второй, третий раз — отчисление). Поэтому в основном все студенческие вечеринки с выпивкой проходят за территорией кампуса.

Сессии отменяются

Американская система образования не делает сильных различий между колледжами и университетами. «Методист колледж» — это университет, но небольшой, поэтому называется колледжем. Он дает высшее образование (Bachelor's Degree), которое равно российской степени «специалист». В университетах обычно есть несколько поствысших программ — образование мастерского или докторского уровня. В «Методисте» таких программ пока только две — Physician Assistant program (врач типа терапевта — Master's degree) и Master of Business Administration с концентрацией в Leisure Industry (индустрия развлечений). Большое отличие от России в том, что в Америке в разных университетах и колледжах обучение построено по-разному. Здесь нет федеральной системы образования, нет федеральных учебных программ, нет центральной аттестации или аккредитации.

Студенты «Методиста» могут выбирать себе специальности более чем в пятидесяти областях обучения. Система обучения имеет свою специфику, которая существенно отличается от российской. Лекции и семинары не разделены. На каждом занятии преподаватель рассказывает новый материал, задает вопросы, может устроить тест и, конечно, старается спровоцировать дискуссию. Такой метод ведения занятий возможен из-за сравнительно небольшого количества студентов. Соотношение студентов и профессоров в колледже составляет приблизительно 17:1. В крупных университетах и в США, и в России такой подход, конечно, не пройдет — слишком большой поток обучающихся.

В Америке не существует российского понятия группы студентов, которые поступили на один факультет и все пять лет учатся вместе на каждом предмете. Тут студент сам составляет себе расписание, и так получается, что на каждом предмете почти все люди вокруг тебя незнакомые. Естественно, полной свободы в выборе предметов у студентов колледжа нет. Для получения диплома нужно пройти определенное количество классов, обычно около 45. Нормальный студент в США учится 4 года, а не 5, как в России. Но система образования здесь очень гибкая и позволяет закончить обучение и за 3-4 года, и за 5-6: все зависит от нагрузки, которую вы себе выбираете, а также от количества специальностей, которые вы хотите видеть в дипломе.

В колледже нет привычных для российских студентов сессий. В конце каждого семестра есть неделя финальных экзаменов, но они составляют обычно 20-30% от итоговой оценки. По сути, оценка зарабатывается работой во время семестра: тесты, письменные работы, проекты и экзамены идут постоянно, так что не расслабишься. Финальные экзамены идут каждый день (их может быть и два в день, в зависимости от вашего расписания)

«Привет, Ребекка!»

Профессора в колледже в основном дружелюбные и демократичные. Совершенно нормально обращаться к преподавателю или административному работнику по первому имени, хотя довольно часто, желая подчеркнуть свое уважение, студенты используют официальную форму обращения с «мистер» или «доктор» перед фамилией. Я думаю, каждому приятно, когда к нему обращаются как к значительному человеку, но, с другой стороны, мне очень нравится, что можно запросто сказать профессору: «Привет, Ребекка» или «Как дела, Спенс?». Это выгодно отличает американскую культуру общения от чересчур формализованной и официозной российской.

Демократизм преподавателей и администрации виден еще в одном событии — традиционном Сессионном завтраке, который проходит каждый семестр в столовой в день перед началом финальных экзаменов. Этот завтрак — событие очень необычное: во-первых, он начинается в 10 вечера, потому что, видимо, в ночь перед первым экзаменом нужно учиться, а не спать. Во-вторых, обслуживают студентов профессора и администрация колледжа. Президент (по-русски ректор), директоры различных отделов, деканы и обычные преподаватели надевают белые фартуки и подают студентам омлеты, оладьи, кашу, сок и другую снедь. Чем не способ стать реально ближе к народу? Я бы рекомендовал российским преподавателям подумать об этом. Заслуженное уважение от проявления самоиронии и ответного уважения к студентам никуда не денется.

Приятно отметить, что субъективизм преподавателей в колледже сведен к минимуму. Особенно негативный. Ты хоть совсем разругайся с преподом, не разговаривай и не здоровайся, но ему будет очень трудно поставить тебе оценку ниже заслуженной. Впрочем чуть-чуть занизить могут, но зарвавшегося профессора можно поставить на место, предоставив доказательства несправедливости проректору по академической работе. Доказательства собрать достаточно легко, потому что оценки ставятся по объективным критериям. Вообще я не слышал, чтобы дошло до конфликта такого масштаба, потому что профессора знают, что на них есть управа, и не зверствуют.

В университете в Омске меня больше всего раздражала необходимость писать лекции под диктовку. Почему бы не распечатать их и не раздать студентам? Видимо потому, что тогда многим преподам будет нечего делать, потому что они способны только читать по бумажке, а отвечать нормально на вопросы студентов, дискутировать с ними — видимо, это им не под силу... Хотя, в колледже тоже есть неграмотные или скучные преподы.

Здесь мне повезло встретить несколько великолепных преподавателей, которые очень сильно повлияли на меня и, несомненно, изменили мою жизнь, мировоззрение. Хоть «Методист» и не один из ведущих университетов, а просто колледж средней руки, но если стараться и к чему-то стремиться, то можно очень многому научиться и встретить много очень интересных людей. Я уверен, что в великих университетах типа Гарварда образование, уровень профессоров и студентов значительно выше, но «Методист» все равно лучше, чем любой омский универ.

Самая большая глупость

Оценки в Америке обозначаются буквами: A, B, C, D и F. Только F означает, что курс провален и необходимо проходить его повторно. F ставят, если по итогам семестра студент набрал меньше 60% из возможных баллов. В некоторых вузах, в том числе и в «Методист колледже», к буквам добавляются плюсы или минусы. Каждой букве также соответствует цифровое значение. Например, самой высокой оценкой является A+, что в цифровом представлении есть 4.3. Просто А равно 4.0, а А- равно 3.7. И так далее. Цифры используются для вычисления средней оценки по всем предметам. Именно на эту оценку смотрят университеты при зачислении школьников, а студенты указывают ее в резюме при устройстве на работу или при поступлении на поствысшие программы (master's degree). Также эта цифра определяет размер финансовой помощи.

Занятия в колледже идут по 50 минут по понедельникам, средам и пятницам, а по вторникам и четвергам — 1 час 15 минут. Довольно часто нас отпускают раньше. Иногда класс отменяют вообще, но это в том случае, если задают большой проект на дом. Объем домашних заданий по предметам варьируется. Очень много приходится читать. По каждому классу обычно есть учебник или два. Читать в нем надо все, что задают, а это было для меня откровением после российского образования, где рефераты скатывают, а главной подготовкой к экзамену часто является распечатывание «шпор».

Все требования по каждому классу известны заранее: расписание предмета на семестр по дням (syllabus), даты экзаменов, задания, эссе, главы для чтения по дням, возможные баллы за задания и тесты. Один класс обычно идет 3 часа в неделю. Если у тебя 6 классов по 3 часа в неделю каждый, то всего у тебя 18 часов в неделю, плюс 18 часов или больше в неделю уходит на подготовку домашней работы. Некоторые предметы требуют самостоятельной работы, которая превышает работу в аудитории. Для меня уже привычно заниматься делами по 70 часов в неделю. В пиковые недели (когда подходит срок сдавать работы по нескольким предметам одновременно) приходится учиться по 100-110 часов, а это нелегко.

По всем классам есть papers (рефераты). Списывание и скатывание papers — большое преступление. Самая глупая мысль в американском универе — это списывать или заниматься плагиатом. Если вычислят чужой текст (предложение из книжки или статьи, или скопированное из Интернета) без кавычек и ссылки на автора, легко поставят F за работу. Второй раз попадешься на этом же — могут отчислить. Поэтому от студентов не требуют больших работ: чаще всего 2-3 страницы. Иногда 10, а то и 20-30, но это уже много и, как правило, перед самым выпуском. Естественно, очень сложно, когда каждое слово приходится писать самому. Но как бы то ни было, многие американские студенты не имеют даже мысли о том, что на экзамене можно воспользоваться шпаргалкой, списать у соседа или сознательно не поставить все ссылки в эссе. И это не потому, что они менее находчивые, чем их российские коллеги, а просто потому, что за школьные годы они убедились в том, что нечестность в учебе сурово карается, так же как и нечестность в работе сурово карается в реальной жизни в Америке.

(Продолжение следует)

Олег ОТТЕН
(США, Северная Каролина)



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/04/15/professor_podaet_zavtrak