В омской легкой промышленности, по данным Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Омской области, занято 442 субъекта в основном частной формы собственности, относящихся к мелкому и среднему бизнесу. В 2004 году они произвели продукции (работ, услуг) на 413 млн рублей. Структура выпуска продукции легпрома по подотраслям в 2004 году: 10, 1% — кожевенно-галантерейная, 17, 7% — текстильная (из них 12, 4% — первичная обработка шерсти), 22, 6% — обувная, 49, 6% — швейная.
Промелькнувшая в докладе начальника управления легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности министерства промышленной политики, транспорта и связи области Ирины СУХОРУКОВОЙ информация о том, что местный легпром находится на подъеме, на фоне других данных быстро померкла. О реалиях российской легкой промышленности в цифрах, очень живописно рассказал Фартабей ДЗАПШАБ.
Насыщение российского рынка товарами легкой промышленности заполняется за счет импорта. Товарооборот составляет порядка 900 млрд рублей. На долю товаров российского производства приходится чуть более 20%, остальное — в основном незаконно везенная, контрабандная продукция. В этой массе 65% составляет обувь, 35% — швейные изделия и трикотажные.
Неэффективное управление, высокая затратность производства, низкая конкурентоспособность, недостаток сырья, моральный и физический износ оборудования — порядка 50% — основные причины, названные г-ном ДЗАПШАБОМ, тянущие отрасль ко дну. В общей массе оборудования, которое стоит на предприятиях легпрома, более 55% проработало свыше десяти лет. Стоимость основных фондов по сравнению с 2004 годом снизилась на 11%. Инвестиции в основной капитал в предприятий легкой промышленности не превышают 1% и наметилась тенденция к их снижению.
Как отметил г-н ДЗАПШАБ, правительство страны со своей стороны предпринимает все, чтобы поднять отрасль. В частности, принимаются меры, которые направлены на предотвращение незаконного ввоза на территорию страны контрафактного товара. При этом констатировал, что за последнее время «много упущено и на федеральном уровне, и на региональном», и обратился к руководителям: «Теребите нас, обращайтесь».
«Проблемы общие, по одному не выживем, надо объединяться», — призвала руководителей предприятий легпрома председатель Гильдии предприятий легкой и текстильной промышленности Москвы Валентина ВАРФОЛОМЕЕВА. Тревогу у г-жи ВАРФОЛОМЕЕВОЙ вызывает то, что процесс стагнации в отрасли продолжается и перспективы у нее слабые. «Мы имеем сейчас возможность выезжать за границу. Вы посмотрите, какую поддержку со стороны государства имеют там предприятия легкой промышленности. Посмотрите, что делают сегодня поляки, чтобы войти на российский рынок: у них все проценты по кредиту берет на себя государство. А нас обвиняют, что у нас устаревшие технологии, что мы неграмотно маркетинг проводим. Ничего подобного».
«Емкость рынка легкой промышленности — более 180 млрд рублей. Мы произвели только 20%, остальное инвестировали в экономику других стран. Нам деньги не нужны?» — задалась вопросом г-жа ВАРФОЛОМЕЕВА. Предложив на российском уровне провести мониторинг предприятий легпрома, ввести систему квотирования, она высказала критику в адрес правительства страны, у которого должны быть «не просто планы (речь идет о постановлении правительства РФ о планах развития рослегпрома — ред.) — это просто смешно, а надо иметь политическую волю». Ряд претензий г-жа ВАРФОЛОМЕЕВА предъявила Минобороны РФ с тендерам, которые оно проводит среди предприятий легкой промышленности. Это тоже сыграло свою роль, считает она, в гибели легпрома, поскольку те условия, которые выдвигает оборонщики предприятиям, участвующим в тендерах, кабальные.
Практически во всех выступлениях прозвучала мысль об экспансии товаров китайского, турецкого производства. Если собрать все эти высказывания воедино, то получается, как отметил заместитель председателя правительства области Александр ЛУППОВ: «И Федерация, и регионы уступили рынок всем и вся. Нас завалило китайское барахло». Президент ассоциации работников предприятий легкой и текстильной промышленности Омской области Анатолий КИЛИН причину всего этого видит в том, что отрасль не защищена со стороны государства от интервенции. Из тех служб, которые могли бы повлиять на работу предприятий легкой промышленности, заметил г-н КИЛИН, «у нас только одна, которая четко выполняет свои функции, — налоговая». Возмутился он и по поводу того, что в городе открывается еще один китайский рынок. Хотя есть структуры, которые могли бы предотвратить его открытие: СЭС и те же налоговые органы. Надо заметить, что выступление г-на КИЛИНА несколько раздосадовало г-на ЛУППОВА, который попрекнул промышленника в том, что они все плачут.
По итогам конференции участники приняли решение. В документе они просят ФАП ускорить реализацию правительственного постановления по развитию отрасли. Местные производители, со своей стороны, обращаются к правительству области с просьбой предусмотреть в проекте бюджета на 2006 год средства на оказание поддержки легкой промышленности. Также конференция одобрила предложение ассоциации, возглавляемой Анатолием КИЛИНЫМ, о создании в городе новых производств на условиях коммерческой концессии (франчайзинга — ред.) с выпуском продукции известных торговых марок. В частности, речь идет о производстве в Омске одежды известной словацкой марки MYKITA.