Игорь ЗУГА: "Мы хотим видеть Омск мощнейшим проектным и инженерным центром нефтехимии и газопереработки..."

Дата публикации: 14 марта 2005

В недавно опубликованном рейтинге Федеральной службы государственной статистики по Омской области самым эффективным предприятием региона было признано ОАО «Омскнефтехипроект». Впервые за пять лет рейтинг возглавило не производственное предприятие, а проектный институт. О сегодняшнем дне и планах института на ближайшую перспективу рассказал корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ генеральный директор ОАО «Омскнефтехимпроект» Игорь ЗУГА.

— Игорь Михайлович, годовая выручка института по сравнению с 2000 годом увеличилась в четыре раза к 2005 году. Откуда такие резервы?

— Процентов на пятьдесят, как я считаю, мы подросли в объемах благодаря хорошей рыночной конъюнктуре. Внесли изменения в организацию процесса производства. Основу — технологию проектирования — мы не меняли. Я вас уверяю, советская инженерная школа — это сильная школа. Мы меняем только идеологию проектирования и стали более эффективно работать с заказчиками. В результате не только сохранили старых заказчиков, но и приобрели новых. К тому же поставленная цель побуждает планомерно двигаться вперед.

— Какая именно цель?

— Стать не просто проектным институтом, а инжиниринговой компанией. Это значит, что мы должны не только заниматься проектированием объектов нефтехимии и газопереработки, как сегодня, но и выполнением работ в объеме ЕРС (проектирование-поставка-строительство). Заказчик будет получать от нас готовый объект — «под ключ». Это, как вы понимаете, уже другой статус. Весь мир шел именно по такому пути. Все зарубежные компании, которые проектируют сегодня объекты нефтехимии и газопереработки, организованы как крупные технологические центры, выполняющие комплекс услуг по многим отраслевым направлениям.

— В 2001 году вы говорили, что понадобится от трех до пяти лет, чтобы Омскнефтехимпроект стал современным проектным институтом...

— Мы даже немного опережаем эти сроки. Правда, и цель теперь более глобальная. Сегодня я говорю, что нам понадобится от трех до пяти лет, чтобы превратить институт в инжиниринговую компанию, которых в России пока нет. Сложность ведь в том, что инжиниринг — это определенная культура. На Западе она складывалась не одно десятилетие. Мы тоже в России многое знаем, но у нас не хватает пока опыта в организации процесса. И времени нет, чтобы развиваться эволюционным путем. Нужно взять готовую культуру и, как говорил Мичурин, прирастить ее на здоровые корни.

— Какую часть пути вы уже прошли?

— За два последних года была практически решена задача технического переоснащения института. Без ложной скромности могу теперь сказать, что по технической оснащенности Омскнефтехимпроект стал один из лучших проектных институтов. Мы работаем с помощью самых современных программных средств, многие из которых мы приобрели первыми в России. Сейчас решаем вторую главную задачу — кадровую. Она состоит из обучения работе с техническими средствами, повышения квалификации опытных специалистов и роста профессионального мастерства молодых. Проблема кадров как таковая нас затронула в меньшей степени, чем другие организации. Мы сохранили коллектив, добавили некоторое количество молодых специалистов, и если в 2000 году средний возраст сотрудников института составлял 53 года, то к 2004 году коллектив стал моложе, и средний возраст сегодня — это 40 лет. Мы считаем, что сейчас у нас в коллективе оптимальный баланс опыта и молодости.

— Где находите квалифицированные кадры?

— У нас высококвалифицированный стабильный коллектив. Это позволяет систематизировать профессиональную подготовку. В институте разработана и реализуется кадровая политика, предполагающая долгосрочное планирование в работе с персоналом. Одно из ее направлений- повышение квалификации персонала, другое — программа «Школа-Вуз-Предприятие», т.е. мы готовим своих специалистов со школьной скамьи, открывая в наших подшефных школах технические классы, и «ведем» ребят, склонных к точным наукам, вплоть до окончания вуза, оказывая им поддержку. Это и целевые направления при поступлении в вузы, и возможность проходить практику у нас на предприятии, и защита дипломов по практическим темам с привлечением в качестве консультантов и научных руководителей наших лучших специалистов, и много другое. Базовые вузыы для подготовки — ОмГУ, Технический университет и СибАДИ. В среднем ежегодно мы направляем 30 — 40 человек на технические специальности, так в 2004 году поступили в вузы 54 выпускника наших технических классов. Поэтому, я считаю, система не просто реализована, она дает реальный результат. Программа распланирована на много лет вперед. Но у нас есть отдельные примеры, когда мы приглашаем специалистов с производственных предприятий и из действующих проектных институтов.

— Какие планы у института на 2005 год?

— Мы рассчитываем прибавить еще примерно 30% к объемам прошлого года. Такой стремительный рост, который происходил в предыдущие годы, не может, естественно, продолжаться бесконечно. В этом году прирост ожидается не за счет физического увеличения объемов проектирования, а за счет повышения их качества. Более качественные услуги и стоят дороже. Я вообще считаю, что инженер — профессия креативная, и он не должен работать только на объем. Он должен работать и творчески, и качественно. Поэтому 2005 год мы определили для себя как год качества. У нас есть идеи, а главное — желание и возможность их осуществлять. Безусловно, достигнутые в прошлом году успехи являются результатом напряженного труда всего коллектива, его высокого профессионализма. И я уверен — специалисты понимают сложность задач и необходимость их решения. Да, у нас есть определенные достижения, но мы также ясно понимаем, сколько и каких усилий и затрат нам будет стоить дальнейшее движение вперед, и мы готовы к этому. Все это станет основой нашей качественной работы, а это значит- наша работа всегда будет востребована и признана заказчиками.

— Вы говорили о новых крупных заказчиках. Это кто, если не секрет?

— Это Сургутнефтегаз, например. Работаем с Казахстаном — с Казмунайгазом. Казахстан вообще становится очень серьезным нашим заказчиком. Мы сейчас ведем два из трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана — в Атырау и Павлодаре. Планируем работать и на третьем. Рассчитываем выйти на западные рынки.

— А сможете быть конкурентоспособными на западных рынках?

— Мы хотим быть конкурентоспособными. Для этого и стараемся развиваться как можно быстрей, пока внутренний рынок проектных услуг защищен низкой стоимостью проектных работ. Цена уже растет, и западные компании активно интересуются нашим рынком. Мы уже готовимся к конкуренции с ними. В техническом оснащении и по уровню профессиональной подготовки специалистов мы им не уступаем. И программные продукты используем точно такие же. Так что можно говорить и о втором варианте развития событий — об интеграции в проектировании объектов нефтехимии и газопереработки в мире. Ведь есть и большие проекты, для реализации которых целесообразней объединить усилия даже конкурентам. И мы сейчас работаем над тем, чтобы выйти на этот уровень международной интеграции. Реализуется, например, проект где-то в Малайзии, Бразилии или Алжире, и мы, находясь в Омске, тоже будем выполнять какую-то, пусть небольшую пока, его часть.

— Это реально?

— Вполне. Технологии позволяют работать с западными партнерами в режиме реального времени. Мы хотим видеть Омск мощнейшим проектным и инженерным центром нефтехимии и газопереработки, своеобразным российским Проектоградом. Сегодня вокруг нашего института уже формируется пул проектных организаций — наших субподрядчиков. И мы ставим задачу привлекать к совместной работе больше омских организаций. Это и дополнительные рабочие места, и дополнительные налоги в регионе.

— А в сотрудничестве с «Сибнефтью-Омским НПЗ» какие перспективы? Как вы относитесь к тому, что сейчас на заводе работает Shell?

-Появление компании Shell на заводе — это плюс и для нас. Это уникальный проект для России. Он дает возможность перенести в наш регион накопленный мировой опыт эксплуатации и управления такими крупными нефтеперерабатывающими заводами, как «Сибнефть-Омский НПЗ». И мы рассчитываем на свое определенное участие в этих проектах. От такой совместной работы выиграют, на мой взгляд, все.

— Как депутат горсовета вы ощущаете себя политиком?

-Я руководитель и живу в этой плоскости. И как депутат горсовета, ко всем вопросам подхожу с хозяйственной точки зрения, в первую очередь — исходя из интересов граждан нашего города, к которым я себя причисляю. Мы все хотим жить в порядке и в чистоте. Стремимся к этому. Местное самоуправление и называется самоуправлением, потому что мы с вами, жители города Омска, определяем правила, по которым мы все должны жить. Влияние граждан на те или иные вопросы в городе должно быть существенным. Сегодня их роль, в соответствии с действующим законодательством, возрастает. Мы все любим Омск, и нам небезразлична его судьба. Жизнь в городе должна быть комфортной. Должен хорошо работать городской транспорт, ремонтироваться дороги и фасады зданий, регулярно убираться улицы и тротуары. Это все среда, в которой мы живем. И если то, о чем я говорю, это политика, то значит я и политик.

— Вы охотой не увлекаетесь на досуге?

— Нет, охота не для меня. Как и рыбалка. Вот мяч погонял бы с удовольствием, но времени не хватает, к сожалению. Мой досуг — это возможность почитать прессу, специализированные издания. Для меня такая деятельность — это и есть отдых. Как говорил Конфуций, если не хочешь работать всю жизнь, ты должен полюбить то, что ты делаешь. Я люблю то, что делаю.


Игорь ЗУГА
(биография)

Игорь Михайлович родился 4 июня 1962 года в городе Киселевске Кемеровской области. Там же окончил среднюю школу. В 1979 году поступил в Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. В 1984 году, получив специальность инженера-механика машин и аппаратов пищевых производств, по распределению приехал в Омск. Работал главным механиком на дрожжевом заводе и одновременно учился во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте, диплом о втором высшем образовании получил в 1992 году.

В 1991 стал генеральным директором открытого акционерного общества «Сибпромсервис», которое возглавлял до августа 2001 года.

В августе 2001 года общим собранием акционеров был избран генеральным директоромОАО «Омскнефтехимпроект». В декабре 2002 года был избран депутатом Омского городского Совета.

Женат. Дочь Екатерина учится сейчас на четвертом курсе экономического факультета ОмГУ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/04/9/889310