Справка «КВ»: Приволжская СРО арбитражных управляющих была зарегистрирована первой из всех российских СРО 19 декабря 2002 года. Имеет свои филиалы во всех субъектах Федерации Приволжского федерального округа, в нее входит 175 арбитражных управляющих. Ее организатор и бессменный генеральный директор Валерий КОРОЛЕВ в свое время получил лицензию арбитражного управляющего 3 категории, которых во всей стране было выдано всего 16.
Первым делом — кредиты
Вопрос о том, продолжится ли на Омсктрансмаше внешнее управление или начнется конкурсное производство, решился не в зале арбитражного суда, а на комитете кредиторов за день до судебного заседания. ФНС выступала за конкурсную распродажу предприятия, Федеральное агентство по промышленности (ФАП) и Сбербанк — против. Однако в ходе предшествующих заседанию комитета кредиторов переговоров ФАП дало себя уговорить и изменило свою позицию. Сбербанк и прочие более мелкие кредиторы остались в меньшинстве, практически участь завода решили налоговики.
Внешнее управление продолжалось на Омсктрансмаше более двух лет, но за это время не только не удалось восстановить его платежеспособность и погасить хотя бы часть долгов, наоборот, его экономическое положение ухудшилось, а объем долгов приблизился к 1,5 млрд рублей. Согласно плану внешнего управления, предложенному Владимиром ХАРИТОНОВЫМ и одобренному комитетом кредиторов, Омсктрансмаш предполагалось разделить на три АО — по производству железнодорожной продукции, тракторов и спецтехники.
Еще весной прошлого года было зарегистрировано ОАО «Омсквагонзавод», но потом все застопорилось: эмиссия его акций до сих пор не зарегистрирована, а стратегический инвестор «МегаТрансКор» так и не выделил обещанные миллионы рублей на приобретение своей доли акций. По слухам, владелец «МегаТрансКора» Роман АБРАМОВИЧ, которого уговорили поучаствовать в судьбе танкового завода, потерял всякий интерес к этому направлению, а новых инвесторов так и не нашлось.
Владимир ХАРИТОНОВ в феврале этого года сам признал, что его план внешнего управления с треском провалился. и согласился на введение конкурсного производства, всячески убеждая кредиторов, что лучше него никто завод распродать не сможет. Но это не тот случай, когда за одного битого двух небитых дают. Кредиторы решили пустить Омсктрансмаш с молотка, но на роль продавца его добра выбрали вроде бы совершенно не заинтересованного арбитражного управляющего из Нижнего Новгорода Василия ТЮПИНА.
Банкротный багаж г-на ТЮПИНА
Распродажа Омсктрансмаша сулит немалые дивиденды тому, кто будет им управлять. Омские арбитражных дел мастера навязчиво предлагали свои услуги, но кредиторы вновь пригласили на банкротство нашего крупнейшего предприятия «варяга». Причин тому несколько: во-первых, в Омске нет собственной СРО арбитражных управляющих, а иногородние СРО вряд ли согласились бы отдать такого «важняка», как Омсктрансмаш, местному кадру. Ну а в — главных, для проведения банкротства стратегического оборонного предприятия требуется специальный допуск по секретности, которого практически ни у кого из омских арбитражников нет. У Владимира ХАРИТОНОВА, впрочем, тоже не было допуска, но, когда его назначали, требования закона о банкротстве были мягче, да и не допускали его на совещания по спецтехнике.
А вот у Василия ТЮПИНА такой допуск имеется — он заработал его, когда банкротил нижнгородское КБ «Горизонт», которое, кроме одноименных телевизоров, разрабатывало кучу изделий по оборонной тематике. Кроме того, в банкротном багаже у ТЮПИНА ФГУП «Электромаш» из города Дзержинска, которое тоже работало на оборону. Кстати, банкротство «Горизонта» было проведено успешно — в результате внешнего управления удалось восстановить его платежеспособность и рассчитаться с кредиторами или реструктуризировать задолженность. Правда, для достижения этого хэппи-энда ТЮПИН продал одно из двух зданий КБ, против чего резко возражало руководство «Горизонта». К тому же долги нижегородского КБ были в десятки раз меньше, чем у Омсктрансмаша.
На заседание арбитражного суда, где решался вопрос о его назначении, господин ТЮПИН не приехал. Он появился в Омске спустя два дня и целый четверг посвятил переговорам в министерстве промышленного развития, транспорта и связи Омской области. Вроде бы обе стороны пришли к консенсусу и договорились о совместной деятельности по ликвидации Омсктрансмаша. А 29 апреля нового конкурсного управляющего представлял коллективу завода заместитель министра промышленного развития, транспорта и связи Николай ЛАВРЕНТЬЕВ.
По словам генерального директора Приволжской СРО арбитражных управляющих Валерия КОРОЛЕВА, до которого «КВ» удалось дозвониться, предложение выдвинуть кандидатуры арбитражных управляющих для банкротства Омсктрансмаша поступило в СРО из ФНС. Приволжская СРО, дескать, аккредитована в Минэкономразвития, вот и предлагают ей взять под свое крыло то или иное предприятие, а каких-то своекорыстных интересов к Омсктрансмашу у нее нет. Кстати, члены этой СРО уже банкротят немало стратегических предприятий по всей России, что, видимо, и послужило появлению еще одного.
Хочется верить, что Василий ТЮПИН действительно будет беспристрастен и не станет лоббировать ничьи интересы, кроме кредиторов. Однако, памятуя, что ХАРИТОНОВ был назначен под конкретного инвестора, и зная, что судьба омского танкового завода определяется на самом высоком уровне, можно не сомневаться, что перед конкурсным управляющим поставлены конкретные задачи конкретными людьми.
Размахнись, рука, раззудись, плечо
Это на мелком и среднем предприятии конкурсный управляющий — царь и бог, которого, кроме кредиторов, никто не контролирует. Ликвидация Омсктрансмаша, безусловно, будет происходить под строгим контролем со стороны государства, долги перед которым и послужили главной причиной его банкротства. К тому же, хотя сейчас у стратегического банкрота минимальный оборонный заказ, его мощности по производству танков Т-80У необходимо сохранить по-любому. Хотя значительную часть этих мощностей незадолго до банкротства передали КБ транспортного машиностроения, но далеко не все.
Вряд ли Омсктрансмаш станут распродавать по цехам. Скорее всего после выделения спецпроизводства и уступки его государству путем зачета долгов завод будет продаваться крупным инвесторам как единый технологический комплекс по нескольким направлениям. Железнодорожное производство, уже выделенное в Омсквагонзавод, видимо, будет реализовано первым. Потом наступит черед производств тракторов, стиральных машин и прочей мелочевки. Василию ТЮПИНУ есть где развернуться, у завода очень много всякого разнообразного имущества. Своих покупателей предстоит найти мощной заводской котельной, профилакторию «Металлург», в котором проживал Владимир ХАРИТОНОВ, детскому оздоровительному лагерю «Искорка» в Чернолучье, базе отдыха в Агрызе и много чему еще.
Особая статья — МСЧ-4, помещения и все оборудование которой стоят на балансе Омсктрансмаша. МСЧ-4 хотел продать еще Владимир ХАРИТОНОВ, но ему этого не позволили. Теперь же эта процедура неизбежна, а если учесть, что МСЧ -4 обслуживает все население Порт-Артура и его окрестностей с той поры, как соседняя с ней железнодорожная больница отказалась лечить омичей-нежелезнодорожников, то для Омска это воистину стратегическое лечебное учреждение. По-видимому, МСЧ-4 предстоит выкупать областному правительству в счет 100 млн рублей, которое оно одолжило Омсктрансмашу для погашения долгов по зарплате.
Как бы ни развивались ликвидационные события на Омсктрансмаше, введение на нем конкурсного производства — это «черная метка» остальным омским промышленным гигантам, прежде всего ПО «Полет» и ОМО им. Баранова, которые не банкротят по политическим соображениям, хотя по экономическим показателям они не так далеко ушли от своего танкового собрата. Согласно стратегическим планам Минэкономразвития, к 2009 году госпредприятий в стране быть не должно, значит, омские ФГУПы ожидает сначала акционирование, а потом и банкротство.