Десять лет на связи

Дата публикации: 23 мая 2005

— Геннадий Шмерельевич, как было принято решение создать в Омске сеть сотовой связи?

— Все получилось чисто случайно. В начале 90-х годов благодаря основателю «ВымпелКома» Дмитрию ЗИМИНУ Министерством связи было дано разрешение на применение в России американского стандарта AMPS/DAMPS. Начались тендеры на развитие этого стандарта, появились заинтересованные лица — в первую очередь иностранцы, которые к тому времени уже имели представление о том, что такое сотовая связь. Один из этих тендеров выиграла люксембургская компания Millicom International Cellular. Представители этой компании искали местных партнеров в регионах, и вот мы как-то встретились...

— И что было дальше?

— А вот дальше было действительно интересно. Мы были первыми в России, кто скалой встал на пути аналоговой связи. Тогда все брали аналоговую связь, включая тот же «ВымпелКом». Но мы от нее отказывались наотрез. И это было серьезное столкновение. Такой жесткости от нас никто не ожидал, включая наших зарубежных партнеров. Потому что доходило до того, что, если у них не получается удовлетворить наши требования, значит, мы расходимся и ищем новых партнеров. Но это была не просто вредность. У нас были убедительные аргументы, ведь если ты в чем-то отстаешь, то единственный вариант для тебя — это внедрять самые передовые технологии, которых еще нет ни у кого. Потому что если брать морально устаревшее оборудование, то отставание будет только увеличиваться. Но мы победили, убедили всех, кого надо, и запустили первую в России цифровую сеть. А следом за нами уже пошли москвичи, красноярцы, ростовчане и так далее.

— До 2001 года «Сибирская сотовая связь» работала под торговой маркой «Билайн». «ВымпелКом» тоже был вашим инвестором?

— Нет. Просто в свое время мы создали «Ассоциацию-800», в которую входили операторы, работавшие в стандарте AMPS/DAMPS, в том числе и «ВымпелКом». И когда мы договорились о роуминге между членами ассоциации, с маркетинговой точки зрения, нам всем было удобнее арендовать торговую марку «Билайн». Поскольку люди, приезжая в другой город, видели знакомую марку, и особых вопросов у них не возникало. Это никак не было связано ни с собственностью, ни с инвестициями. Чистый франчайзинг. Им это было выгодно, потому что мы продвигали их торговую марку, а нам это было выгодно, потому что люди больше доверяли знакомому логотипу.

— В таком случае почему ваши пути с «ВымпелКомом» разошлись?

— Дело в том, что в 2001 году наши акционеры приняли решение передать свои российские активы, в том числе и долю в «Сибирской сотовой», шведскому оператору Tele2, который тоже входит в холдинг Millicom. Это, кстати, достаточно знаковое решение, так как Millicom заходит на многие развивающиеся рынки, однако затем, как правило, подорожавшие, но не очень перспективные компании продает на сторону, а перспективные — родственному оператору Теле2. В частности, свой бизнес в Мексике Millicom продал американскому оператору AT&T. А вот российские сотовые компании — Теле2. И это говорит о многом.
Так вот, когда у нас появился брэнд Tele2, необходимость в использовании брэнда «Билайн» у нас отпала. К тому же примерно в это же время в «ВымпелКом» открыл в Омске собственный филиал. И мы стали конкурентами. А конкурирующим компаниям работать под одним брэндом нельзя.

— Кстати, в местном «Билайне» немало ваших бывших сотрудников...

— Да, и директор филиала, и технический директор, и некоторые другие — все они начинали у нас. Но это жизнь, это нормально. Потому что если человек идет на повышение, зачем ему препятствовать? А вообще «Сибирская сотовая связь» всегда славилась своими специалистами. Недаром инженерный центр «Tele2 Россия» находится в Омске. Хотя кроме законной гордости мы с этого ничего не имеем: у меня забрали пять замечательных специалистов, они уволились, работают теперь в иностранной компании Tele2 AB. И хотя они по-прежнему находятся в Омске, я заявки к ним уже через Москву отправляю. Они работают и на Питер, и на Ростов, и на Челябинск.... И мы теперь к ним в очереди стоим.

— С чем был связан ваш переход на стандарт GSM-1800?

— Дело в том, что под DAMPS у нас в России выделен очень узкий частотный ресурс — всего 4 МГц. Вот у нас была сеть — 30 000 абонентов. Прекрасная сеть. И сегодня она работает просто великолепно. Но 30 000 абонентов — это ее потолок. И когда мы ее забили, мы два года простояли на месте, потому что могли подключать ровно столько абонентов, сколько от нас уходило. Поэтому вариантов у нас было не очень много. И, как вы, наверное, знаете, 22 августа 2003 года мы запустили сеть GSM. И стали опять удивлять своих друзей и конкурентов. Потому что все опять говорили: «Ну и что с того, что GSM? Все равно сожрут, растопчут и так далее». Но, по-видимому, мы не очень питательны. Мы спокойно заняли вполне достойное место на рынке, с хорошими темпами роста и с нормальной экспансией.

— В своей маркетинговой политике вы делаете основной упор на цену, тогда как другие пытаются привлечь абонентов за счет качества связи, зоны покрытия и дополнительных сервисов. Это ваша принципиальная позиция?

— Мы оператор, который всегда дешевле. Но это не все. Есть еще вторая часть фразы, о которой многие забывают: «При — и на этом мы стоим очень жестко — хорошем качестве предоставляемых услуг». Потому что если нет качества, то никакими ценовыми преимуществами вы это дело не нивелируете. Поэтому наша формула звучит так: при хорошем качестве предоставляемых услуг мы всегда дешевле. Это и есть формула успеха. Иначе ничего не получится. А вот как достигается эта дешевизна — это большая наука. Это то, что называется «эффективная работа компании». Конкретных цифр я вам не могу назвать, но в группе Tele2 по 12 регионам мы лучшие по всем параметрам.
А что касается дополнительных сервисов, мы к этому относимся без фанатизма. Не так, что «давайте мы что-нибудь введем, и неважно, что рынком эта услуга не востребована, неважно, что клиентов не будет». Поэтому мы начали с самых простых сервисов, но мы постоянно развиваемся. И если какая-то услуга востребована рынком, мы ее обязательно вводим. А невостребованные услуги пускай вводит кто-нибудь другой.

— Но такие услуги, как GPRS, или WAP уже имеют своих клиентов. Вы планируете их вводить?

— Планируем.

— Когда?

— Ну, что-то скоро введем, что-то попозже. Так всегда бывает, когда находишься в большой группе, поскольку такие решения принимаются централизованно. Кто-то уже ближе к этим сервисам подошел, как, например, мы, а кому-то до них еще далеко. Приходится ждать. Потому что все нововведения должны происходить разом.

— В феврале закончилась ваша акция «2 000 рублей в подарок», по которой в первые дни работы к Tele2 GSM подключилось порядка 20 000 человек. Оттока абонентов в связи с этим не ощутили?

— Нет. Поскольку многие ушли с этого тарифного плана, когда у нас появились новые дешевые тарифы. Для тех, кто говорит много, это было выгоднее, чем получать по 111 рублей каждый месяц. И до февраля дотянуло не так много тех, кто продолжал получать эти 111 рублей. Думаю, в феврале, отток был не больше, чем обычно.

— А потраченных денег не жалко?

— Я считаю, что это была очень хорошая акция. Те люди, которые тогда подключились, были лучшими проводниками информации, благодаря им о нас узнали очень многие. На мой взгляд, это было хорошее вложение средств. И потом это была акция больше социальная, мы ведь подключали по ней студентов, пенсионеров, бюджетников и так далее. Так что не жалко.

— Не ощутили, что ваши позиции пошатнулись, когда ваши конкуренты вслед за вами ввели двухцентовые тарифы?

— А у нас-то тариф все равно лучше. Надо просто внимательно читать условия подключения. В рекламе ведь все выглядит хорошо, а на самом деле все далеко не так замечательно. У нас на это ответ был такой скромненький — на рекламных щитах доклеили надпись «Круглосуточно с первой секунды». Потому что бывает 1 цент, но ночью. Или 2 цента — но с третьей минуты разговора. А мы камнь за пазухой не держим, у нас все по-честному.

— Что ожидает ваших абонентов к юбилею компании?

— Это они узнают, как говорится, в свое время. Было бы неправильно лишать их сюрприза. Будет праздник, без этого никак. И праздник будет большой — все-таки десять лет сотовой связи в Омской области. Надеюсь, что соберутся гости со всей России, потому что нас в стране знают многие. Ну, и еще много чего интересного будет.


Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/05/19/desyat_let_na_svyazi