Почем у вас ледокол, гражданочка?
«Капитан Чудинов» — мощный ледокол нового поколения класса «река-море». Он был построен на финской верфи в 1984 году. В том же году ледокол начал работать на Иртыше. Судно рассчитано на работу в различных режимах, может не только колоть лед, но и проводить спасательные операции на реке и море, а также выполнять буксировку судов. Он даже в качестве дизель-генератора может работать, что и было проверено омскими речниками в конце 90-х, когда Иртышское пароходство в зимний период использовало ледокол в качестве источника электроэнергии для судоремонтного завода.
Поскольку «Капитан Чудинов» — это имущество федеральное и находится он на балансе ОАО «Иртышское пароходство» лишь на праве хозяйственного ведения, нет ничего удивительного в том, что государство решило использовать свое имущество в другом месте — там, где нужнее. В сентябре 2002 года ледокол оказался нужнее на Северном Каспии, где, как уверяли тогда чиновники областного комитета по управлению имуществом, он будет заниматься обеспечением работ по геофизическим изысканиям и освоению недр Северного Каспия. По этому поводу было спущено омским чиновникам прямое указание из Минтранса РФ и Минимущества РФ: заключить договор об аренде «Капитана Чудинова» сроком на год. Стоимость аренды тоже не скрывалась — 360 тысяч долларов. Не так уж много, по правде говоря.
Арендная плата рассчитывалась, если кто не знает, на основе рыночной стоимости ледокола. Рыночную стоимость и рекомендуемую арендную плату определяло некое ООО «Эксперт-Сервис Центр» по договору с ООО «Судоходная компания „АРК“ — тем самым, которое получило судно в аренду. В итоге ледокол с фактическим сроком эксплуатации в 6 месяцев был оценен в 67 млн рублей. Это чуть более 2 млн долларов. Кто понимает, тот будет смеяться. За такие деньги на рынке можно купить только сильно потрепанный жизнью сухогруз. Новый стоит гораздо дороже — порядка 10 млн долларов. А если вы захотите купить новый ледокол такого класса, как „Капитан Чудинов“, то готовьте минимум 17 млн долларов.
Семь футов под АРКом
Договор аренды был подписан 24 сентября 2002 года, а на следующий день ледокол отбыл на Каспий. Против высоких государственных интересов возразить, собственно, нечего. Надо, так надо. Правда, вскоре стали известны и некоторые подробности этой сделки, которые заставили усомниться в ее кристальной чистоте. Оказалось, что уставный фонд ООО „Судоходная компания “АРК», зарегистрированного в «порту пяти морей», городе-герое Москве, составляет всего 8,4 тысячи рублей. Да и учредили эту судоходную компанию два физических лица (директор и его заместитель по технической части). Если верить ее официальному сайту, «сегодня основу судоходной компании „АРК“ составляют 40 единиц флота». Для сравнения. В омской компании «Селена-С», например, порядка 100 единиц флота.
Как получилось, что отстаивать государственные интересы России на Каспии доверили небольшой частной компании, — вопрос риторический. И ответ на него один: Родине видней. Между тем странности продолжали нарастать. В 2003 году договор аренды был продлен еще на год. А в августе 2004 года заместитель руководителя территориального органа Минимущества по Омской области Ольга ПЕГАСИНА подписала новое, дополнительное соглашение, согласно которому «Капитан Чудинов» остается работать на Каспии до 21 сентября 2005 года. И складывается впечатление, что в Омск ледокол не вернется вообще.
Почему? Во-первых, ОАО «Иртышское пароходство», не являясь ФГУПом, не должно теперь иметь федерального имущества на праве хозяйственного ведения (согласно Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ, который был подписан президентом ПУТИНЫМ в ноябре 2002 года). Во-вторых, идет, как нетрудно заметить, прямое лоббирование коммерческих интересов судоходной компании «АРК» из федерального центра. Едва ли эта фирма добровольно расстанется с таким ценным имуществом, которое, к тому же, довольно дешево получило в аренду.
Долгая дорога домой
По информации независимой газеты «Волга» (Астрахань), «Капитан Чудинов» трудится сейчас в казахстанском секторе Северного Каспия. И расценки там мировые. Сутки работы ледокола обходятся заказчикам не меньше чем в 20 тысяч долларов. А в сезон они платят и по 50 тысяч долларов. Напомним, что за аренду «Капитана Чудинова» судоходная компания «АРК» платит 1 тысячу долларов в сутки. Значит, общие суточные затраты на ледокол — в районе 10 тысяч долларов (топливо, амортизация, экипаж). Так что даже при самом неудачном раскладе «Капитан Чудинов» может приносить ежедневно судоходной компании «АРК» не менее 10 тысяч долларов чистой прибыли (суточные затраты считались на примере линейного ледокола «Капитан Чечкин», который осуществляет ледовую проводку судов в Волго-Каспийском судоходном канале).
И если «Капитан Чудинов» вернется в Омск, это действительно будет чудом. Скорей всего, ледокол попросту передадут на баланс ФГУП «Росморпорт». И такой вариант действительно просматривается между строк официальных писем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В том же астраханском порту, который является филиалом ФГУП «Росморпорт», очень бы хотели получить ледокол «Капитан Чудинов». Астраханским портовикам, по их словам, не хватает зимой ледокола чисто портового назначения. Два их линейных ледокола всю зиму непрерывно водят караваны через льды Волго-Каспийского судоходного канала, а порт в это время остается неприкрытым.
А может, и в самом деле не нужен ледокол на Иртыше? Генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» Иван ЯНОВСКИЙ считает, что нужен.
— Ледокол необходим даже с точки зрения безопасности, — рассказал он корреспонденту «КВ». — Я по этому поводу и в Главное управление МЧС по Омской области к Владимиру ГУРЖЕЮ обращался. «Капитан Чудинов» очень бы пригодился в случае форс-мажорных обстоятельств, угрозы наводнения, например. Но ледокол — федеральная собственность. Мы ничего сделать не смогли. Не удержали.
Впрочем знающие люди говорят, что лукавит заслуженный речник Иван ЯНОВСКИЙ. Без его согласия забрать ледокол было бы трудно. Вполне вероятно, что он отдавал его на год, а потом потерял контроль над ситуацией. Ведь сегодня, как ни крути, грузопоток по Иртышу и Оби действительно снизился. А услуги ледокола дорого стоят. Многие судовладельцы предпочитают в такой ситуации за доставку грузов в опасные места Обской губы вообще не браться. Или отправляют суда на Тюменский Север чуть позже, когда лед и сам сойдет. Но ведь и мостов сейчас в Омской области прибавляется, опоры которых страдают от ледохода. Да и у речников дела со временем поправятся. Вот только другой ледокол им уже не купить. Денег не хватит.