Евгений ШИШКИН: "Мобилизационные мощности повсеместно используются в коммерческих целях"

Дата публикации: 06 июня 2005

В феврале 2005 года советник генерального директора Омскэнерго Евгений ШИШКИН был назначен генеральным директором ОАО «Омскгидропривод». О том, как идут дела у свежеиспеченного директора побеседовал корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ.

— Как вы считаете, почему вам предложили эту должность?

— Когда я в силу обстоятельств ушел с Омскагрегата, где проработал много лет, мне поступало много предложений по трудоустройству. Выбрал Омскэнерго, хотя энергетическая специфика мне не слишком знакома. Никаких усилий, чтобы возглавить Омскгидропривод, не прилагал, но когда предложили, отказываться не стал.

Владельцы предприятия решили, что многолетний руководитель Омскгидропривода Гарий РЕШЕТНИКОВ станет президентом, а меня назначили генеральным директором. Почему они пригласили именно меня, мне судить трудно. На Омскагрегате, будучи его финансовым директором, видимо, сыграла свою роль моя работа на Омскагрегате. Мне хорошо знакома специфика машиностроительных предприятий, что тоже немаловажно.

— Быстро ли вы нашли общий язык с президентом и старыми менеджмерами, не было ли конфликтов?

— С Гарием Григорьевичем у нас 100-процентное взаимопонимание, по многим вопросам имеем совершенно идентичные оценки. У нас с ним нет мотивов для конфликтов, потому что четко разделены сферы ответственности. Президент отвечает за стратегическое планирование, перспективы развития, на мне — оперативное управление. РЕШЕТНИКОВ больше занимается производством, которое лучше него никто не знает, а я — финансовыми вопросами.

— Насколько сложно руководить предприятием, у которого совсем другая специфика по сравнению с хорошо знакомым вам Омскагрегатом?

— До прихода сюда я знал, что есть такое предприятие, как Омскгидропривод, но и только. А когда пришел, был искренне удивлен, что завод полноценно работает в две смены, на узких местах — в три, да еще и субботы регулярно прихватывает. Я просто не знал, что в нашей области остались такие машиностроительные предприятия. Номенклатурный ряд здесь отличается от Омскагрегата, но проблемы очень схожие, поэтому мне не нужно было вникать в них, чтобы понять.

— Какие задачи поставлены перед вами владельцами предприятия?

— Главные пожелания владельцев — чтобы предприятие развивалось, росла его капитализация, а их вложения не обесценивались. Режим взаимоотношений с владельцами классический, в производство они не вмешиваются, но следя за его эффективностью. На Омскгидроприводе производилась продукция, которая не всегда находила спрос и аккумулировалась на складе.

Омскгидропривод поставляет агрегаты Ростсельмашу и Красноярскому комбайновому заводу. На них приходится 47% наших объемов — это критическая масса. С одной стороны, хорошо, когда есть крупные потребители, но, с другой, плохо, когда они занимают слишком большую долю. Дай бог нашим партнерам — гигантам финансового здоровья, но, если у них вдруг начнутся проблемы, мы лишимся половины объемов производства.

Еще одна проблема Омскгидропривода — сезонность спрос на нашу продукцию. С весны до осени — бурный период, а потом — пауза, хотя именно в это время резко возрастают расходы на энергообеспечение. Нам предстоит наладить выпуск внесезонной номенклатуры и увеличить производство запчастей до 50% от наших общих объемов, чтобы снизить зависимость от крупных потребителей.

— Участие Омскгидропривода в программе «СибВПКнефтегазТЭК» — это как раз попытка расширить выпускаемую номенклатуру и уйти от работы на конвейер?

-Участие в этой программе прежде всего вызвано стремлением диверсифицировать производство. Чтобы минимизировать риски зависимости от крупных потребителей, сама жизнь заставляет осваивать непрофильную номенклатуру. При всех наших проблемах продукция для нефтяников получается дешевле импортных аналогов, а по качеству им почти не уступает.

Мы наладили выпуск машин гидравлических для резки труб и гидравлических прорезных и еще ряд оборудования для нефтяников — это помогло загрузить простаивающие мощности. Но главное — не произвести, а продать, поэтому на сегодняшний день служба сбыта сориентирована на расширение продаж продукции для нефтяников, у которых есть деньги. По запчастям планируем уйти от прямых продаж за счет расширения дилерской сети. Подготовлен пакет документов по дилерской сети, разработана гибкая система скидок в зависимости от формы оплаты и объемов реализации.

Продвигать нашу продукцию на рынок не так просто, потому что мы работаем в условиях довольно жесткой конкуренции. Поэтому и рентабельность у нас составляет всего 5-8% — конкуренты поджимают. Но если мы еще можем выпускать продукцию, конкурентоспособную на внутрироссийском рынке, то конкурировать с западными производителями не готовы вообще. А придется, ведь рано или поздно Россия вступит в ВТО.

— Кто является основными конкурентами Омскгидропривода и как готовитесь к грядущему вступлению в ВТО?

— Мы пересекаемся по номенклатуре с Зерноградским агрегатным заводом из Ростовской области, Самарским авиаагрегатным и Ковровским электромеханическим заводами, в результате приходится занижать рентабельность. Мы сделали предложение о кооперации компании «Бош», в конце мая она должна ответить, будем ли сотрудничать. Если откажется, попытаемся наладить контакты с другими западными производителями, которые помогут нам подняться до мировых стандартов, сделать качественный скачок.

Одна из форм сотрудничества с западными фирмами — приобретение лицензий на выпуск востребованной продукции. Но нужно повышать уровень кооперации и с нашими предприятиями. У нас есть определенные контакты с Сибзавод Центром, хотя было бы неплохо скооперироваться и с другими омскими машиностроителями.

Недавно к нам приезжали на переговоры представители екатеринбургского ОАО «Пневмостроймашины» и рассказали, как они на своем инструментальном производстве отрабатывают новую продукцию. На мой взгляд, это адекватный и оправданный подход к оптимизации расходов. Инструментальное производство — больной вопрос для всех заводов. Известно, что инструменты собственного изготовления обходятся намного дороже, чем со специализированного производства. Поэтому не надо обманывать себя особенностями инструментального производства, а делать только то, что нельзя купить на стороне.

То же самое с литейным производством, которое есть практически на каждом заводе. Отказаться от своих литеек все боятся: дескать, потом поставщики руки начнут выкручивать. Вот и выходит, что заводы живут натуральным хозяйством, все, что можно купить, делают у себя. А в результате осваивать что-то новое не получается — мощности вроде бы загружены. С таким подходом на конкурентом рынке не выжить.

— Нет ли у вас планов превратить заводскую котельную в мини-ТЭЦ, как сейчас стало модным среди омских предприятий?

— Выгоднее вообще отказаться от своей котельной, но вблизи просто нет альтернативных источников тепла. Существующий тариф позволяет только покрывать расходы, никакой прибыли от котельной завод не получает. Когда она работала на мазуте, головной боли у руководства завода было несоизмеримо больше. С переходом на газ проблем поубавилось, но приходится изыскивать средства на оплату природного газа. У нас есть проблемы по расчетам с Омскрегионгазом, но до отключений дело не доходило.

— Многие ваши коллеги-директора жалуются на задолженность государства за содержание мобмощностей и бомбоубежищ. А у Омскгидпропривода такой проблемы нет?

— У нас есть бомбоубежище, но средств, которые выделяются на его содержание, вполне хватает, так что оно для завода не обременительно. Что касается мобмощностей, то в отношении их много лукавства. Они повсеместно используются в коммерческих целях. На федеральном уровне никто реально не оценивает потребности в мобмощностях. Когда за них давали льготы, многие предприятия необоснованно включали в мобмощности все подряд, а теперь за это расплачиваются.

У крупных предприятий действительно существует проблема — у них просто очень много мобмощностей. А для средних, как Омскгидропривод, на котором работает 930 человек, содержать их необременительно. Халява кончилась, поэтому не стоит возится с выбиванием денег за содержание мобмощностей, лучше грамотно работать со своими активами.

— Что вы уже успели сделать за три месяца директорства?

— Мы реструктуризировали задолженность по налогам, завод вышел из мертвой финансовой петли и может спокойно работать. Сейчас, с точки зрения сезонности, самый благоприятный период по нашей загрузке, а вот зимой было очень сложно. Предприняты определенные действия по развитию производства и расширению продаж, но это не значит, что их инициировал я. В том, что сделано, заслуга всей работающей на заводе команды, я не сторонник персонификации своего вклада в общее дело. К тому же это было бы некорректно по отношению к Гарию РЕШЕТНИКОВУ, при котором и начинались все нынешние преобразования.

— Какие перемены ожидаются на Омскгидроприводе в ближайшее время?

— В первую очередь будет проводиться обновление станочного парка, ведь в течение 10 лет новое оборудование практически не приобреталось. Запускаем пилотный проект по приобретению современных станков, как импортных, так и отечественных, в зависимости от технологических потребностей. Модернизацию производства и другие проекты нереально финансировать за счет собственных инвестиций, гораздо выгоднее это делать на заемные деньги и по лизингу.

— Ну а чем занимаете свободное от руководящей работы время?

— В детстве серьезно занимался баскетболом, участвовал в первенстве Казахстана среди юношей. А сейчас люблю поиграть в футбол на газоне — умственную нагрузку нужно чередовать с физической. Читаю в основном специализированную литературу и периодику, художественную — изредка, когда что-нибудь интересное попадается.


Евгений ШИШКИН

21 февраля 2005 года назначен генеральным директором ОАО «Омскгидропривод»

Евгений Владимирович родился 27 июня 1966 года в Семипалатинске. После школы поступил в Новосибирский электротехнический институт на самолетостроительный факультет. Окончил институт с красным дипломом и по распределению попал на Омский агрегатный завод. Начал с должности сменного мастера, потом работал старшим мастером, заместителем начальника цеха, начальником цеха, заместителем начальника планово-экономического отдела, главным бухгалтером. Ушел с завода в октябре 2004 года, в последнее время был финансовым директором ОАО «Омскагрегат».

С начала 2005-го работал советником генерального директора АК «Омскэнерго», потом получил предложение возглавить Омскгидропривод. В 2003-м защитил кандидатскую диссертацию по экономике.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/06/21/360687