Крест на перекрестном субсидировании

Дата публикации: 06 июня 2005

планирует поставить омская мэрия. 

Проблема перекрестного субсидирования в водоснабжении и водоотведении в Омске стоит достаточно остро. Такое мнение в беседе с корреспондентом «КВ» высказал первый заместитель мэра Омска Владимир ПОТАПОВ, возглавивший рабочую группу по анализу ситуации на омском Водоканале, которая была создана при администрации города в начале мая.

В рабочую группу вошли руководители ключевых департаментов муниципалитета, а также первый заместитель министра экономики Омской области Александр МАТНЕНКО, директор МУП «Теплокоммунэнерго» Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ и директор ОАО «ОмскВодоканал» Геннадий ЛЕОНОВ.

По словам Владимира ПОТАПОВА, рабочей группе предстоит решить множество задач. В их числе и передача Водоканалу бесхозных сетей, а также сетей предприятий-банкротов, и максимально эффективное распределение средств, которые бюджет получит от инвестора в лице Евразийского водного партнерства в качестве арендной платы, налогов. Но самая актуальная на сегодня задача — разработать механизм поэтапного ухода от перекрестного субсидирования в тарифах на воду и канализацию.

Сегодня ь «перекрестка» в Омске достигла уровня, который не имеет прецедентов в российских городах. Тарифы для населения не изменялись с 2001 года. Компенсировалось это тем, что непрестанно росла стоимость водоснабжения и водоотведения для промышленных потребителей. В итоге сложилась ситуация, когда при экономически обоснованном тарифе 6,04 рубля за кубометр воды предприятия платят 11,08 рубля, а население — лишь 82 копейки. Та же самая ситуация и с тарифами на водоотведение.

— Доходит до абсурда, — говорит Владимир ПОТАПОВ. — Когда мы находимся на работе, мы выпиваем стакан воды по одной цене, когда приходим домой, — по другой. По сути, за всех потребителей платят предприятия. А ведь это не только нефтезавод, но и детские сады, школы, больницы. Правила игры должны быть одинаковы для всех. И это придумали не мы, это — требование законодательства.

Если просто снизить тариф для юридических лиц до экономически обоснованного уровня в 6 рублей 4 копейки, то по закону недополученную прибыль коммунальщикам должен компенсировать городской бюджет. Нагрузка на городскую казну получается немаленькая — порядка миллиарда рублей в год. Понятно, что у муниципалитета нет другого выхода, кроме как уходить от перекрестного субсидирования, выравнивая уровень тарифов населения и промышленности.

— Конечно, когда тарифы увеличиваются, это всегда воспринимается горожанами болезненно, — утверждает Владимир ПОТАПОВ. — Но надо понимать, что это необходимость. Мы со своей стороны сделали все, чтобы эта процедура как можно меньше ударила по карману омичей. Мы считаем, что приведение тарифов в соответствие с требованиями законодательства должно происходить не единовременно, а постепенно, в течение нескольких лет.

Рабочей группой совместно с инвестором — Евразийским водным партнерством — сформулированы основные подходы к решению проблемы. По мнению инвесторов, должно быть принято долгосрочное тарифное соглашение, которое позволит пошагово за 2 — 3 года уйти от «перекрестки», зафиксировав при этом динамику базового тарифа на уровне ниже текущей инфляции — 8 процентов в год.

Сейчас этот проект, включающий несколько вариантов, проходит согласование в администрации. После чего будет представлен на рассмотрение депутатам горсовета. Именно им по закону предстоит принять решение: включить ли стоимость воды, потребляемой населением, в тариф, компенсировать ее из бюджета или продолжать взваливать груз перекрестного субсидирования на промышленность.

Мнения

Александр ГРЕЗИН, председатель Омской региональной ассоциации промышленников и предпринимателей:

— Сама процедура перекрестного субсидирования была запрещена еще года два назад. Однако мы по-прежнему вынуждены платить за воду по завышенному тарифу, несмотря на то, что вообще-то за население должен платить бюджет, а не промышленные предприятия. В результате все это сказывается на себестоимости продукции омских производителей, а следовательно, и на ее конкурентоспособности. Тариф должен быть един для всех, и то, что мэр это понимает, не может не радовать. Хотя как в конечном счете начинания мэрии будут реализованы — на это еще нужно посмотреть.

Ирина МИНЦ, заместитель директора Института экономики ЖКХ (по телефону из Москвы):

— Совместно с Евразийским водным партнерством мы проводили экспертизу тарифной политики омского Водоканала. И я была просто поражена. Такого низкого уровня платежа, как в Омске, нет ни в одном даже самом маленьком, самом отсталом городе России. Везде уже платежи населения приближаются к 90-100% от экономически обоснованного тарифа. В среднем по России население платит за кубометр воды 5,40 рубля при тарифе 6,90, за канализацию — 4,70 при тарифе 6 рублей. Минимальный размер платежа, который нам приходилось встречать, — 50% от экономически обоснованного тарифа. В Омске же этот показатель не превышает 13,5%.

По нашему мнению, первое, с чего должна начать администрация города, — это принять принципиальное решение об отказе от перекрестного субсидирования. Существующее положение, когда предприятия платят в 13 — 14 раз больше, чем население, не улучшает социальной ситуации в городе, поскольку искусственное завышение тарифа для юридических лиц так или иначе все равно оплачивают горожане. Мы считаем, что это совершенно несовместимо с той реформой, которая проводится сегодня в ЖКХ. «Перекрестка» бьет по развитию экономики города — сегодня дебиторская задолженность омских предприятий перед Водоканалом составляет более 700 млн рублей при том, что весь доход от этой группы потребителей составляет 1,2 млрд рублей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/06/21/krest_na_perekrestnom_subsidirovanii