используя административное давление на частных перевозчиков.
Департамент транспорта (ДТ) начал рассылать частным перевозчикам, входящим в Омский союз автоперевозчиков (ОСА) письма, в которых уведомляет, что Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Омской области признало трехсторонние соглашения, заключенные предпринимателями с ДТ и ОСА, противоречащими законодательству. В связи с этим ДТ в одностороннем порядке их расторгает, но приглашает перевозчиков для заключения других договоров об оказании пассажирских перевозок. При этом информируя, что если не заключат, то будут работать на рынке нелегально.
Мы все за вас решили
В конце апреля председатель правления Омского союза автоперевозчиков Андрей ФЕДОРОВ получил письмо, подписанное первым заместителем директора департамента транспорта Олегом ОСИНСКИМ. В нем он уведомляет общественную организацию, что УФАС по Омской области, ссылаясь на Федеральный закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», признал трехсторонние соглашения, которые заключали перевозчики с департаментом и ОСА, недействительными. В связи с этим, сообщается в письме, «департамент транспорта извещает Вас о прекращении действия ранее заключенных трехсторонних соглашений».
Обо всем этом в письменной форме ДТ извещает и предпринимателей (копия таких писем в редакции имеется — ред.). Кроме того, чиновниками разработаны типовые формы заявлений, в которых перевозчик якобы по собственной инициативе (а не из-за того, что есть предупреждение УФАС — ред.) просит расторгнуть трехстороннее соглашение. Вслед за написанием такого заявления предпринимателю предлагается подписать бумагу о расторжении трехстороннего соглашения, пункт 1 которого гласит, что «департамент транспорта, ОООО „ОСА“ и „Перевозчик“ по инициативе „Перевозчика“ пришли к соглашению расторгнуть Соглашение №...», вводя таким образом перевозчика в заблуждение. Насколько известно, ОСА такого решения не принимал, ни один перевозчик, до тех пор пока ДТ не начал рассылать письма, также не изъявлял желание расторгнуть соглашение по собственной инициативе.
Расторгнувшим предлагается заключить договор об оказании перевозок напрямую с департаментом. Действовать они будут до тех пор, пока конкурсная комиссия не вынесет решение в соответствии с «Порядком распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления перевозок на территории Омска», утвержденным горсоветом в июне 2004 года. Согласно этому документу все маршруты выставляются на конкурс, в котором имеют право принять участие перевозчики, прошедшие квалификационный отбор.
ОСА подставили под УФАС
На основании письма, в котором г-н ОСИНСКИЙ известил Андрея ФЕДОРОВА о том, что УФАС по Омской области признало трехсторонние соглашения противоречащими антимонопольному законодательству, руководство ОСА потребовало от ДТ предоставить копию документа, который бы это подтверждал. Получив в ДТ отказ, ОСА обратился к руководителю УФАС по Омской области Сергею СУМЕНКОВУ с просьбой разъяснить, является ли предупреждение управления основанием для прекращения действия соглашений. Кроме того, ОСА попросил дать ответ на вопрос: правомерно ли поступает ДТ, не дав возможности союзу познакомиться с содержанием предупреждения?
Сергей СУМЕНКОВ в ответе г-ну ФЕДОРОВУ подтвердил, что УФАС направляло в департамент письма, в которых указывало: в тексте трехстороннего соглашения есть отдельные моменты, противоречащие антимонопольному законодательству. В частности, пункт, согласно которому перевозчик обязуется вернуть в ОСА утвержденную схему маршрута в случае досрочного расторжения соглашения. Как следует из ответа г-на СУМЕНКОВА, если следовать этому пункту, то, вернув в союз схему, перевозчик автоматически лишается возможности заниматься перевозками. Получается, что до тех пор пока предприниматель работает по трехстороннему соглашению, он может заниматься перевозками. Если расторгает его, то должен с рынка уйти.
В конечном итоге по требованию антимонопольщиков спорный пункт соглашения изменили. Теперь от перевозчика в случае расторжения соглашения требуется вернуть бланк схемы, который имеет несколько степеней защиты и является собственностью ОСА. Требование антимонопольной службы удовлетворено. Больше претензий к документу не было. Другие пункты соглашения никоим образом не ограничивают деятельности перевозчиков на рынке. Как пояснил Андрей ФЕДОРОВ, не подписав соглашение, предприниматель может работать на рынке. Другое дело, что подписавшие документ берут на себя в первую очередь обязательства качественно оказывать услуги по перевозке пассажиров. Никаких преимуществ на рынке соглашение не дает.
Кому ОСА перешел дорогу?
По сути, сегодня департамент транспорта, используя административное давление, решил устроить на рынке частных перевозок передел. То, что г-н ОСИНСКИЙ давно недолюбливает ОСА, известно всем. Сегодня очевидно, что своими действиями департамент в лице первого заместителя (все письма подписаны именно им) решил расправиться с союзом, предприняв самые что ни на есть грязные методы.
Причины, которые побудили чиновников пошатнуть ряды ОСА, лежат не на поверхности. Осенью в союзе должно состояться отчетно-выборное собрание. Как сообщил «КВ» источник, пожелавший остаться неизвестным, на пост председателя правления ОСА вместо Андрея ФЕДОРОВА прочили одного из бывших руководителей департамента транспорта. Однако тем, кто пытался его протолкнуть, дали понять, что у них ничего не получится. Спустя какие-то две недели из департамента и поступило письмо от г-на ОСИНСКОГО (суть его см. выше). Главная цель всех мероприятий ДТ — сделать так, чтобы ОСА перестал существовать. Кстати «утку» о том, что союз прекратил свою деятельность, уже запустили. Один из предпринимателей подтвердил это корреспонденту «КВ».
Надо заметить, что ДТ удалось дестабилизировать обстановку в рядах ОСА. Сегодня более 200 перевозчиков расторгли трехсторонние соглашения. Часть из них заключили договоры об оказании услуг пассажирских перевозок с департаментом транспорта.
На вопрос «КВ», насколько правомерно заключение таких договоров, в УФАС отметили, что они неоднократно делали в ДТ по этому поводу предписания. Между тем корреспонденту «КВ», когда она позвонила в ДТ (представившись предпринимателем), заметили, что, конечно, можно не заключать договор, но в этом случае вы будете перевозить пассажиров как нелегал. На вопрос почему, было сказано, что если нет договора, то ГИБДД, в частности, не согласует схему маршрута.
Во всей этой истории больше вопросов, нежели ответов. Ясно, что замешана политика, большие деньги. ОСА имеет сегодня сильное влияние на рынке частных перевозок. По сути, в его руках огромный кусок лакомого пирога, который кто-то тоже очень захотел вкусить.