29 апреля 2005 года на выборах в Омском государственном педагогическом университете подавляющее большинство вновь проголосовало за кандидатуру Константина ЧУРКИНА. Ректор с пятнадцатилетним стажем будет руководить вузом еще одну пятилетку. О том, как живет сегодня третий по величине омский вуз, Константин ЧУРКИН рассказал корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ.
— Константин Александрович, судя по всему, 15 лет не пропали даром?
— Мы действительно за это время много сделали. Без бахвальства. И статус университета получили достаточно быстро — уже в 1993 году. И мощный преподавательский состав сохранили. И в науке за это время университет серьезно продвинулся. Сегодня у нас 33 специальности в аспирантуре и шесть специальностей в докторантуре. Есть четыре докторских совета и два кандидатских. Это далеко не в каждом педагогическом вузе есть, можете мне поверить. Да и в рейтинге российских педагогических и лингвистических вузов мы стабильно держимся в первой двадцатке. И в первой десятке тоже бывали. Раньше таких вузов в России было порядка 100, сейчас осталось 77.
— А насколько объективен этот рейтинг?
— Мне кажется, что вполне объективен. Мы ведь и сами смотрим, как наши студенты выглядят на фоне других. Вот недавно они вернулись с олимпиады, которая проводилась среди педагогических вузов Сибири. Практически по всем дисциплинам привезли первые и вторые места. Историки стали четвертыми. Так что по Сибири мы, мягко говоря, далеко не последние. В общем, вуз на месте не стоит — продолжает развиваться. Динамично, спокойно, без рывков. Главное, как я считаю, при всех катаклизмах, которые происходят сегодня в сфере высшего образования, иметь устойчивость, которая достигается прежде всего высокопрофессиональным преподавательским составом.
— Востребованы ли сегодня ваши выпускники?
— Мы делаем все, чтобы они были востребованы. Изучаем и спрос на рынке труда. У нас есть своя социологическая лаборатория, отдел маркетинга. Если сегодня в школах области работают 45% педагогов со стажем свыше 20 лет, значит, нужно готовить им замену. Другой вопрос — низкая заработная плата в системе образования. Но областная власть уже стала реагировать на эту ситуацию. Поддерживает молодых педагогов социальными программами. Я уверен, что скоро наши выпускники будут попадать именно в ту сферу, для которой мы их готовим. Причем в образовании будут востребованы и непедагогические специальности, которые у нас тоже есть. Хорошие школы уже ощущают необходимость в тех же менеджерах.
— То есть ваши выпускники устраиваются на работу без особых проблем?
— На них сегодня есть устойчивый спрос в различных сферах. Без преувеличения. Я думаю, это потому, что университет кроме специальных знаний дает еще и хорошие коммуникативные навыки. Мы ведь сегодня абсолютно по всем специальностям даем большой блок и педагогики, и психологии. За время учебы они становятся почти профессиональными коммуникаторами.
— Имущественный комплекс университета достаточно сильно вырос с начала 90-х...
— Сегодня кроме главного корпуса на Тухачевского, есть четыре корпуса в разных частях города: на Партизанской, Интернациональной, на проспекте Мира и на улице Романенко. Кроме того, есть у нас три общежития, есть собственная агростанция — семь гектаров земли по Пушкинскому тракту. В Тарском филиале два учебных корпуса и три корпуса общежитий. Два учебных корпуса и общежитие в Нововаршавке. Плюс профилакторий «Иртышский» в Чернолучье и бывший пионерский лагерь под Тарой — в Атаке. Это все, естественно, федеральная собственность, которая находится у университета в хозяйственном ведении.
— Площадей хватает?
— Уже не хватает. Но тут вопрос сложный. И решения, я думаю, нужно принимать взвешенно. Если бы, например, на тот же профилакторий не было бюджетного финансирования, нам пришлось бы довольно тяжело. Очень много средств съедает «коммуналка».
— Новое имущество покупалось на бюджетные деньги?
— Два очень хороших приобретения мы сделали и на собственные средства — профилакторий и лагерь в Атаке. Лагерь — это вообще жемчужина. И обошелся он недорого, и расположен в удачном месте, в сосновом бору. Для наших ботаников и зоологов — вообще золотое дно. Они туда на практику ездят с огромным удовольствием. И в профилактории студентам очень нравится. Мы там построили спортзал, переоборудовали один корпус под учебный процесс. Теперь без отрыва от учебы можно подышать свежим воздухом, позаниматься спортом, оздоровиться. Студенты приезжают оттуда очень довольные.
— А какой сегодня бюджет у вашего университета?
— В 2004 году был порядка 240 млн рублей. Причем из них 90 млн — это внебюджетные средства. То есть то что мы сами заработали на образовательных услугах, а также средства грантов и программ, которые наш университет получал как на научную, так и на образовательную деятельность.
— В прежние времена, насколько я знаю, доход был и от аренды...
— Да, раньше мы довольно много помещений сдавали. Сегодня тоже сдаем, но очень немного. Нам просто невыгодно свои помещения сдавать в аренду. Мы лучше их сами используем и заработаем дополнительные средства на образовательных услугах.
— То есть сдача в аренду стала вам даже экономически менее выгодна?
— Именно так. Нет, можно, конечно, установить космические цены для арендаторов, но тогда никто не придет. Так что мы сегодня сдаем только те помещения, которые просто не можем использовать для решения своих задач. Те же подвалы, например. И за них мы получаем в год порядка 2-2,5 млн рублей.
— Сколько у вас сегодня коммерческих студентов и какие специальности самые популярные?
— Общее количество студентов — около 10 тысяч. Из них на коммерческой основе обучаются порядка 40-45%. Конечно, на разных факультетах по-разному. Где-то больше, где-то меньше. Пользуются спросом такие специальности, как менеджмент, социально-культурный сервис и туризм, дизайн, иностранные языки, прикладная информатика. Да и на исторический факультет по-прежнему идет народ. Надо отметить, кстати, что за счет системы коммерческого образования мы решили и ряд государственных задач. Подняли, например, уровень высшего образования среди педагогов начальных классов. А ведь серьезнейшая была проблема в начальной школе. До недавнего времени там было огромное количество учителей со средним специальным образованием. Для них мы организовали повышение квалификации. Причем по укороченной программе — за 3,5 года. И они с большим энтузиазмом пошли к нам учиться.
— Стоимость вашего образования как соотносится со стоимостью обучения в других омских вузах?
— Мы стараемся, насколько возможно, держать невысокий уровень цен. Но, опять же, все зависит от специальности. Тот же дизайн — это очень дорогая и ультрамодная специальность. И обучение по этой специальности стоит дорого. В среднем же стоимость обучения на будущий год составит 13 -15 тысяч за семестр. Для заочников — 7,5 тысячи.
— В общем, с финансовой точки зрения университет сегодня устойчив?
— Настолько, насколько можно быть устойчивым в наше время. Сейчас главное, чтобы заработная плата не съедала все деньги. Как только это начинает происходить, сразу затормаживается развитие. Значит, нужны деньги. Самый простой путь — поднять стоимость обучения. Но это тупик. Нужно искать другие источники финансирования.
— И вы знаете, где их искать?
— Американские университеты, например, зарабатывают большие средства на коротких курсах для людей, уже имеющих высшее образование. Есть повод задуматься. Сегодня взрослые люди и хотели бы учиться, но негде. А есть ведь и другие сферы. У нас есть специалисты, которые могут многое предложить и городу. Те же биологи-практики, которые могут дать очень хорошие рекомендации мэрии по зеленым насаждениям. У меня сейчас есть одно предложение от нашего специалиста, с которым я обязательно пойду к Виктору ШРЕЙДЕРУ. Я и сам на даче поставил эксперимент — посадил лиственницу. Так она по 70 сантиметров в год прибавляет. Уже в три моих роста выросла.
— В аграрном университете такие предложения тоже могут разработать...
— Могут. Но мы с ними можем конкурировать. Такая конкуренция будет только на благо городу. От такой деятельности и вузу доход, и обществу польза.
— А проблема взяток в преподавательской среде ваш университет затронула?
— Взятки — одна из самых болезненных тем. И даже не потому, что это массовое явление. Я точно знаю, что не массовое. У меня очень хорошие отношения со студентами. Я уверен, наши студенты, если такое будет, придут и мне расскажут. Один случай действительно был. Именно студенты мне тогда рассказали, что с них запросили деньги за зачет. С преподавателем я поговорил. Он был уже на пенсии. И уволился по собственному желанию. В общем, такое мое отношение к взяткам широко известно в коллективе. Да и есть, как мне кажется, в педагогическом вузе определенный сдерживающий фактор. Я не могу его точно сформулировать, но он есть. Просто невозможно быть педагогом и брать при этом взятки.
— А как вы относитесь к реформаторским идеям в сфере высшего образования?
— Разных идей сегодня большое количество. Вот, например, была идея объединить все вузы города Омска в единый университет. В Красноярске подобный вариант даже опробовали. Не пошло. И практика давно доказала, что нельзя объединить вещи принципиально необъединяемые, но все равно эксперименты не заканчиваются. В Казахстане вот тоже все перепробовали. В Павлодаре попытались слить технический, педагогический и медицинский вузы. И получили неуправляемую структуру. И теперь, после всех слияний, в Казахстане опять выделили шесть педагогических институтов. Я ведь почему еще опасаюсь объединений и акционирования. Как только начнут объединять, то первым делом растащат имущество. К нашим, например, зданиям в центре города уже присматриваются. Я это чувствую.
— Кстати, напротив главного корпуса предполагается бизнес-центр с гостиницей. Такие планы с вами хотя бы обсуждались?
— Нет, не обсуждались. Вообще, когда дело касается каких-то масштабных проектов, о нуждах высшего образования почему-то забывают. О нас вспоминают только тогда, когда необходимо провести уборку улиц. И это очень обидно осознавать. Ведь в каждом вузе накоплен огромный потенциал. И мы могли бы быть полезными городу не только как рабочая сила.
Константин Александрович родился 19 мая 1946 года в городе Котовске Одесской области, где в это время оказались его родители — коренные омичи. До девятого класса учился в омской школе № 72, а завершил среднее образование в вечерней школе. Одновременно с учебой работал на заводе им. Баранова — зубошлифовщиком. В 1966 году был призван в армию.
После демобилизации в 1969 году поступил на исторический факультет Омского педагогического института. По окончании вуза в 1973 году остаться на кафедре не пожелал и пошел работать учителем истории в среднюю школу № 38. В 1975 году перешел преподавателем истории в Омское речное училище.
С 1979-го по 1985 год работал преподавателем кафедры истории КПСС Омского политехнического института. С 1981-го по 1984 год учился в аспирантуре Томского государственного университета. В 1985 году его пригласили в Омский педагогический институт — на должность старшего преподавателя кафедры истории СССР.
С 1986-го по 1990 год был секретарем парткома вуза. В 1990 году был избран ректором. В апреле 2005 года был избран ректором уже на четвертый срок.
Преподавательскую деятельность не оставляет до сих пор. Студентам исторического факультета читает курс отечественной истории (1900-1917 годы) и курс истории Сибири (1861-1917 годы). Автор учебного пособия «Природа и крестьянство Сибири во второй половине ХIХ — начале XX вв.»
Кандидат исторический наук, профессор.
Женат. Сыну 35 лет, дочери 27 лет. Сын — кандидат исторических наук, сейчас работает над докторской диссертацией. Дочь — кандидат наук, руководит туристической фирмой.