О федеральных гостях
— В ВТТВ-2005, как никогда раньше, в большом количестве были представлены руководители Министерства обороны: начальник Главного автобронетанкового управления, начальник инженерных войск МО РФ, первый заместитель руководителя Федеральной службы по оборонному заказу. Были также представители из ракетно-артиллерийского управления, из штаба Сибирского военного округа, заместитель командующего воздушно-десантными войсками и так далее. Крупные делегации были из Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Федерального агентства по промышленности (ФАП — это агентство и правительство области — организаторы выставки), из других агентств.
Вместе с руководителями оборонных управлений и заместителем руководителя ФАП Игорем ГАРИВАДСКИМ мы побывали на ряде предприятий ВПК Омской области. В первый день мы работали с участием директора московского моторостроительного объединения «Салют» Юрием ЕЛИСЕЕВЫМ на ОМО им. Баранова. «Салют» и ОМО — два оставшихся в стране ФГУПа по моторостроению, все остальные — частные предприятия. Мы побывали с ГАРИВАДСКИМ на Омсктрансмаше в конструкторском бюро транспортного машиностроения. Посмотрели все образцы вооружения и военной техники, которые там изготавливаются или находятся в стадии разработки, но не представлены на ВТТВ, так как запрещены к показу. Обсудили перспективы Трансмаша и пришли к единому мнению: омский завод транспортного машиностроения сегодня нужен для обороноспособности страны.
О будущем Омсктрансмаша
— Когда в 2002 году вводили арбитражное управление, были предложения со стороны МегаТраснКора, что он будет участвовать в оздоровлении предприятия. Арбитражным управляющим в то время был разработан план внешнего управления, в котором предусматривалось создание трех акционерных обществ. В одном из них — в Омсквагонзаводе пакет акций в объеме 49% должна была купить корпорация «МегаТрансКор». Такая была договоренность. Омсквагонзавод был зарегистрирован, и 51% его акций оплатило ФГУП «Омсктрансмаш». По законодательству для формирования уставного капитала нужен год и этот год в марте текущего года прошел. Весь год МегаТрансКор говорил, что будет участвовать. Мы с ними много переписывались, встречались, разговаривали. Но в итоге они отказались. Поэтому оставшиеся 49% акций оплатило имуществом тоже ФГУП «Омсктрансмаш».
С учетом создания на Омсктрансмаше Омского тракторного завода есть предложение перенести на эту территорию Сибзавод. Планируем, что они войдут туда не с пустыми руками. Как возможный вариант рассматривается, что право на те сто миллионов рублей бюджетной ссуды, которые правительство давало в прошлом году Омсктрансмашу, будет передано областному предприятию Сибзавод, чтобы он уже претендовал на определенный пакет будущего акционерного общества.
Но надо учитывать, что федеральным органом исполнительной власти по отношению к омскому заводу транспортного машиностроения является агентство по промышленности (ФАП). Мы два с половиной часа с ГАРИВАДСКИМ обсуждали все эти варианты. У правительства Омской области конкретные предложения есть, но у ФАП, к сожалению, четкой позиции по данному предприятию пока нет. Зато такая позиция появилась у военных. Это радует. Военные сегодня в полный голос сказали: Омсктрансмаш для страны нужен. Что обнадеживает. К тому же, когда мы в 2002 году вводили внешнее управление, Трансмаш не был включен в перечень стратегических предприятий по указу президента, а сейчас он туда вошел. И это меняет схему конкурсного производства. Завод должен сохраниться как единый технологический комплекс.
О «Русских витязях»
С летно-испытательным институтом им. Громова мы встречались несколько раз начиная с марта. У нас был подготовлен договор на осуществление показательных полетов на нашей выставке 8 и 11 июня. Договорились по цене, составили смету. Согласовали ее с губернатором. И губернатор уже выделил 6,5 млн рублей. Но в связи с ЧП: (1 июня разбился военный самолет) последовал запрет полетов истребителей в местах скопления граждан. Мы разговаривали с руководством ВВС, но переубедить их не удалось. Обидно, правда, что, отказав нам, часть пилотажной группы «Русские витязи» выступала в подмосковной Кубинке на авиашоу в честь 80-летия Ивана КОЖЕДУБА.
Об отсутствии КВАШНИНА
Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий КВАШНИН в период проведения ВТТВ-2005 лежал в московском госпитале. Причина уважительная. Он звонил губернатору, поздравлял. В работе выставки участвовали два его заместителя — Вадим ГОНЧАРОВ и Игорь ПРОСТЯКОВ.
О КОКОРИНЕ
Большое спасибо хочу сказать Валерию КОКОРИНУ, представившему для ВТТВ-2005 комплекс «Каскад». Я здесь по три раза в сутки бывал. В последние недели приезжал в 11-12 ночи, говорил: «Валерий Михайлович, ты уже никакой. Езжай домой». Он в ответ: «Не могу. Вот у меня „мерседес“ на улице стоит. Все выглядывают в окна: если машина моя здесь — работают. Только уеду — так прекращают». Строители тоже устали — понять можно.
Однако если бы не решение правительства области о выставке вооружений, КОКОРИН бы это здание еще долго строил. Два года Евгений БЕЛОВ не подписывал ему решения о реконструкции. Нет такого решения — не будет и акта ввода. Мы эти вопросы решили: 25 мая мэр подписал решение о реконструкции, а в начале июня был решен вопрос с актом госкомиссии. К тому же мы взяли на себя проблемы с инженерной инфраструктурой: вода, электричество, тепло.
О стоимости выставки
На ВТТВ-2005 в бюджете Омской области выделено 12 600 тысяч рублей. Немало было вложено дополнительно в благоустройство близлежащих к «Каскаду» улиц, дороги на полигон — речь идет о десятках миллионов рублей. Но выставка закончится, дороги останутся. Ими будут пользоваться омичи. Почти все благоустроительные работы профинансированы из областного дорожного фонда.
Об ОМО им. Баранова
У московского «Салюта» и у ОМО им. Баранова номенклатура изделий сходна. У «Салюта» очень мощное конструкторское бюро — более полутора тысяч человек — и очень интересные разработки, под которые не хватает производственных площадей для освоения. К тому же в столице найти квалифицированных токарей, фрезеровщиков и шлифовщиков крайне сложно. Хорошие рабочие кадры стоят тысячу-две тысячи долларов в месяц. К тому же «Салют» находится в центральной части Москвы, где стоимость земли очень высока. Гендиректора «Салюта» Юрий ЕЛИСЕЕВ и ОМО им. Баранова Юрий СПИВАКОВ улетели в Москву, они оба, кстати, будут представлять российский авиационный комплекс в Ле-Бурже. Мы договорились взять тайм-аут на месяц, чтобы проработать все вопросы возможной совместной деятельности и вернуться к этому разговору либо в Москве, либо здесь.
О ПО «Полет»
Вопрос о совместном предприятии «Полета» с Германией и Италией обсуждается. Но чисто в предварительном порядке. Порядке изучения. И не более того. Руководство ПО «Полет» подготовило и передало в феврале в омское министерство промышленности план финансового оздоровления. Но есть немало не решенных пока вопросов. «Полет»- аэрокосмическое объединение. Когда на уровне страны был Росаэрокосмос, все было нормально. Но при реорганизации агентство поделили: теперь есть Федеральное космическое агентство и Федеральное агентство по промышленности, куда передали управление авиацией. Некоторое время было непонятно, кому подчинен «Полет». Сейчас определились: Роскосмосу. Олегом ДОРОФЕЕВЫМ подписан контракт с руководителем этого агентства Анатолием ПЕРМИНОВЫМ. Но Роскосмос за авиацию не отвечает, и поэтому к данному направлению у них интереса нет. Как здесь быть? Рассматриваются разные варианты.