Тихий скандал в Калачинске

Дата публикации: 04 июля 2005

Корпоративный конфликт с участием Романа ЧЕФХОДЗЕ длится в ОАО «Механический завод "Калачинский“ почти пять лет

Годовое общее собрание акционеров ОАО „Механический завод “Калачинский» (МЗК), назначенное на 25 июня 2005 года, так и не состоялось. Многие акционеры даже регистрироваться не стали, поскольку судебный пристав Центрального отдела № 1 УФССП по Омской области Наталья ДЕРГАЧЕВА лично вручала каждому акционеру завода письменное уведомление о том, что по решению суда никто не имеет права голосовать своими акциями. Надо отметить, громких возмущений со стороны акционеров не последовало. Как пояснил корреспонденту «КВ» генеральный директор ОАО «МЗК» Виллий ИСКАМ, за пять лет привыкли ко всему.

Чьи акции?

Истоки этого многолетнего конфликта теряются в глубине 90-х, но его начало можно датировать точно — сентябрь 2000 года, когда на завод пришла новая команда управленцев, возглавил которую новый генеральный директор Виллий ИСКАМ. И уже в октябре 2000 года бывший гендиректор завода Гелий КАБАКОВ и его бывший заместитель по строительству Наталья ЕРЕМИНА подали иск в Первомайский районный суд города Омска, а суд в качестве обеспечительных мер наложил запрет на движение всех акций ОАО «МЗК» и запретил акционерам голосовать акциями на общих собраниях.

Оба истца уверяли, что в 2000 году они обнаружили недостачу акций на их лицевых счетах у регистратора. Гелий КАБАКОВ «недосчитался» 1 000 акций, а Наталья ЕРЕМИНА — 1 678. Учитывая, что весь акционерный капитал ОАО «МЗК» делится на 28 144 обыкновенные акции, основания для беспокойства были. Нетрудно посчитать, что оспариваемый пакет превышает 9,5% от акционерного капитала. По официальной версии, признанной Первомайским судом, дело было так. После приватизации МЗК в 1993 году реестр акционеров вела начальник планового отдела МЗК Раиса БРЮХАНОВА. А когда в 1997 году потребовалось передавать его специализированному регистратору, выяснилось, что концы в реестре сильно не сходятся. Обнаружился «излишек» в 4 000 акций.

Как оно было на самом деле, сейчас уже не узнать, но БРЮХАНОВА в итоге взяла вину на себя. Мол, все получилось по причине ее некомпетентности и неграмотности. Якобы с целью корректировки реестра Раиса БРЮХАНОВА попросила КАБАКОВА и ЕРЕМИНУ подписать с ней договоры купли-продажи на 2 678 принадлежащих им акций. И заверила, что фактически никакой сделки не было. Но проблема еще в том, что спорные акции за эти несколько лет неоднократно перепродавались. В итоге они оказались в собственности ООО «ПКФ „Техноцентр-99“, которое является по закону добросовестным приобретателем, поэтому возвращать свои акции КАБАКОВУ и ЕРЕМИНОЙ не намерено.

Судебное разбирательство, которое длилось рекордно долго (до мая 2004 года), зашло, похоже, в юридический тупик. Вывод судебной инстанции напомнил известную историческую коллизию: „Ни мира, ни войны, но армию распустить“! Решением Первомайского районного суда первые договоры купли-продажи, в результате которых спорные акции оказались у БРЮХАНОВОЙ, были признаны решением суда недействительными, но от претензий к остальным покупателям истцы отказались, что и было зафиксировано в определении, которое суд вынес в тот же день — 5 мая. То есть акции предприятия остались на лицевом счете ПКФ „Техноцентр-99“.

Роман ЧЕФХОДЗЕ

Впрочем бывший гендиректор МЗК и его заместитель едва ли были главными действующими лицами. Мотором и мозговым центром корпоративного конфликта являлся, надо полагать, Роман ЧЕФХОДЗЕ — бывший президент и бывший владелец скандально известного в Омске банка „Инвестор“. Банк был признан банкротом еще в сентябре 1998 года, но часть его вкладчиков, похоже, до сих пор бегает по судам, тщетно пытаясь вернуть свои деньги. Зависли в этом банке и деньги ОАО „МЗК“.

Впрочем из истории с банком Роман ЧЕФХОДЗЕ вышел почти без потерь. В его собственности даже остался приличный кусок бывшего имущества КБ „Инвестор“ — пятиэтажное офисное здание по адресу: ул. Гагарина, 8, корпус 2 (подробности см. в „КВ“ от 17 октября 2001 года). Да и в конфликте на мехзаводе „Калачинский“ Роман ЧЕФХОДЗЕ предпочитает держаться в тени. Лично у него акций МЗК совсем немного — чуть меньше 90 штук, но он был членом его совета директоров, а в процессе корпоративной атаки на предприятие участвовала Татьяна БОЛОБОВА — человек значимый для Романа ЧЕФХОДЗЕ.

В 2004 году группа акционеров под управлением Романа ЧЕФХОДЗЕ перенесла вялотекущий конфликт в Арбитражный суд Омской области. Поскольку в 2004 году на МЗК все же провели два общих собрания акционеров (в марте и июне), после которых состав совета директоров существенно поменялся, КАБАКОВ, ЕРЕМИНА и БОЛОБОВА оспорили законность проведения собрания акционеров. Этот судебный спор не завершился, кстати, до сих пор. Как пояснил „КВ“ Виллий ИСКАМ, судом первой инстанции решение было вынесено не в пользу ОАО „МЗК“, но в законную силу оно еще не вступило. 13 июля состоится рассмотрение дела апелляционной инстанцией.

Новые собственники

Ситуация обострилась накануне очередного ежегодного общего собрания акционеров ОАО „МЗК“, которое было запланировано на 25 июня 2005 года. Предприятие неожиданно получило сразу три постановления судебного пристава Натальи ДЕРГАЧЕВОЙ. Причем два постановления были выписаны по определению Первомайского районного суда, которое датировано еще 2000 годом. По тому иску судом даже решение уже было вынесено. Тем не менее акционеров снова предупредили, что они не имеют права выбирать гендиректора, совет директоров, ревизионную комиссию, вносить поправки в устав, а также голосовать своими акциями по любому другому вопросу.

Несмотря на плохую погоду и субботний день, Наталья ДЕРГАЧЕВА прибыла в Калачинск лично. И не одна, а с группой силовой поддержки. Бравые парни в серой униформе ходили, поигрывая дубинками, и вежливо осведомлялись: а все ли акционеры расписались в уведомлениях? Служебное рвение судебных приставов стало более понятным, когда выяснилось, что на собрании акционеров присутствуют люди, которые договорились о выкупе акций МЗК у группы акционеров, связанных с Романом ЧЕФХОДЗЕ.

Перед работниками завода от имени новых собственников выступил Константин ПОПРАВКО, который представился омским предпринимателем. Он заверил, что все судебные иски не направлены против МЗК. Тактическая цель группы инвесторов, насколько можно было понять, те самые акции МЗК, которые находятся сегодня в собственности у ПКФ „Техноцентр-99“. Судебные тяжбы, по мнению Константина ПОПРАВКО, должны завершиться в течение трех месяцев, и после решения формальных вопросов новые акционеры сразу начнут превращать МЗК в успешное предприятие. С заказами, мол, тоже проблем не будет, поскольку люди, интересы которых представляет г-н ПОПРАВКО, связаны деловыми отношениями с Екатеринбургом и Челябинском.

На вопрос корреспондента „КВ“ о количестве акций, которые будут в собственности у новых инвесторов, Константин ПОПРАВКО затруднился с ответом. Но не исключил, что они соберут контрольный пакет. Видимо, с этими планами связаны и те предложения по выкупу акций МЗК, которые появились в калачинской газете „Сибиряк“. Акционерам завода предлагают от 100 до 200 рублей за одну акцию. А тем, у кого относительно крупный пакет, даже домой по этому поводу звонят. Кстати, сведения об акционерах есть только в реестре, который хранится у регистратора. Надо полагать, будущие собственники уже добыли где-то и реестр.

Будем посмотреть...

Как признался Виллий ИСКАМ, для него появление Константина ПОПРАВКО тоже стало неожиданностью. Зато, как он отметил после несостоявшегося собрания, есть хоть какая-то ясность. Многолетние судебные споры с Романом ЧЕФХОДЗЕ утомили всех. По оценке генерального директора, новые акционеры едва ли смогут сконцентрировать у себя более 30 — 35% акций МЗК, поэтому о полном контроле над предприятием речь идти не может. Тем не менее Виллий ИСКАМ выразил готовность к сотрудничеству, если они действительно, как уверяют, намерены заниматься вопросами развития завода. Не исключает генеральный директор, что новые собственники хотят лишь собрать пакет акций, а потом вынудить предприятие выкупить его по более высокой цене.

Сегодня, когда предприятие стало уже самостоятельно выбираться из кризиса, интерес к нему возрос. Если в сентябре 2000 года завод фактически не работал, а его кредиторская задолженность составляла порядка 28 млн рублей, то сегодня, по словам генерального директора, задолженность МЗК уменьшилась до 12 млн рублей, текущие налоговые платежи завод перечисляет регулярно, а в прошлом году выпустил оборудования для сельхозпроизводителей на 43,4 млн рублей. 17% в объеме производства 2004 года — новая продукция. 139 единиц сельхозтехники отправили на экспорт. А тракторные прицепы и кормораздатчики экспортировали даже в Эстонию и в Швейцарию.

Заместитель главы Калачинского муниципального образования Владимир ТАБАЧЕНКО тоже выразил некоторую озабоченность по этому поводу. В районе, по его словам, уже неоднократно появлялись люди, которые скупали акции местных предприятий и обещали процветание. Однако в реальности все получалось иначе. И нет уже тех предприятий. А МЗК, несмотря на все сложности, работает, развивается и платит налоги в бюджет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/06/25/tihiy_skandal_v_kalachinske