Рафтинг по Кюбрюле

Дата публикации: 11 июля 2005

Крутые виражи

Пребывая в одном из отелей Антальи, наслушалась от коллег по отдыху массу рассказов о том, как здорово сплавляться по горной реке. После долгих раздумий решила, что раз от жизни, как говорят, надо брать все, то можно попробовать и рафтинг. Правда, всю дорогу от отеля до спуска на воду сомневалась — а надо ли? Тем более что сплавляться собралась не одна, а со своим десятилетним сыном.

К слову, про дорогу. Путешествие в автобусе по горным извилинам до реки Кюбрюле, по которой и надо было сплавляться, показалось мне, да и другим рафтингистам, покруче, чем дорога, например, из аэропорта Антальи в Кемер или на экскурсию в Памуккале. Ужасно извилистая и узкая, да еще и с крутыми обрывами. Мутило не только детей, но и даже некоторых взрослых.

Более того, во время пути нам нанавстречу попался большой туристический автобус. Предполагая, что на такой узкой дороге не разъехаться, один голос закричали, требуя, чтобы водитель открыл двери и выпустил нас. Но он только показал жестами, что, мол, все будет о«кей, и быстренько сделал маневр. Увидев, что препятствие преодолено, все дружно зааплодировали, как это делают, когда самолет, приземляясь, касается земли.

Когда наконец-то приехали, народ обрадовался. Но совсем ненадолго. Как оказалось, место первой остановки — это всего лишь перевалочный пункт, где надо было пройти инструктаж, а до места старта ехать еще километра 2 — 3.

О болячках лучше не молчать

На инструктаж ушло примерно полчаса. Инструкторы — русские и украинцы — подробно объяснили и показали, что надо делать и как, чтобы не вывалиться из лодки и приехать живыми и здоровыми к финишу. Кроме того, они у всех спросили, не болеет ли кто-нибудь и есть ли у кого хронические заболевания. Дело в том, что лет пять назад при сплавлении по Кюбрюле произошел смертельный случай, единственный на этой реке. Одна женщина не предупредила, что у нее астма. Во время одной из остановок пошла со всеми купаться и у нее перехватило дыхание, так как она переохладилась (вода в реке холодная — плюс 13 градусов). Ей сделали искусственное дыхание и массаж сердца, но это не помогло. Если бы знали, что у нее астма, то дали бы лекарства. Кстати, в каждой лодке есть аптечка. Тот порог на реке, недалеко от которого она умерла, назвали „Сумасшедшая женщина“.

Раз порог, два порог, три...

Сплавляться предстояло 14 километров, преодолевая по пути 14 порогов. Как сказали инструкторы, на Кюбрюле второй уровень сложности. Всего, по меркам рафтинга, их пять. А вот если сплавляться в Мармарисе, то там четвертый уровень.

Нашу группу, человек 50, разделили на подгруппы. Одни должны были сплавляться на больших резиновых лодках, или, как их еще называли, „матрешках“, вместимостью от 6 до 12 человек. Других, более смелых, определили на каяки — двухместные резиновые лодки. На „матрешечников“ надели спасательные жилеты, а на каякеров еще и каски. Всем, кто был обут в шлепанцы, выдали тесемки, чтобы привязать обувь к ногам. В противном случае ее могло бы смыть заплеснувшейся в лодку водой на каком-нибудь из порогов.

В лодки погрузились, вооружившись веслами, довольно быстро. С собой разрешили взять только самое необходимое: фотоаппараты, видеокамеры, сигареты и зажигалки. Все эти вещи сложили в один непромокаемый мешок и отдали главному инструктору.

Наконец, поплыли. Для тех, кто сплавлялся впервые, самым страшным показался первый порог. Лодку сильно качало во все стороны, всех залило водой. Визжали, орали во все горло. Тем, кто был в каяках, вообще не позавидуешь. Ведь каяками управлять гораздо сложнее. Первые метров 5 — 7 после преодоления порога каякеры плыли, как слепые котята, залитые водой. Веслами гребли не как их учили, а просто шлепая по воде.

Страх сплавления пропал, когда миновали порогов пять. Даже дети расслабились. Было весело и интересно. Более того, чем больше порогов преодолевали, тем сильнее хотелось, чтобы они были все круче и круче. Плыли, делая остановки на берегу через каждые два-три километра. Иначе с непривычки просто не хватило бы сил грести. Кстати, из-за нехватки сил четырех каякеров сняли с дистанции, пересадив их в „матрешки“.

Во время одной из остановок был обед на скалистом берегу в небольшом, скажем так, летнем кафе. Давали шашлык из курицы, очень вкусный. Аппетит после полуторачасового сплавления, надо, сказать, хороший. Многие, особенно мужчины, брали сразу по несколько шашлыков. Были еще гарнир, салаты, соки, чай или кофе.

Когда доплыли до финиша, а плыли по реке в общей сложности часа три с половиной, выбираться из лодки не хотелось. Так бы дальше и сплавлялись. В общем, было здорово. Повеселее, чем катание на горках в аквапарке. Плюс ко всему практически все путешествие — от старта до финиша — было снято на видеокамеру. Операторы делали видеосъемку с берега, поджидая „матрешечников“ и каякеров возле каждого порога. А фотографы всех щелкали. Два фото стоили 12 долларов, третью фотографию давали бесплатно. Фильм на видеокассете продавали за 35 долларов, а на DVD — 45 долларов.

И еще. Помимо российских туроператоров, экскурсии предлагают и турецкие туристические агентства. Причем как государственные, так и частные. У них цены ниже. К примеру, если у наших туроператоров рафтинг за одного взрослого обойдется в 55 долларов, а за ребенка до 12 лет 30 долларов, то у турецких частников, соответственно, в среднем 30 и 20 долларов. Но при этом на вас не оформят медицинскую страховку и не покормят обедом. Кроме того, повезти к месту сплавления могут не на туристическом автобусе, а на личном автомобиле. Так что в случае аварии претензии не к кому будет предъявить. Поэтому выбирайте, что дороже — деньги или безопасность.

На безрыбье и шашлык рыба

Впервые в жизни довелось мне побывать и на рыбалке на горном озере (стоимость экскурсии на взрослого — 60 долларов, на ребенка до 12 лет — 30 долларов). Красота, конечно, неописуемая. Однако сама рыбалка — не очень. Было все не так, как ожидала. Естественно, предполагала, что со мной будут рыбачить еще человек двадцать. Думала, буду сидеть себе на бережке, закинув удочку, и наслаждаться живописным пейзажем. Коллеги-рыбаки будут поодаль, метров хотя бы в 30 от меня. Увы, все было гораздо хуже.

По приезде на озеро нашу группу — 12 человек — посадили на плот с соломенной крышей и отбуксировали на моторке на середину озера. (Оно образовалось, когда на соседнем верхнем озере строили дамбу. Кстати, строили ее совместно с советскими специалистами еще во времена СССР. Что-то пошло не так, и вода, хлынув, затопила целую деревню.) Каждый взял себе по удочке, насадил на крючок червей, заранее выкопанных организаторами рыбалки, и, усевшись на стульчики, стали рыбачить.

Примерно через полчаса неподалеку от нас, метрах в двадцати, на якорь встал еще один плот. Потом еще, и еще, и еще. В общем, вокруг нашего плата разместилось пять или шесть других. На каждом в среднем по 15 — 20 человек. Ни о какой тишине уже и речи быть не могло. На одних плотах гремела музыка, видимо, „рыбаки“ взял с собой магнитофоны, на других — периодически звучали тосты вроде: „За рыбалку в горах“ или „Ловись, рыбка, большая и маленькая“.

Туроператоры обещали, что каждый поймает как минимум по одной рыбке. Причем не просто каких-нибудь карасей, а, вполне возможно, и форель. На самом деле наш плот выловил только две небольшие рыбешки, а вся дружная компания, рыбачившая на озере, — штук 10. Форель не попалась никому. И неудивительно. Представьте, что каждый день, начиная с апреля и заканчивая октябрем, на это озеро привозят около 80 туристов, желающих поймать рыбу. Она, наверное, на эти крючки с червяками уже смотреть не может.

Понятно, что почти все рыбаки вышли на берег грустные. Поэтому экскурсовод подбодрил: „Сейчас поедем на верхнее озеро. Там можно искупаться. А затем будет пикник“. Озеро было большое и красивое. Расположено на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Вода в нем очень прозрачная и довольно теплая. Наша группа сразу пошла купаться. На озере, возле берега плавал большой батут. И взрослые, и дети прыгали на нем со счастливыми улыбками. Потом был обед: уха из форели, шашлык из говядины, форель, приготовленная на мангале, жареная курица, салаты и напитки (все включено в стоимость экскурсии). Из горячительных подали вино местного производства и турецкую водку. Все без исключения мужчины и налегли на нее с горя: рыбалка-то не удалась. В отели они возвращались самые довольные. Видимо, вкусный обед и море сорокапятиградусной с лихвой компенсировали им плохой улов.

Галина ГОШКОДЕР
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/07/26/rafting_po_kyubryule