Прокуратура оценит

Дата публикации: 25 июля 2005

каждый договор купли-продажи. 

В прокуратуру Омской области обратился мэр города Омска с просьбой проверить законность сделок администрации города при реализации объектов недвижимости муниципальной собственности в соответствии с решением Омского городского Совета № 306 от 04.10.2000 года. Напомню, что это решение городского Совета определяло порядок отчуждения недвижимого имущества, переданного муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения.

Следует отметить, что, несмотря на наличие такого решения суда, вопрос правомерности отчуждения имущества муниципальных предприятий с согласия собственника без проведения конкурсов и аукционов (т.е. процедуры, предусмотренной приватизационным законодательством) является чрезвычайно сложным с правовой точки зрения. Устоявшаяся судебная и правоприменительная практика по нему отсутствует, а имеющаяся очень скудна и весьма противоречива. Многое, если не все в этом вопросе зависит от позиции муниципалитета как собственника отчуждаемого имущества: считает ли он, что его права нарушены, или нет.

Правовая сторона этого вопроса тесно переплетается с его экономической составляющей. Сложился стереотип, что все сделки по так называемому 306-му постановлению были совершены не по рыночным ценам. Рыночная оценка проводилась по каждому отчуждаемому объекту. Не секрет, что многие объекты, которые выставляются на аукцион уже в рамках Программы приватизации, также реализуются по начальной (т.е. по оценочной) стоимости.

Учитывая сложную правовую природу этого вопроса, отсутствие на тот момент определенной перспективы оспаривания сделок по отчуждению муниципалитетом недвижимого имущества в суде, прокуратурой города в период активной продажи муниципальной собственности через муниципальные предприятия был предпринят ряд мер, направленных на предотвращение возможных злоупотреблений и обеспечение максимального поступления средств от реализации объектов недвижимости в местный бюджет.

Учитывая, что оценка рыночной стоимости некоторых отчуждаемых объектов муниципальной недвижимости не соответствовала сложившемуся на тот момент уровню цен на региональном рынке недвижимости, по требованию прокуратуры была заказана повторная оценка отдельных объектов. В результате их оценочная стоимость значительно увеличилась.

Например, при повторной оценке рыночной стоимости одного из помещений по ул. Ленина рыночная стоимость возросла более чем на 20% в сравнении с первоначальной оценкой.

Учитывая эти обстоятельства, руководители МУП «Город», через который отчуждалось большинство объектов, и организации-оценщика были предостережены о недопустимости оценки и отчуждения объектов муниципальной собственности по цене ниже сложившейся на открытом рынке недвижимости.

В целях предотвращения возможных нарушений закона и злоупотреблений при реализации объектов муниципальной недвижимости мэром города Омска был создан координационный совет. В заседаниях этого совета наряду с работниками администрации города, оценщиками принимали также участие работники прокуратуры и органов внутренних дел города.

В результате работы этого совещательного органа средняя оценочная стоимость отчуждаемых объектов возросла от 10 до 30%, а средняя стоимость 1 кв.м муниципальной недвижимости, отчуждаемой по 306-му постановлению, в 2004 году по сравнению 2003 годом возросла вдвое.

Кроме того, в результате вмешательства прокуратуры от реализации объектов недвижимости по указанному постановлению в местный бюджет дополнительно поступили денежные средства в сумме, превышающей 95 млн рублей. Эта сумма равна налогу на добавленную стоимость, которую МУПы обязаны отчислять при получении выручки от любых сделок, в том числе при продаже переданной им недвижимости. Кстати говоря, если не принимать во внимание преимущество аукционов и конкурсов, проводимых при приватизации муниципального имущества, это как раз те средства, которые теря местный бюджет от реализации муниципальных объектов посредством их передачи муниципальным предприятиям, т.к. при приватизации налоги от реализации имущества уплате не полежат.

Вернемся же к обращению мэра города в прокуратуру области.

Учитывая хотя еще не вступившее в законную силу, но уже состоявшееся решение арбитражного суда, о котором говорилось выше, областной прокуратурой прокуратуре города поручено провести сплошную проверку законности сделок по отчуждению муниципального имущества в соответствии с решением Омского городского Совета № 306 от 04.10.2000 за весь период его действия.

Прокуратурой города будет проверен и оценен каждый договор купли-продажи, без каких-либо исключений. По тем сделкам, совершение которых, по мнению администрации города, нарушает интересы муниципалитета, будут подготовлены и направлены иски в суд. Повторюсь, что все зависит от позиции муниципалитета как собственника отчуждаемого имущества, который является в суде материальным истцом: если он считает, что его права в результате совершения сделки нарушены, то будет направлено заявление в суд, если нет, то сделка оспариваться не будет. Прокуратура, выступая в суде процессуальным истцом, связана мнением администрации, как истца материального.


Олег КАМШИЛОВ,
первый заместитель прокурора г. Омска
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/07/28/prokuratura_otsenit