— Марина Вячеславовна, вы недавно вошли в курс дел министерства. С чем столкнулись, вступив в эту должность?
— Работа нашего департамента в первом полугодии велась в разных направлениях. Это объясняется как принятием основополагающих документов — Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах тарифного регулирования», так и задачами, поставленными перед нашей отраслью в связи с переводом предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях.
Одно из направлений — повышение эффективности тарифного регулирования. Установка областного стандарта уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в размере 100% позволило перейти на бездотационный режим финансирования по большинству предприятий ЖКК. Установлен единый тариф на отопление для всех категорий потребителей, что позволило прекратить практику перекрестного субсидирования. Полная стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения на один метр общей площади жилья по районам области составила 35,84 рубля при федеральном стандарте в 36,2 рубля. Экономическая обоснованность этих расчетов подтверждена независимой экспертизой.
— Какие задачи стоят перед вашим департаментом сегодня?
— С 1 января 2005 года Омская область перешла на казначейскую систему исполнения бюджета. И одной из задач нашего департамента является отлаживание четкой работы механизма финансирования целевых программ и непрограммных инвестиций, государственным заказчиком по которым определено министерство строительства и ЖКК Омской области. Дело здесь не столько в формальном соблюдении финансовой дисциплины, сколько в обеспечении эффективного использования выделенных бюджетных средств. В строительстве и особенно ЖКХ имеет место сезонный характер работ. До начала отопительного сезона необходимо провести ремонт водопроводных, канализационных сетей, перевод котельных на природный газ и т.д. К 1 сентября в эксплуатацию должны быть сданы объекты системы образования. Неисполнение графиков финансирования ставит под угрозу своевременность и качество выполнения поставленных задач. И по итогам работ за первое полугодие освоение бюджетных средств составило 99% от установленных лимитов.
— Предприятия ЖКХ имеют немало проблем, каким образом они разрешаются?
— Для этого правительством области создана рабочая группа по финансовому оздоровлению предприятий. На ее заседаниях рассматриваются вопросы погашения дебиторской и кредиторской задолженности — проблемы с расчетами с поставщиками энергоресурсов, по заработной плате, по платежам во внебюджетные фонды, проблемы повышения собираемости платежей за услуги. На совещании присутствуют представители министерства имущественных отношений, экономики и финансов, профсоюзных организаций. Деятельность предприятий рассматривается в комплексе, происходит не просто заслушивание их руководителей, а совместный поиск причин сложившейся ситуации и вариантов ее разрешения. Здесь обязательно присутствуют главы муниципальных образований или их заместители, потому что финансовое состояние организаций очень сильно зависит от политики на местах, сложившихся взаимоотношений. Мы смотрим и на доходную часть муниципальных образований, была ли возможность возмещения предприятиям ЖКХ, как выполнены позиции, заложенные в местные бюджеты по льготам. На сегодня на комиссии обсуждалось финансовое положение двадцати одного МП ЖКХ. По результатам деятельности достаточно позитивных примеров, однако все же не все руководители ответственно относятся к нашим рекомендациям.
— Какова общая ситуация с дебиторской и кредиторской задолженностью организаций отрасли?
— Дебиторская задолженность в целом по области составляет 506,8 млн рублей. Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ — 978,8 млн рублей. С января были увеличены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, поэтому в начале года процент собираемости платежей с населения снизился. Но сегодня по сравнению с началом года у нас налицо и рост собираемости, и уменьшение дебиторской и кредиторской задолженности. Однако по каждому предприятию свои показатели.
С 1 июля в области проводится информационная акция «Долг», цель которой — активизация работы предприятий МП ЖКХ по собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги. Представители министерства будут выезжать на места, проводить «круглые столы», участвовать с работниками предприятий ЖКК в мероприятиях. Один из самых острых вопросов на сегодняшний день — подготовка к отопительному сезону, создание запасов топлива, а это требует аккумулирования средств.
— Какие цели стоят перед вами на ближайшее будущее?
— Задачи на второе полугодие перед отраслью и исполнительной властью ставятся очень большие. Это касается прежде всего вступления в силу федерального закона о местном самоуправлении. Необходимо очень четко продумать механизм финансирования программ, взаимодействия во вновь образуемой структуре. Здесь первостепенными являются вопросы разграничения функциональных обязанностей и полномочий, имущественных прав на те же канализационные сети, водопровод и т.д.
С другой стороны, согласно Федеральному закону № 189-Ф3, до 28 февраля 2006 года, население должно выбрать способ управления многоквартирными домами. На сегодняшний день в каждом округе есть консультационные пункты, где мы разъясняем для населения, что такое ТСЖ, почему необходимо их создавать, рассказываем об особенностях их организации и регистрации. Сегодня на базе учебного центра подготовлено уже более 20 руководителей ТСЖ. Это очень важно — воспитать в каждом собственника, обладающего не только правами, но и обязанностями, постепенно изменить сознание людей.
Кроме того, идет процесс формирования бюджета 2006 года. Грамотная и внимательная подготовка мероприятий, проведение которых планируется в 2006 году, позволит сократить износ основных фондов отрасли, предусмотреть развитие инженерной инфраструктуры, получить реальный экономический эффект от инвестирования средств из областного бюджета и продолжить выполнение социальных программ.
Марина ЛЕВАНОВИЧ
14 июня 2005 года приступила к работе в должности заместителя министра строительства и ЖКК Омской области, руководителя департамента экономики и финансов.
Марина Вячеславовна родилась 2 сентября 1968 года в Тарском районе Омской области. В 1989 году окончила инженерно-экономический факультет Омского технологического института.
Трудовую деятельность начала в 1989 году на радиотехническом заводе «Морион» города Ленинграда в должности экономиста. Затем работала в различных коммерческих компаниях в должности главного бухгалтера, финансового директора. Последнее место работы до перехода на службу в бюджетных учреждениях — ООО «Сибирская лесопромышленная компания» (Омск). С 2002-го по 2005 год — работа заместителем директора по экономике и финансам ГУ «Управление дорожного хозяйства Омской области».
Замужем, воспитывает двоих сыновей.
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ