— Михаил Павлович, как вы оцениваете пересмотр 306-го постановления?
— На самом деле ситуация тут не такая простая, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, понятно, что это постановление было принято для того, чтобы продавать городскую недвижимость в обход каких бы то ни было конкурсов и аукционов. Достаточно посмотреть список объектов, проданных по 306-му постановлению, чтобы убедиться, что в числе покупателей немало известных в Омске бизнесменов, так или иначе связанных с городской властью.
Но, с другой стороны, раз уж это постановление было принято в установленном порядке, а каждый договор купли-продажи завизирован лично Евгением БЕЛОВЫМ, выходит, что все сделки по приватизации муниципального имущества осуществлялись на законных основаниях.
Если уж и искать виновных в том, что муниципалитет якобы недополучил огромные средства, то делать это надо не среди предпринимателей, а в числе бывших руководителей мэрии и действующих руководителей горсовета. Которые, собственно, и приняли это постановление. А у нас все получается наоборот: крайними во всем оказались предприниматели, а к создателям этого «шедевра» вроде и вопросов никаких нет.
— В каком смысле?
— Да в прямом! Хорошо, отберут у предпринимателя купленный им объект, а кто ему деньги вернет? У нас ведь число помещений, проданных по 306-му, исчисляется сотнями. И не все они были проданы за копейки. По некоторым сделкам придется возвращать по миллиону долларов, а то и по два. Откуда у муниципалитета такие деньги?
Ладно, пускай даже деньги в бюджете найдутся. Но ведь многие из тех, кто покупал недвижимость по 10-12 тысяч рублей за квадратный метр, вложили в купленные здания гораздо большие суммы. Эти деньги что, тоже будут компенсироваться? Кроме того, многие предприниматели, чтобы выкупить свои объекты, брали кредиты, влезали в долги, выплачивали проценты. Это все тоже будет учитываться? Я уж не говорю об инфляции...
— Но на последней пресс-конференции Виктор ШРЕЙДЕР заявил, что объекты, выкупленные по 306-му постановлению, изыматься не будут. Достаточно будет доплатить за объект по реальной стоимости и никаких проблем у собственника не будет.
— Я, конечно, не юрист, но насколько я знаю, единственный законный способ заставить предпринимателя доплатить за купленный им объект недвижимости — это признать сделку недействительной. Но в этом случае объект должен будет вернуться обратно в муниципальную собственность. И что, городская власть будет продавать все эти объекты тем же самым предпринимателям в индивидуальном порядке? Но чем тогда все это отличается от пресловутого 306-го постановления? А если объект будет выставлен на аукцион, всегда остается вероятность, что его купит кто-то другой. По сути это уже и есть деприватизация.
И потом, что подразумевается под «реальной стоимостью объекта»? Оценить, сколько стоил тот или иной объект на момент продажи, просто нереально, а если рассчитывать сумму доплаты исходя из нынешней его стоимости, доплачивать должны будут все. Даже те, кто покупал недвижимость по 20-25 тысяч рублей за квадратный метр.
Особенно в этом случае пострадают те, кто серьезно вложился в купленный объект, потому что они, по сути, будут доплачивать за произведенные ими же улучшения. Приведу простой пример. У меня есть интернет-клуб на улице Ленина. Когда я его брал в аренду в 1996 году, это был обычный подвал с крысами и водой по пояс. В здании, которому больше ста лет. Без каких бы то ни было коммуникаций. Его реальная стоимость была равна нулю.
За несколько лет я вложил в ремонт и отделку этого подвала 200 тысяч долларов. И когда я хотел выкупить его по 306-му постановлению, в департаменте недвижимости подсчитали, что мне это обойдется почти в 9 миллионов рублей, по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Забавно, да? Из этих девяти миллионов шесть были мои собственные! То же самое, я считаю, будет и теперь. Те, кто больше вложился, больше и заплатят.
— А если вложенные в реконструкцию средства пойдут в счет доплаты?
— Тогда многим предпринимателям муниципалитет еще и должен останется. Потому что по многим объектам сумма вложений значительно превышает их первоначальную собственность.
— Так что же, на ваш взгляд, нужно сделать власти, чтобы все интересы были учтены?
— Я, конечно, не собираюсь давать власти советы. Но вообще нужно было начинать не с исков в суд, а с разработки механизма, по которому предприниматели будут доплачивать в бюджет необходимые суммы или возвращать купленные объекты. Потому что сейчас совершенно непонятно, как все это будет делаться. И шумиха, поднятая по этому поводу в прессе, пониманию нисколько не способствует. Потому что о самом главном никто не говорит — ни мэр, ни его заместители, ни депутаты горсовета, ни прокуратура.
На мой взгляд, самым оптимальным для мэрии было бы собрать за столом переговоров бизнесменов, юристов, экономистов, представителей прокуратуры и вместе все просчитать. Чтобы предприниматели знали, что они живут в правовом государстве, способном их защитить. Знали, что наша власть — это не какая-то бездумная машина, действующая исключительно по собственной прихоти, а нормальные, деловые, разумно мыслящие люди, заботящиеся о процветании бизнеса, а значит, и всей страны.
Дмитрий МИТИНА