Самолеты — хорошо, а ракеты — лучше!

Дата публикации: 10 августа 2005

— Виталий Ефимович, каковы главные направления реструктуризации?

— Она основывается на том, что возродился интерес к ракете-носителю «Космос». Судьба этого носителя непроста. С одной стороны, космические аппараты совершенствовались, срок их службы увеличивался, с другой — потребность в продукции космической отрасли снизилась. Часть задач, требовавшихся в годы холодной войны, отпала. Появились другие задачи, которые необходимо решать ракетами-носителями легкого класса: государственные и научные, космические. Беру на себя смелость сказать, что из штатных ракет-носителей легкого класса в России остался один «Космос». Его производство не прекращалось. Чтобы снять его с производства, должен был появиться соответствующий распорядительный документ на правительственном уровне. Потому что снятие с производства любого вида продукции, выпускающегося по госзаказу, влечет за собой определенные действия.

— Но последняя ракета была сделана лет 15 назад?

— Нет, последняя — моложе. Мы оказались в интересной ситуации. Ранее продекларированное намерение по выпуску ракет-носителей легкого класса нового поколения «Ангара» в силу определенных обстоятельств пробуксовывает. А аппараты необходимо запускать и сегодня, и завтра.

— Но были же еще проекты по ракетам «Старт» и «Рокот»?

— Проект реконструкции межконтинентальных баллистических ракет в космические тоже пробуксовывает. «Старт» на рынке есть, но на него нет заказов.

— Почему?

— Это вопрос не ко мне, а к потенциальным заказчикам. Аналогичная ситуация с «Рокотом»: заказов на него намного меньше, чем на «Космос» с ракетой-носителем «Днепр», то же самое. Общеизвестный сегодня совместно с немцами проект по созданию и развертыванию группы космических аппаратов по радиолокационному зондированию Земли... Немецкая сторона, выбирая между «Рокотом» и «Космосом», остановилась на последнем. В свое время, когда началось разоружение, пытались использовать в народном хозяйстве танки. Помню даже телевизионный ролик, как танк со снятой башней где-то в Закарпатье возит молоко. Но где сегодня на селе эти танки? У боевой машины ресурс двигателя другой и иное обслуживание. Баллистические ракеты создавались для достижения других целей. Поэтому Российское космическое агентство приняло решение о воспроизводстве ракет-носителей «Космос». На эту задачу выделяют соответствующие средства, уже прописанные в Федеральной космической программе. Мы расцениваем это так: «Космос» должен заполнить соответствующую нишу услуг для российских и зарубежных заказчиков до появления носителей нового поколения. Той же «Ангары». В правительстве прекрасно понимают: если сегодня Россия уходит с рынка, ее место мгновенно займут другие, вытеснить которых потом будет очень трудно.

Сейчас этот вопрос детально прорабатывается. Одно дело продекларировать, другое — просчитать, сколько это будет стоить по деньгам и по времени.

Плюск этому у нас есть опыт и некая ниша в создании спутников. Но нам нельзя терять и то, что мы наработали в сфере товаров народного потребления.

— Стиральные машины?

— Какие бы ни были ехидные реплики в сторону стиральной машины «Сибирь», но она имеет спрос на рынке. Несмотря на все усилия зарубежных конкурентов ее оттуда выбить.

— Какой статус у завода стиральных машин?

— У нас все бывшие дочерние предприятия сегодня являются хозрасчетными структурными единицами. Их руководители имеют право по доверенности вести хозяйственную деятельность с внешними партнерами. У нас есть завод нефтегазового оборудования. Наша система очистки бурового раствора сейчас востребована. Есть инструментальный завод...

— В недавнем интервью «КВ» министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ЛУППОВ заявил, что «Полету» небходимо избавиться от кое-чего лишнего. Он имел в виду здания, сооружения, земли?

— Когда-то в конце 70-х началась в стране программа «Энергия-Буран». «Полет» был включен в нее. Было освоено производство двигателей и других систем. Было расписано, сколько и чего выпускать. Здесь стали строить корпуса и прирезать территорию. Потом все это обрушилось, а здания, оборудование, земля остались. А за это ведь надо платить. Если вы проезжали мимо Комсомольского поселка, наверное, видели болото. Так вот оно прилично заходит на территорию предприятия, и за это болото мы тоже платим налог на землю. Поэтому и стоит задача оптимизации затрат. Каждое производство сейчас просчитывается: его возможности, платежеспособный спрос на продукцию, численность, площади.
— Александр ЛУППОВ рассказывал также, что Роскосмос не курирует авиационное направление и поэтому там нет интереса его развивать.
— Когда мы входили в авиационные проекты, был Росавиакосмос. Тогда же выиграли тендер по Ан-70. Потом случилась административная реформа и на уровне правительства России произошло разделение космического и авиационного направлений. Мы подчиняемся Роскосмосу. Но они не наделены управленческой функцией по авиации. Мы идем в авиационное ведомство, но там говорят: увы, ваша организация вне нашей юрисдикции. Мы решаем свои проблемы еще по инерции: знаем людей, которые управляют авиационной промышленностью. Знаем потенциальных заказчиков и тех, кто заинтересован в развитии определенных направлений. Так что поддержка сверху есть, но она пока не имеет под собой твердой юридической основы. Решение необходимо принимать на уровне правительства России.

Сегодня авиационное направление у нас тоже существует как хозрасчетная структурная единица. Зарабатываем пока на Ан-3. Сейчас этой программой заинтересовались в Казахстане, машина эта требуется и на северных широтах, вот недавно приезжали чехи — тоже интересовались.

— Омские строители говорят, что часть территории «Полета» будет отдана под строительство жилья.

— Такой вопрос решается. Часть территории в Чкаловском поселке, предполагаем от дать под застройку.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/08/31/samoleti_-_horosho__a_raketi_-_luchshe