Александр КУШНАРЕВ, председатель избирательной комиссии Омской области: Сельские жители сами должны решить, что и как им нужно

Дата публикации: 24 августа 2005

— Александр Иванович, как идет подготовка к выборам?

— 22 августа закончилось выдвижение кандидатов, 27 августа завершится их регистрация. На 391 место глав администраций муниципальных образований выдвинуто 1 182 кандидата, от 2 до 8 человек на одно место. К примеру, на пост «мэра» Марьяновки претендуют 7 человек, а Крутинки и Больших Уков — по 6. По сельским парламентам на 3 701 место выдвинуто 5 873 кандидата, хотя на этих выборах альтернативность необязательна.

Омская область к выборам органов местного самоуправления, муниципальных образований готова лучше многих регионов. Я летом побывал в Новосибирской области, Алтайском крае, других сибирских регионах — там такой работы, как у нас, по подготовке к выборам не было. С февраля во всех районах нашей области проводились семинары с активом с участием представителей областного правительства, Законодательного собрания, облизбиркома.

— Не возникнет ли проблем с регистрацией кандидатов и явкой избирателей?

— Согласно закону для выдвижения кандидату нужно собрать подписи 1% от общего количества избирателей. В некоторых селах всего 130-150 избирателей, вот и получается, что собрать 1 подпись мало, а 2 — уже много. Никто из кандидатов залога не вносил, все собрали требуемое число подписей, в селах все друг друга знают, подделывать их не имеет смысла. Так что по регистрации никаких вопросов не возникнет. По явке на таких выборах тоже нет никаких сомнений, ведь голосовать люди будут за своих соседей.

Всего на эти выборы выделено 38 млн рублей, уже сформировано 1 586 участковых комиссий. Многие из них исполняют функции и окружных комиссий. Победители определятся простым большинством голосов, так что никаких проблем возникнуть не должно.

— Хорошо, вот выборы состоятся, а дальше что? Ведь у местных глав и парламентов не будет ни властных рычагов, ни денег?

— Для облизбиркома главное — провести выборы. Однако действительно, многое неясно, как и в начале любой работы. Из-за этих неясностей и предлагалось отложить реформу местного самоуправления на более поздний срок. Однако общее понимание как собирать налоги и чем должны заниматься органы местного самоуправления, есть. Подготовка к их работе идет полным ходом, издано два толстых тома методических рекомендаций.

Когда меня из УВД Омской области направили возглавить облизбирком, тоже ничего не было ясно. Ничего, разобрался и без ложной скромности могу сказать, что сейчас круче меня специалиста в избирательном праве в Омской области нет. Как бы мы ни теоретизировали, когда методические указания начнут претворятся в жизнь, тогда и станет ясно, что и как нужно подправить. Закон о местном самоуправлении постепенно будет меняться, как совершенствовался и избирательный закон. Кто хочет, тот постарается наладить работу, а если желания нет, то никто не заставит глав и депутатов работать на совесть.

Областное правительство за бюджетные деньги провело регистрацию собственности многих крестьянских хозяйств, чтобы появилась налогооблагаемая база для местного самоуправления. Другое дело, что не вполне ясно, кто и как будет собирать с крестьян налоги. Местное самоуправление должно вырастать само по себе, да вот почему-то не вырастает. Сельские жители сами должны решить, что и как им нужно, за них этого никто не сделает.

— Готовится решение о расширении границ Омска, в областной центр войдут поселения, в которых будут избраны главы администраций и местные советы. После включения их в состав Омска все эти органы будут упразднены?

— Если Красноярка, Чернолучье и другие поселения войдут в состав Омска, это не прекратит полномочия избранных глав их администраций и советов. С другой стороны, в округах Омска нет избранных глав администраций и советов, поэтому определенная коллизия тут возникнет. Скорее всего, все возникающие вопросы будут решены на законодательном уровне еще на этапе присоединения.

— Как вы считаете, почему в центральной прессе появилась информация о возможном срыве омских местных выборов?

— Процесс выдвижения кандидатов в местные органы самоуправления шел без ажиотажа и нажима со стороны исполнительной власти. За весь период выдвижения ни один корреспондент центральных изданий не встречался со мной и не задавал ни одного вопроса. О ситуации с выборами я выступил на «12-м канале» и отметил, что активность среди сельского населения есть, потому что избирают свою непосредственно власть, а вот партии проявляют удивительную пассивность.

Только КПРФ выдвинула 5 кандидатов на должность глав администраций и 40 — в депутаты местных советов. Все остальные партии, в том числе и «Единая Россия» не выдвинули ни одного кандидата. Видимо, для наших партий эти выборы не так престижны, чтобы в них участвовать. Вот об этом я и говорил, а недобросовестные журналисты все переврали и устроили шум на пустом месте.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/08/33/797099