Часть своего летнего отпуска в перерыве между сессиями в российском парламенте депутат Государственной думы Федерального собрания РФ по 130 Центральному избирательному округу, генерал-лейтенант милиции Александр ХАРИТОНОВ провел в Омске. Корреспондент «КВ» Татьяна ВЛАДИМИРОВА встретилась с Александром Николаевичем, который поделился с читателями «КВ» впечатлениями о работе Думы, принимаемых законах и проводимых реформах.
— Александр Николаевич, прошло полтора года со дня избрания вас депутатом Государственной думы. За какой участок работы вы отвечаете? Что удалось сделать?
— Я работаю в Комитете конституционного законодательства и государственного строительства. Комитет «ведет», т.е. отвечает за 26 законодательных направлений, непосредственно связанных с государственным строительством. Это Конституция РФ, законы о выборах, референдуме, судебной системе в целом, о прокуратуре, нотариате, чрезвычайном положении и др. Мне поручено заниматься административным законодательством, которое сегодня является самым динамичным. Только в главу 15 Кодекса об административных правонарушениях, касающейся сферы дорожного движения, поступило в течение года более 20 дополнений и изменений. Большинство из них касается ужесточения ответственности за нарушения правил дорожного движения. Мне кажется, это правильно. Сегодня на дорогах России в год погибает около 35 тысяч человек. Безусловно, нам необходима государственная программа безопасности на дорогах и жесткий закон.
Следующая большая проблема, недостаточно урегулированная нормами административного права, это производство и сбыт фальсифицированных крепких спиртных напитков, в т.ч. самогоноварение. Это опять же более 78 тысяч смертей российских граждан. Представляется, что с принятием в новой редакции базового закона об обороте этилового спирта, появится возможность наведения более четкого порядка и в этой сфере.
— Часто ли вы бываете в своем округе, встречаетесь ли с избирателями?
— В соответствии с графиком работы Государственной думы депутаты-одномандатники одну неделю в месяц проводят в избирательных округах.
Основная задача — выполнение тех обещаний, которые были даны во время выборной кампании. Я их постоянно помню, они касаются городских проблем: это ЖКХ, городской транспорт, социальная защищенность горожан. Есть наказы общероссийского масштаба, данные мне омскими избирателями: сохранение бесплатного медицинского обслуживания, доступного образования, снижение преступности, построение доступной, некоррумированной власти.
Каждая из этих проблем нуждается в отдельных комментариях. Надо сказать, что эта работа выполняется исполнительной властью всех уровней: федеральной, региональной, местной. Нормативная основа, хотя и не безупречная, для этого создана.
Я рад, что нахожу поддержку и понимание руководства области и города в решении возникающих вопросов.
В этом году на прием обратилось более 200 избирателей, получено около 150 писем. Характерно, что большинство писем, жалоб, заявлений связано с бездействием и невниманием чиновников к нуждам людей. Приходится сожалеть, что у депутата нет финансовой возможности оказать помощь избирателям, коллективам ветеранов, инвалидов. Статус депутата, опять же к сожалению, не позволяет никаким образом воздействовать на нерадивых чиновников, на исполнительные структуры власти, кроме как депутатский запрос. На запросы депутатов, на телефонные звонки реакция слабая, особенно в Москве.
Вижу недостаток своей деятельности в том, что провожу мало встреч с большими коллективами людей, с теми, кто поддержал меня на выборах.
— Это связано с недостатком времени?
— Для меня это непростой вопрос. Необходимо объяснять свою позицию и оправдывать чужие ошибки. Я имею в виду ряд законов, принятых Государственной думой по инициативе правительства. Это законы о монетизации, о местном самоуправлении, об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов и ряд других. Зачастую необходимо довести до понимания людей, то, что иногда невозможно понять здравым умом. Это многочисленные и почему-то одновременные попытки реформы ЖКХ, образования, административной, банковской, судебной систем, армии, силовых ведомств и др. Все эти реформы, основанные на «сырой» законодательной базе, не прошедшие обсуждения в широких слоях гражданского общества, без экспертизы, без эксперимента, без учета мирового опыта и российского менталитета не улучшают положение простого гражданина.
Я чувствую себя сопричастным к сложившейся ситуации в обществе, но быть ответственным за чужие ошибки не хочется.
Думаю, что уже в ближайших запланированных встречах в коллективах, через СМИ я расскажу об этом. Тем более что постепенно приходит опыт парламентской деятельности; именно тот опыт, который можно получить будучи включенным в законодательный процесс. Кстати, мне удалось доложить на палате парламента 80 законов, по некоторым из них была значительная полемика.
— Александр Николаевич, с принятием нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы...» возрастет ли авторитет и влияние депутатского корпуса на положение дел в стране?
— Сущность реформы избирательной системы заключается в повышении роли политических партий в управлении государством. Я думаю, что не все резервы прежней избирательной системы были исчерпаны. Голосуя за новый закон, мы, одномандатники, поставили себя в такое положение, что многие просто не смогут участвовать в выборах без решения партии. Как известно, решение может быть субъективным.
По новому закону Государственная дума остается в таком же количественном составе 450 человек. 225 депутатов будут представлены тремя партиями через федеральные списки. Остальные 225 будут избраны в 158 округах так же, по партийным спискам. Мне кажется, что если личность депутата будет оцениваться только через партийную активность, через внесение личного вклада в деятельность той или иной партии, т.е. через служение партии, вряд ли он будет деятельно служить народу. Тем не менее, прежде чем давать оценку новой выборной системе, нужно накопить опыт. Дело это не быстрое.
Новый закон о выборах при отсутствии жесткого контроля со стороны лично президента, Центральной избирательной комиссии, всех организаторов выборов может получить коррупционную направленность. Сегодня можно легко оказаться в списке партии, прошедшей семипроцентный барьер, если поддержать ее материально. Этим могут воспользоваться люди, для которых работа в парламенте будет не главной. Отсюда выходит, что авторитет и профессионализм Государственной думы будут страдать. Вот здесь-то при голосовании важна позиция избирателя, чтобы не допустить в Думу случайных людей.
— Александр Николаевич, ваш предвыборный лозунг «Время строить власть» нашел ли понимание в Думе?
— Думаю, что призыв одного депутата, — это не повод к изменениям во власти. Попытка провести административную реформу в стране эффекта не дала. Инициативы президента Владимира ПУТИНА, изложенные в Послании Федеральному собранию, говорят о необходимости укрепления власти. Сегодня нам как никогда нужна стабильная, профессиональная, порядочная власть. Положение страны сегодня непростое и президент, как мне кажется, должен сказать: «Я буду руководить страной третий срок. Я сделаю все, чтобы страна процветала. У меня будет новая команда». В этом заключается стабильность. Мы видим, что сформированная политическая элита в своей основе далека от нужд страны. Лидера, способного взять на себя ответственность за руководство государством, в этой элите нет.
Сегодня мы критикуем правительство за ошибки в экономическом строительстве, мы видим политические его ошибки. Нет идейной основы, объединяющей партии России. Парламент страны принимает законы, которые не находят понимания в обществе. У парламента нет механизма контроля за четким и строгим исполнением своих законов. Отсутствует институт парламентских расследований.
— Вы критикуете правительство и Думу, но вы сами являетесь депутатом, а значит, вышесказанное можно отнести и к вам?
— Как у нас говорят, только ленивый сегодня не критикует правительство и Думу.
В общественное сознание продолжает вбиваться постулат, что политика — грязное дело, в политику нельзя идти с чистыми руками. Может, отчасти это верно. Я не готов себя называть политиком. Видимо. рано. Я продолжаю служение не власти и партиям, которые могут часто меняться, а людям. Стыдно очень, что я не могу исполнить все просьбы, с которыми они обращаются. Горжусь тем, что я депутат Государственной думы великой страны, что моя работа просто юриста приносит пользу.
— В Омске — новый новый мэр, полностью сменилась команда. Как вы оцениваете их работу?
— Виктор ШРЕЙДЕР — опытный управленец, хорошо знает проблемы города, знает людей. Учитывая его порядочность, выдержку, думаю, что дела будут улучшаться. Однако надо понимать, что у него слишком «короткая скамейка» запасных менеджеров. Управлять миллионным городом должны опытные люди, которых невозможно подготовить за 2-3 года. Но если у новой команды есть такие непреходящие качества, как честность, порядочность, забота о людях, то успех обеспечен. А мы будем ждать результатов.
— Спасибо за беседу. Желаю успехов.
Александр Николаевич родился 17 октября 1948 года в Ульяновской области. После окончания средней школы в 1966 году поступил в профессионально-техническое училище по специальности «Наладчик электровакуумного оборудования». Работал на заводе. По комсомольской путевке был направлен на службу в органы внутренних дел и в 1968 году поступил в Омскую высшую школу милиции. С 1972 года после окончания вуза работал в УВД Омской области, затем преподавателем в Омской школе милиции. В 1979 году закончил адъюнктуру академии МВД РФ, вернулся на преподавательскую работу. С 1987-го по 2003 годы — начальник Омской академии МВД России. Генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук, профессор.
Женат, есть сын.