Коррупция в системе муниципального заказа

Дата публикации: 24 августа 2005

Коррупция

Суть проблемы неплохо характеризует следующий анекдот: «Бюджетная контора объявила о закупке компьютеров. Пришли трое поставщиков. Первый предложил цену 800 долларов за экземпляр, второй — пятьсот, а третий — полторы тысячи.

— Ну, это вы обнаглели, — заявил чиновник последнему, — тут перед вами был, он пятьсот за штуку просил. Откуда такие цены?

— Очень просто, — ответил ему претендент. — Пятьсот вам, пятьсот мне, пятьсот — той фирме, о которой вы говорите.

И стал единственным поставщиком оргтехники в контору».

— На госнужды в регионах производятся закупки на 860 миллиардов рублей, — считает аудитор Счетной палаты РФ Сергей РЯБУХИН, — около 20 процентов из них разворовывается, поскольку поставщики определяются либо по формальному конкурсу, либо вообще без оного.

Чтобы обозначить единые правила игры, 6 мая 1999 года появился Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». В соответствии с которым, согласно постановлению Леонида ПОЛЕЖАЕВА, и должны размещаться государственные заказы на территории нашей области («Об областном государственном заказе и оперативном резерве Омской области»).

Согласно ФЗ «срок подачи заявки на участие в открытом конкурсе не может быть менее чем 45 дней со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса».

Извещение должно содержать сведения:

" — наименование и адрес организатора открытого конкурса;
— о времени и месте проведения открытого конкурса;
— об условиях государственного контракта (сведения о виде и количестве поставляемых товаров и месте их доставки, виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания и другие);
— о сроках поставок товаров (работ, услуг);
— о требованиях к участникам открытого конкурса и т.д."

Кроме того, не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя открытого конкурса организаторы обязаны опубликовать в СМИ информацию о его результатах: о победителях, «о наименованиях поставляемых им товаров (работ, услуг) и ценах поставляемых товаров (работ, услуг)».

Область

Закон напрямую регулирует правила проведения конкурсов для организаций, финансируемых из федерального бюджета. На территории Омской области таковых немало. Однако, редкая из них публично объявляет конкурсы. А если таковое и происходит, то закон нарушается практически всегда. 10 июня в «Омской правде» было опубликовано объявление о том, что управление Федерального казначейства по Омской области приглашает организации к участию в открытом конкурсе на приобретение офисной мебели в административное здание управления".

Далее следовали адрес, телефон и время, когда можно обращаться. И все! Ни сроков, ни ассортимента, ни условий — ничего из требований федерального законодательства.

На областном уровне, где конкурсы регулируются тем же ФЗ (согласно постановлению губернатора) — аналогичные нарушения: 3 июня министерство культуры Омской области разместило в «Омской правде» объявление о конкурсе на поставку театральных кресел, мебели, люстр, светильников и прочего, не указав ничего из того, что требовалось согласно законодательству.

Министерство здравоохранения Омской области 3 августа в газете «Омский вестник» скромно опубликовало итоги конкурса, назвав победителей, но не указав финансовую составляющую: цену или хотя бы сумму контракта.

Даже в министерстве имущественных отношений, единственном опубликовавшем регламент такого рода конкурсов (приказ № 19-п от 29 июля 2004 года) напропалую нарушают собственный регламент. Согласно указанному приказу, подписанному Александром СТЕРЛЯГОВЫМ, результаты конкурса должны появляться не позднее чем через 20 дней, а в информационном сообщении должны быть указаны по каждой позиции наименование, количество, стоимость единицы (!) и общая сумма.

1 июня минимущество провело конкурс на поставку автобусов, троллейбусов и трамваев. Его итоги были опубликованы 22 июня в сильно урезанном виде: общее количество единиц транспорта и общая сумма контракта, из которых совершенно не ясно, за какую стоимость обошелся бюджету конкретный автобус или троллейбус.

Примеры можно множить. И все они говорят об одном: никакого общественного контроля за проведением конкурсов в Омской области нет. А значит, и нет ни малейшего смысла в их проведении: как можно обуздать коррупцию, если неизвестно, по какой цене закуплен каждый из компьютеров в рассказанном выше анекдоте: по полторы тысячи долларов за штуку или по пятьсот.

Город

Аналогичная ситуация на муниципальном уровне. В Омске есть департамент муниципального заказа, есть Положение «О закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд», публикуются великолепные и подробные объявления о предстоящих конкурсах, на порядок более грамотнее, чем объявления областных структур. Но нет только одного: положение о конкурсе, утвержденное горсоветом 14 мая 2003 года, не предусматривает обнародования итого конкурсов.Совершенно неизвестно: по какой цене приобретены для муниципалитета товар или услуга. Об этом знают лишь чиновники. А значит, простор для коррупции открыт и вся огромная машина системы муниципального заказа работает вхолостую. Не случайно мэр Виктор ШРЕЙДЕР 5 мая на пресс-конференции заявил о нарушениях, обнаруженных в работе предыдущего руководства департамента муниципального заказа. Никто не мешает такие же нарушения совершать сегодняшнему руководству: никто об этом не узнает, кроме вышестоящего начальства, которое тоже может быть в доле. Здесь не имеются в виду персоналии: механизм возможной коррупции заложен в самом положении о закупках. Тем более, что Федеральный закон 1999 года «О конкурсах на размещение заказов...» деятельность муниципалитетов не регулирует.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/08/33/korruptsiya_v_sisteme_munitsipalnogo_zakaza