В перечень попали, скажем так, практически неизбежные расходы организаций и предпринимателей. Например, расходы на подтверждение соответствия продукции, на проведение обязательной оценки и так далее (см. перечень дополнительных расходов). Это новшество позволит дополнительно уменьшить объем полученного дохода, а значит, и саму сумму налога.
Наиболее существенное изменение — возврат к упрощенной системе налогообложения на основе патента (патенты отменили в 2002 году, когда вступила в силу глава 26.2 НК РФ). С 2006 года работать по «упрощенке» на основе патента вправе индивидуальные предприниматели, не привлекающие наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Правда, местные бизнесмены смогут применять патенты только в том случае, если соответствующий закон примет Законодательное собрание (ЗС) Омской области.
Депутаты ЗС будут решать, какие виды деятельности попадут под упрощенную систему налогообложения на основе патента (в рамках установленного Налоговым кодексом РФ перечня). Они же должны будут установить и размер потенциально возможного годового дохода предпринимателей, который учитывается при определении стоимости патента. Кстати, она будет рассчитываться как соответствующая налоговой ставке (6%) процентная доля от возможного годового дохода. То есть годовая стоимость патента будет равна шести процентам от возможного дохода.
Преимущество упрощенной систем налогообложения на основе патента в том, что работать по «упрощенке» можно по своему усмотрению в течение квартала, шести, девяти месяцев или года. Все будет зависеть от того, на какой срок куплен патент. Особенно это удобно для сезонных работ. При обычной же схеме применения «упрощенки» перейти с нее на какой-либо другой режим налогообложения нельзя до окончания налогового периода, то есть календарного года.
Немаловажно, что индивидуальные предприниматели сами смогут решать, по какой схеме «упрощенки» им работать: по обычной или на основе патента. Даже в том случае, если Законодательное собрание утвердит закон, позволяющий применять патенты.
Фонарь
Все, кто перешел на упрощенную систему налогообложения с первого января 2003 года и выбрал объектом налогообложения доходы, могут поменять с 2006 года объект налогообложения. Уведомить об этом налоговые органы необходимо не позднее 20 декабря 2005 года. (Обратиться в налоговые органы можно после того, как вступит в силу ст. 5 ФЗ № 101, то есть не ранее 27 августа 2005 года).
Основные изменения в главу 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения* (в соответствии с ФЗ № 101 от 21 июля 2005 года «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»).
На смену объекта дали три года
Применяя упрощенную систему налогообложения, действующая редакция Налогового кодекса РФ запрещает менять объект налогообложения — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов — в течение всего срока работы по «упрощенке». С 2006 года его можно будет менять через каждые три года.
Права товарищей ограничили
В настоящее все плательщики «упрощенки» сами решают, с чего платить налог: с доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Со следующего года будут не вправе это сделать участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Платить налоги они должны будут только с доходов, уменьшенных на величину расходов.
Табу адвокатам, иностранцам и бюджетникам
Законодатели изменили перечень, ограничивающий право на применение упрощенной системы налогообложения. С 2006 года не смогут применять «упрощенку» адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, или другие формы адвокатских образований, бюджетные учреждения. А также иностранные организации. Правда, только те, которые имеют филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории России.
Разделил продукцию? Пора на «упрощенку»
Со следующего года индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, могут применять упрощенную систему налогообложения. По действующему законодательству они не имеют на это права.
Смогут перейти на «упрощенку» и некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы. Причем даже в том случае, если доля участия в них других организаций составляет более 25 процентов.
Рамки дохода повысили
По действующему законодательству перейти на «упрощенку» могут те организации, у которых по итогам девяти месяцев доход от реализации не превысил 11 млн рублей. С 2006 года — если доход не превысил 15 млн рублей. Кроме того, в настоящее время лишиться права на «упрощенку» можно, в частности, в том случае, когда по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн рублей. Со следующего года — когда он будет выше 20 млн рублей. Немаловажно, что с 2006 года в обоих случаях величина предельного размера доходов организаций будет каждый год индексироваться на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (услуги, работы).
Для новеньких изменили дату отсчета
С 2006 года вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать соответствующее заявление в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет (по действующему законодательству — одновременно с постановкой на учет). Применять «упрощенку» они смогут не с момента своего создания или регистрации, как это предусмотрено сейчас, а с даты постановки на налоговый учет.
Кроме того, со следующего года закон позволит организациям и индивидуальным предпринимателям, которые до окончания того или иного текущего календарного года ушли с «вмененки» (ЕНВД), перейти на упрощенную систему налогообложения с того месяца, когда они перестали быть обязанными платить ЕНВД.
* В статьях указаны не все изменения, касающиеся упрощенной системы налогообложения и вступающие в силу с первого января 2006 года.
Виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели смогут с 2006 года применять упрощенную систему налогообложения на основе патента* (В соответствии с ФЗ № 101 от 21 июля 2005 года).
1. Пошив и ремонт одежды и других швейных изделий.
2. Изготовление и ремонт трикотажных изделий.
3. Изготовление и ремонт вязаных изделий.
4. Пошив и ремонт изделий из меха (в том числе головных уборов).
5. Пошив и ремонт головных изделий из фетра, ткани и других материалов.
6. Изготовление и ремонт обуви.
7. Изготовление галантерейных изделий и бижутерии.
8. Изготовление искусственных цветов и венков.
9. Изготовление, сборка, ремонт мебели и других столярных изделий.
10. Изготовление и ремонт ковровых изделий.
11. Изготовление и ремонт металлоизделий, заточка режущих инструментов, заправка и ремонт зажигалок.
12. Изготовление и ремонт рыболовных приспособлений (принадлежностей).
13. Ремонт часов и граверные работы.
14. Изготовление и ремонт игрушек и сувениров.
15. Изготовление и ремонт ювелирных изделий.
16. Изготовление изделий народных художественных промыслов.
17. Заготовка шкур и шерсти домашних животных.
18. Выделка и реализация шкур.
19. Чистка обуви.
20. Фото-, кино- и видеоуслуги.
21. Ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров.
22. Изготовление, установка и ремонт надгробных памятников и ограждений.
23. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
24. Парикмахерские и косметические услуги.
25. Перевозка пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте, включая паромную перевозку.
26. Мойка автотранспортных средств.
27. Музыкальное обслуживание торжеств и обрядов, услуги тамады.
28. Ремонт и настройка музыкальных инструментов.
29. Выполнение живописных работ (портреты, пейзажи, натюрморты и другие аналогичные работы).
30. Услуги переводчика.
31. Машинописные работы.
32. Копировальные работы.
33. Ремонт и обслуживание копировально-множительной техники.
34. Звукозапись.
35. Прокат и реализация видео- и аудиокассет, видео- и аудиодисков.
36. Услуги нянь, домработниц, услуги по уборке квартир и служебных помещений.
37. Услуги по стирке, глажению, химической чистке изделий.
38. Ремонт квартир.
39. Электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические, сварочно-сантехнические работы.
40. Художественно-оформительские и дизайнерские работы.
41. Чертежно-графические работы.
42. Переплетные работы.
43. Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома.
44. Резка стекла и зеркал.
45. Работы по остеклению балконов и лоджий.
46. Банные услуги, услуги саун и соляриев.
47. Услуги по обучению и репетиторству.
48. Физкультурно-оздоровительная деятельность (шейпинг, аэробика, спортивные секции, группы здоровья).
49. Тренерские услуги.
50. Организация и ведение кружков и студий.
51. Озеленительные работы.
52. Выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий.
53. Сдача в аренду квартир и гаражей.
54. Услуги носильщика.
55. Ветеринарное обслуживание.
56. Услуги консьержей и сторожей.
57. Услуги платных туалетов.
58. Ритуальные услуги.
* В Омской области индивидуальные предприниматели смогут применять с 2006 года упрощенную систему налогообложения на основе патента в том случае, если Законодательное собрание примет соответствующий закон.
Дополнительный перечень расходов, на сумму которых с 2006 года можно уменьшить доходы при расчете налога, работая по упрощенной системе налогообложения (В соответствии с ФЗ № 101 от 21 июля 2005 года).
1. Расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручителя.
2. Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию.
3. Расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
4. Расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы.
5. Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах.
6. Расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков).
7. Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
8. Судебные расходы и арбитражные сборы.
9. Периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения. Промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
10. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе.
11. Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей при переоценке имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ.
12. Расходы на бухгалтерские и юридические услуги.
13. Расходы на сооружение и изготовление основных средств.
14. Расходы на создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.