С 1 января 2006 года право устанавливать значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) для единого налога на вмененный доход переходит от региональных представительных органов к муниципальным. В Омске муниципалитет озаботился этой проблемой еще в мае текущего года — именно тогда по приказу директора департамента городской экономической политики Евгения ФРЕЗОРГЕРА была создана соответствующая рабочая группа. Усилия чиновников, депутатов и предпринимателей, вошедших в эту группу, не прошли даром, и уже на ближайшем заседании горсовета будут представлены разработанные ими коэффициенты К2 для различных видов деятельности. О том, что изменится для предпринимателей с принятием этого документа, корреспонденту «КВ» Дмитрию МИТИНУ рассказал один из участников рабочей группы, председатель комитета по потребительскому рынку Омского областного союза предпринимателей Алексей ПРОВОЗИН.
— Что побудило Союз предпринимателей участвовать в работе над определением коэффициента К2?
— Вы, наверное, знаете, что в этом году на федеральном уровне были увеличены базовые ставки по единому налогу на вмененный доход, что существенно увеличило налоговое бремя для предпринимателей. По идее, это увеличение можно было бы компенсировать на региональном уровне, уменьшив ставку для коэффициента К2.
Но, к сожалению, областное правительство тогда не сочло это нужным. И в результате по многим видам деятельности коэффициент был установлен без учета реального положения дел. Так, например, если в общественном питании и розничной торговле налог вырос в среднем на 40%, то автосервисы и автостоянки начали платить в два, а то и в три раза больше. В итоге для ряда отраслей была создана ситуация, когда развиваться — я подчеркну — легально и честно развиваться, стало просто невозможно. После того как за К2 взялась городская администрация, у нас появился шанс исправить ситуацию.
— И насколько вы этот шанс использовали?
— Скажем так: больше половины наших предложений были учтены. В частности, был принят целый ряд предложений по автостоянкам и автосервисам. Для автостоянок был введен коэффициент сезонности и зональный коэффициент, благодаря которому владельцы автостоянок на окраинах будут платить на 10-20% меньше, чем их коллеги в центре. Кроме того, совместно с ремесленной палатой мы предлагали снизить коэффициент К2 для ряда бытовых услуг, но, к сожалению, это удалось сделать только для мастерских по ремонту обуви. Здесь социальная значимость бизнеса оказалась налицо, и чиновники ничего не смогли нам противопоставить.
По общественному питанию прошло предложение внести понятие «пункт общественного питания без зала обслуживания посетителей» и установить для таких точек максимальный размер К2. Потому что ни для кого не секрет, что именно такие объекты доставляют городу больше всего хлопот, и, по логике вещей, их владельцы должны платить по максимуму.
А вот для владельцев автоматов по продаже горячих напитков мы, наоборот, предложили установить минимальное значение коэффициента — 0,5. Потому что это скорее даже не бизнес как таковой, а дополнительный сервис для тех заведений, где стоят такие автоматы. Выручка здесь небольшая, а налогообложению владельцы этих автоматов подвергаются по полной программе. Поэтому этот бизнес толком и не развивается. Отдельные разрозненные предприниматели ставят видавшие виды аппараты и насыпают в них бог знает какие ингредиенты. Естественно, народу все это не нравится. А для того чтобы привлечь на этот рынок каких-то крупных операторов, например Nestle, необходимо создать определенный инвестиционный климат. Под которым подразумевается в том числе и нормальный налоговый режим.
— Как отреагировали на ваши предложения чиновники?
— Безусловно, пришлось спорить. Ведь чиновника не интересуют эмоции предпринимателей, их надежды, их планы. Чиновника интересует наполнение городского бюджета, прозрачность и ясность процедур налогового администрирования. Поэтому мы с самого начала вели абсолютно открытый диалог и аргументировали свою позицию конкретными цифрами и наглядными примерами предпринимательской деятельности, раскрывая детально показатели выручки, затрат и чистой прибыли предпринимателей. В итоге к нам прислушались и мы имеем то, о чем я уже сказал.
Единственный вид деятельности, по которому так и не удалось достигнуть верного решения, — «оказание услуг по передаче во временное владение или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания». Федеральное законодательство установило для этого вида деятельности качественный показатель «количество торговых мест», и мы так и не смогли убедить омских чиновников, что логично было бы устанавливать поправочный коэффициент, зависящий от площади арендодателя. В итоге для арендодателя налоговые платежи существенно увеличатся по сравнению с 2005 годом, что, естественно, увеличит ставки аренды за торговые места на рынках.
Поэтому осенью мы будем обращаться непосредственно в горсовет с предложением о повторном рассмотрении коэффициентов конкретно по этому виду бизнеса.
— Так в конечном счете размер «вмененки» увеличится или уменьшится?
— Для пяти категорий налог уменьшится, хотя и не очень существенно. Для основной массы предпринимателей он останется прежним. Для одной категории, как я уже упомянул, налог увеличится.
— Выходит, поступления в бюджет от этого налога будут меньше?
— Нет, как раз наоборот. Мы ведь все эти коэффициенты не с потолка взяли. Над этим документом мы работали два месяца, все взвешивали, обсуждали, просчитывали с учетом количества участников рынка. А вот если бы коэффициенты не были снижены, часть предпринимателей в любом случае ушла бы в «тень» или вынуждена была бы вообще ликвидировать свой бизнес. И налогов с них муниципалитет бы так и не увидел. Так что тот вариант, который выносит мэрия на заседание горсовета, представляется нам наиболее адекватным, учитывающим интересы как чиновников, так и предпринимателей.