Об основных итогах бюджетного года
Интегрирующий показатель совокупного экономического развития в области валового и регионального продукта в 2005 году увеличится в сопоставимых ценах не менее, чем на шесть процентов при принятом прогнозе четыре процента. В том числе рост объемов промышленного производства достигнет не менее 12%. Сумма инвестиций в основной капитал будет на 35% больше, чем в 2004 году. Большая роль здесь принадлежит и бюджету. В отличие от прошлых лет нам удалось резко повысить эффективность вложений. Если в 2003 году по адресной инвестиционной программе было сдано 13 крупных объектов, в 2004-м — 33 объекта, то в 2005 году их будет около 50.
Особенно радует, что сделан мощный шаг в строительстве жилья. Что мы достигли тех уровней, которые запланированы, и фактически вошли в этой сфере в тройку лидеров по России. И, наконец, уровень средней зарплаты возрастет не менее, чем на 22% и достигнет к концу года 9,0 — 9,2 тысячи рублей.
О рейтинге Омской области
Чтобы меня не обвинили в приукрашивании ситуации, сошлюсь на вполне независимый авторитетный источник. Недавно был опубликован рейтинг 79 субъектов РФ. В нем учитывалось большее количество различных показателей, чем при определении социально-экономического положения. По абсолютному большинству из них Омская область включена в двадцатку лидеров. А по общему сводному показателю занимает 18-е место. Наши соседи — Томская область на 25-м месте, Кемеровская — на 33-м, Иркутская — 39-м, а Новосибирская — на 49-м месте.
В общем рейтинге учтен такой отдельный показатель, как среднедушевые доходы населения. По нему Омская область переместилась с 42-го места на 21-е. Показатель уровня бедности снижается и к концу 2005 года достигнет 13%. Интересны в качестве конкретной практической иллюстрации официальные данные о количестве личных легковых автомобилей. В Омской области на одну тысячу жителей приходится 173 машины. Больше, чем во всех других областях Сибирского федерального округа. Томская область отстает на 30 единиц, Новосибирская — на 40.
Все сказанное не означает, что все проблемы решены. Да и мнения могут существовать разные. Есть критика наших действий. И как бы это не было неприятно, она не всегда является надуманной и несправедливой.
О ключевых задачах на 2006 год
Ключевыми задачами были и остаются обеспечение динамичного социально-экономического развития, экономическая устойчивость региона с учетом процессов, глобализации, развитие международного и межрегионального сотрудничества, инновационного сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Укрепление активности общественных институтов, последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан, физической и имущественной защиты, дальнейшее улучшение материального благосостояния населения, условий жизни. Развитие моральных и духовных ценностей, образования, культуры, спорта. Борьба с правонарушениями, преступностью, коррупцией, наркотиками, терроризмом.
Об удвоении ВВП в Омской области
Ни для кого не секрет, что в настоящее время как-то не особенно употребляется общероссийская формула президента об удвоении ВВП к 2010 году. Экономические и финансовые службы государства не считают это возможным.
В Омской области никаких сомнений на этот счет нет. Эта задача была и остается в наших экономических планах и во многом определяет все остальное. В 2006 году, согласно прогнозу, построенному по федеральной методике, прирост ВВП в Омской области будет составлять 5,5%. Но мы убеждены, что реально сможем вплотную приблизиться необходимым расчетным 7% для удвоения ВВП.
Локомотивом будет оставаться рост объемов производства в промышленности — 10,5%, но план не менее 11%, в обрабатывающих отраслях, в добыче полезных ископаемых — до 25%. В сельском хозяйстве по разным причинам расчет показывает не очень благоприятный вариант — уменьшение производства. Но мы будем бороться за иной расклад и ставим планку не менее 2 — 3%, и уверены, что достигнем этого показателя. Не снизятся темпы роста в сфере торговли и услуг, в транспортной отрасли.
Об инвестициях в основной капитал
Общий рост вложений в основной капитал по прогнозам составит не менее 20%. Продолжат свои программы лидеры омской экономики Сибнефть, Омский НПЗ, СП «Матадор», «Российские железные дороги», группа компаний «Титан», компания «САН Интербрю». Большие планы и у многих других предприятий, в том числе сельскохозяйственных, которые, кто бы и чтобы ни говорил, заметно окрепли, внедряют новые технологии, достигают высокой эффективности.
Об инвестиционной программе
В проекте бюджета на 2006 год заложено около трех миллиардов рублей. Есть программы поддержки, касающиеся особенно перспективных для области направлений — жилищное, коммунальное строительство, финансовая поддержка АПК, строительство метро, дорог, модернизация тепло-, энерго- инфраструктуры, транспорта, техническое перевооружение села, закупка оборудования.
Мы предполагаем резко усилить общую градостроительную политику. Обеспечить ускоренное формирование современных федеральных планов городов и поселков, без чего теперь, после принятия новых Градостроительного и Жилищного кодексов РФ, вообще будет невозможно развиваться, даже противозаконно. Этого же будем жестко требовать от всех муниципальных образований.
О льготах, средней зарплате и субсидиях населению
В 2006 году у области уже не будет возможности сдерживать далее окончательный переход к монетизации. Закон однозначно требует полной монетизации. Мы готовим соответствующие проекты решений. В частности, решений, касающихся пассажирских перевозок. С первого января 2006 года все, кроме детей-сирот, беременных женщин, инвалидов, ветеранов ВОВ, будут платить полным рублем. Но при этом мы понимаем, что население, получающее единые денежные выплаты, уже забыло о целевых назначениях этих денег и считает их просто прибавкой к пенсии. И, чтобы исключить эту ситуацию, мы снова пойдем на принятие решения, предполагающего существенно увеличить в 2006 году эти выплаты, которые будут достаточны для ежедневного проезда в любом транспорте в городе и области. Причем это будет сделано и областным, и федеральным льготникам.
Средства на возмещение затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг будут переводиться на специально открытый каждому гражданину банковский счет. При этом деньги будут иметь целевое назначение. Думаем, что реально будет рассмотреть вопрос о снижении порога на получение субсидий до 18% — 19% от общего дохода семьи.
Считаю возможным и обязательным достижение к концу 2006 года среднего уровня зарплаты не менее 12 тысяч рублей. Для бюджетников уже с первого января зарплата будет увеличена на 30%. Мы собираемся решать поставленную президентом РФ задачу по повышению зарплаты работникам бюджетной сферы не менее чем в два раза в течение трех лет, включая 2006 год. Чтобы уже в 2007 году средняя зарплата в бюджетной сфере составляла не менее 10 -11 тысяч рублей.
О строительстве и коммунальном хозяйстве
К концу 2006 года ввод жилья должен достичь объема не менее 850 тысяч квадратных метров. Только на государственную поддержку индивидуального жилищного строительства будет направлено около 500 млн рублей. Более 100 млн рублей выделяется на строительство жилья по ипотечным программам. Будет усилена работа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, особенно в Омске.
В 2006 году предполагается ввести в строй ряд межпоселковых газопроводов в Марьяновском, Москаленском, Нововаршавском, Полтавском и Шербакульском районах. Особое внимание будет уделено газификации в Омске. Продолжится строительство метро, реконструкция железнодорожного вокзала, будут расширяться дорожные сети в Омске. Начнется строительство объездной северной дороги вокруг Омска и трассы Тобольск — Тара — Томск.
Параллельно с техническим перевооружением ЖКХ нам необходимо ускорить работы по созданию ТСЖ. Здесь стоит двойная задача: сделать граждан ответственными собственниками и одновременно обеспечить рыночную конкуренцию между обслуживающими предприятиями.
Для улучшения энергообеспечения отраслей экономики и социальной сферы за счет средств областного бюджета будет продолжено финансирование строительства подстанции «Весенняя» на левом берегу Иртыша. Еще одним инструментом повышения энергетической надежности и управляемости является регулирование тарифов со стороны органов госвласти, а с нового года и муниципалитетов. Но если в области есть кадровый ресурс, то в селах его не хватает. Поэтому нам придется оказывать масштабную помощь, вырабатывая общие стандарты. Главная задача — исключить скачок цен и не допускать нецелесообразности. Но мы справимся и найдем оптимальные решения.