Раиса РОЗИНОВА, генеральный директор ЗАО "Скай Линк": "В "большую тройку" мы не стремимся"

Дата публикации: 17 октября 2005

— Раиса Геннадьевна, каким был для компании этот год?

— Удачным. Компания вышла на очень хорошие результаты, мы запустили сеть в 13 регионах, до конца года этот список пополнят Хабаровск и Владикавказ. За этот год число наших региональных абонентов перевалило за пять тысяч человек. А всего по России у нас уже 250 тысяч абонентов.

— Не очень-то и много по сравнению с миллионами GSM-абонентов.

— Да, если не принимать во внимание, что средний доход от одного абонента у нас составляет . Тогда как у GSM-операторов он не превышает -12. Конечно, в количественном выражении мы занимаем весьма небольшую долю рынка. Но по доходам в ряде регионов наша доля сопоставима с долей операторов «большой тройки». Мы предлагаем качественно другой продукт, и он хорошо востребован, но не в массовом порядке.

— «Скай Линк» традиционно считается «вторым телефоном». Планируете стать первым?

— Нет, в «большую тройку» мы не стремимся. «Скай Линк» — не массовый оператор, мы нацелены на бизнес-сегмент. Большинство наших абонентов одновременно являются и абонентами GSM-операторов. Но вторым наш телефон является лишь по времени приобретения, а никак не потому, что им меньше пользуются. Признаюсь, у меня и самой два телефона. Но, как вы видите, на столе у меня сейчас лежит аппарат «Скай Линк». Просто наши абоненты нередко ездят за рубеж, а стандарт CDMA-2000 есть не во всех странах. И пользоваться GSM-телефоном им в этом случае, разумеется, удобнее.

— Но вы вроде как предлагаете своим абонентам так называемый «пластиковый роуминг»?

— Предлагаем, точнее, будем предлагать. С 1 ноября «пластиковый роуминг» появится в Санкт-Петербурге. В Москве и в регионах это произойдет немного позже. Но дело все в том, что «пластиковый роуминг» предполагает, что абонент получает у нас SIM-карту стандарта GSM для поездки за рубеж. Да, он сохраняет свой «скайлинковский» номер, да, платить за разговоры он будет нам, а не сторонней компании. Но ведь GSM-аппарат ему все равно иметь придется.

— Кстати, а в России вводить «пластиковый роуминг» вы не планируете?

— А зачем? Любая инициатива должна иметь маркетинговый смысл. Здесь я его не вижу. Вот расширять свою собственную сеть мы планируем. До конца следующего года мы надеемся запустить сети во всех регионах, где мы имеем лицензии. На сегодняшний день их 44. А там, где нет «Скай Линка», нашим абонентам будет удобнее и дешевле подключиться к GSM-роумингу напрямую. Не забывайте, что «Скай Линк» у наших абонентов — это второй телефон, который дает дополнительные уникальные возможности.

— А как вы вообще оцениваете перспективы CDMA в России?

— Очень позитивно. 4 млн абонентов мы можем набрать с легкостью. Правда, здесь есть несколько «но»: когда появится современное абонентское оборудование, когда будут внедрены более передовые технологии, такие как EV-DO, и так далее. Поэтому в своих отчетах перед акционерами и инвесторами мы более сдержанны — к 2010 году мы обещаем им подключить порядка 2 млн абонентов.

— Вашим основным преимуществом традиционно считается высокоскоростной мобильный Интернет. В многочасовых московских пробках его достоинства очевидны. Но насколько мобильный Интернет востребован в регионах, где проще иной раз доехать до офиса, чем возиться с телефоном и ноутбуком?

— А почему только мобильный? Он может быть любым. У нас очень велико число фиксированных аппаратов, особенно в регионах. Наш Интернет — очень хорошая замена ADSL. Поэтому с учетом того, что по России фиксированный доступ не слишком развит, перспективы у нас здесь достаточно хорошие.

— Но ведь выделенные линии, как ни крути, все равно позволяют достичь гораздо большей скорости соединения.

— Во-первых, уже в следующем году скорость передачи данных в нашей сети увеличится со 153 кбит/сек до 2,4 Мб/сек благодаря внедрению технологии EV-DO. А во-вторых, если вы ставили «выделенку», вы знаете, какой это увлекательный и долгий процесс. Вот вы сами как дома подключены?

— Дома никак.

— Вот видите. Купите наш телефон или фиксированный модем, и вы всегда будете при Интернете. Достаточно просто настроить телефон в офисе продаж или установить на компьютере инсталляционный диск. Не нужно общаться с инженерами, не нужно выслушивать объяснения, что у вас очень плохая медная пара, поэтому скорость соединения будет не такой, которую обещал провайдер, а совсем другой. К тому же «выделенку» вы в случае чего с собой не заберете. А наш модем вы можете взять хоть на дачу, хоть на море. Вся его фиксированность заключается в том, что для него нужна розетка на 220 В.

— Да, но чтобы пользоваться вашим Интернетом, нужно еще и за голосовой трафик заплатить.

— Почему? Мы запустили сетку федеральных тарифных планов под названием «On line», как раз для тех, кто использует нашу сеть исключительно для доступа в Интернет. 50 Мб включенного трафика по этому тарифному плану стоят , 150 Мб — , 300 Мб — . Не так уж и дорого. Тем более что у вас в Омске, насколько я знаю, за сейчас вообще 150 Мб можно получить.

— Вы упомянули, что «Скай Линк» в этом году запустился уже в 13 городах. Какое место среди них занимает Омск?

— Очень достойное. Если учитывать, что это не самый крупный город из тех, где уже запущена наша сеть, омская команда показывает хорошие результаты. Как с точки зрения объема продаж, так и с точки зрения организации бизнеса. В Омске работает очень перспективная молодая команда, и потенциал у этой команды просто громадный.

— Тем не менее число абонентов филиала не превышает 500 человек. Тогда как год назад, на торжественном запуске сети в Новосибирске, директор омского филиала Александр МОХОНЬКО пообещал, что через год у омского «Скай Линка» будет уже 10 тысяч абонентов...

— Ну, во-первых, в коммерческую эксплуатацию омская сеть была запущена лишь в мае. Так что 500 абонентов господин МОХОНЬКО набрал не за год, а за четыре месяца. А во-вторых, то, что делалось до настоящего времени, — это первые шаги, которые омский филиал делал практически на «нулевом» этапе. За четыре месяца была проведена огромная работа по обеспечению достойного качества связи, по отладке оборудования, по увеличению зоны покрытия и так далее.
К сожалению, делать все эти работы можно только на действующей сети, потому что иначе результат отследить будет просто невозможно. Поэтому первые месяцы сеть работала, по сути, в тестовом режиме, и говорить о реальной динамике подключений, разумеется, было рано. Думаю, за оставшиеся восемь месяцев господин МОХОНЬКО сделает то, что он обещал. Цифра в 10 тысяч абонентов вполне реальна, я готова ее подтвердить.

— Но обеспечить такое количество подключений за столь небольшой срок без соответствующей рекламной поддержки не так-то просто. А рекламной активности «Скай Линк» в Омске что-то пока не проявляет.

— Вы правы. Это, кстати, еще раз подтверждает потенциал омской команды — набрать 500 абонентов практически без рекламы тоже надо суметь. Отсутствие масштабных рекламных кампаний объясняется очень просто — мы очень внимательно изучили стратегию выхода в регионы GSM-операторов и заметили, что агрессивная маркетинговая политика зачастую приносит больше вреда, чем пользы.
Потому что когда компания выходит на рынок и начинает активную рекламную кампанию, приток абонентов зачастую превышает существующие технические возможности. В результате это не лучшим образом сказывается на репутации компании. А произвести первое впечатление второй раз, как вы знаете, невозможно. Поэтому на первом этапе мы не стремились к тому, чтобы о нас узнали все. Но сейчас сеть готова к большим нагрузкам, и уже к Новому году мы начнем активно рекламироваться в Омске. Как, впрочем, и в других регионах.

— Размер рекламного бюджета по регионам как-то можно обозначить?

— Нет, мы еще не защитили свой бизнес-план перед акционерами. Боюсь сглазить.

— Но он, по крайней мере, будет сопоставим с рекламными бюджетами GSM-операторов?

— Суммы будут, естественно, меньше — потому что мы не нацелены на массовую аудиторию. Но они будут достаточны для того, чтобы реализовать поставленные перед нами задачи.

— Насколько я знаю, у вашей компании есть планы по реорганизации структуры в соответствии с макрорегионами, когда тот же Омск будет подчиняться не напрямую Москве, а региональному центру в Новосибирске. Когда этот процесс будет завершен?

— В 2006 году.

— А имена кандидатов на руководство макрорегионами уже известны? Поговаривают, что Сибирский регион может возглавить Александр МОХОНЬКО...

— Окончательного решения на этот счет нет. Но вообще у господина МОХОНЬКО есть хорошие шансы возглавить регион. Только вы ему об этом не говорите.

— Телекоммуникации — отрасль, в принципе, не женская. Как вы попали в нее?

— Для начала я закончила профильный вуз — раньше он назывался Московский электротехнический институт связи, сейчас это МТУСИ. Я всегда хотела стать инженером, и хотя не могу сказать, что работать в телекоме — это была самая большая и единственная мечта, но мне очень повезло с людьми, моя работа меня очень увлекает. А работать с такой командой, как в «Скай Линке», — это вообще истинное наслаждение.

Раиса РОЗИНОВА

Раиса Геннадьевна родилась 23 июля 1962 года в Москве. В 1979 году поступила в Московский электротехнический институт связи, который окончила в 1984 году по специальности «Многоканальная электросвязь».
После окончания института работала в Центральном конструкторском бюро Министерства связи СССР, затем — в ряде производственно-коммерческих компаний, занимавшихся инфраструктурой связи.
С 1997-го по 2002 год занимала должность президента ЗАО «Телмос». В августе 2002-го была назначена генеральным директором этой компании. С 26 мая 2004 года является генеральным директором ОАО «Персональные коммуникации», с июля также генеральным директором ОАО «Московская сотовая связь».
В октябре 2004 года была назначена генеральным директором ЗАО «Скай Линк». Член совета директоров ЗАО «МТУ-Информ». Член-корреспондент Международной академии связи, член-корреспондент Международной академии информатизации.

Замужем, есть дочь.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/10/40/838231