Кеннет ЙОНССОН "В ближайшее время у нас появятся телефоны, изготовленные специально для России"

Дата публикации: 24 октября 2005

— Господин ЙОНССОН, какую долю занимает Nokia на российском рынке сотовых телефонов?

— Нам очень часто задают вопросы относительно доли рынка, объемов продаж, финансовых показателей и так далее. Но поскольку наши акции котируются на крупнейших фондовых рынках мира, мы не имеем права отвечать на подобные вопросы. Ведь любое неосторожно сказанное слово ведет за собой колебание курса акций и потерю акционерами реальных денежных средств. Поэтому любые финансовые показатели у нас комментирует только президент корпорации или финансовый директор. И делается это лишь раз в квартал и по результатам года. Лично я и рад бы озвучить эти показатели по России, где мы очень хорошо развиваемся, но правила есть правила.

— Но хотя бы место ваше на рынке можно обозначить?

— У нас есть все основания полагать, что по объемам продаж мы занимаем лидирующее положение. В России есть множество независимых компаний, которые проводят исследования сотового рынка. Большая часть этих компаний говорит о том, что на российском рынке нам принадлежит первое место. Может быть, год назад в этом у кого-то и были сомнения, возможно, мы даже были на втором месте. Но сейчас первое место совершенно точно занимаем мы.

— А насколько вообще для вас привлекателен российский рынок?

— По объемам продаж Россия прочно входит в тройку лидеров среди всех европейских рынков, а среди всех стран, лидирующих по продажам телефонов Nokia, Россия занимает шестое место. Поэтому для нас этот рынок имеет стратегическое значение. Мы очень тщательно отслеживаем предпочтения российских потребителей, и уже в ближайшее время у нас появятся модели, которые будут изготовлены специально для России. Более того, я думаю, что со временем у нас появятся партнеры, которые будут выпускать программное, а возможно, даже и аппаратное обеспечение для телефонов Nokia непосредственно в России.

— Телефоны Nokia при прочих равных условиях всегда стоят дороже, чем телефоны других производителей. Люди платят исключительно за брэнд или вы действительно предлагаете какое-то совершенно особое качество?

— Пожалуй, люди платят и за то, и за другое. Конечно, брэнд Nokia строился годами. Но без соответствующего качества продукции сильный брэнд построить просто невозможно. И наоборот, когда у тебя есть хороший брэнд, ты можешь рассчитывать на определенные экономические преимущества. Ведь те доходы, которые мы получаем за счет того, что потребители готовы покупать наши телефоны даже по более высокой цене, мы можем направить на то, чтобы сделать их еще более качественными.

— Помимо всего прочего ваши аппараты имеют стойкую репутацию «мужских» телефонов. Здесь какие-то изменения планируются?

— Действительно, 52% наших потребителей — это мужчины. И мы сейчас активно работаем над тем, чтобы соотношение мужчин и женщин среди покупателей наших телефонов было 50 на 50. В частности, на это направлен ряд наших новых моделей — таких, как Nokia 6101 и Nokia 6060. Думаю, они скорее привлекут именно женщин.

— Августовский кризис на рынке сотовых телефонов на вас как-то сказался?

— Нет, мы ведь не продаем телефоны в розницу. Поэтому и убытков мы не понесли. Хотя, насколько я знаю, в ряде регионов России количество телефонов на полках магазинов несколько уменьшилось. И цена на эти телефоны для конечных потребителей немного выросла. Если же говорить в целом о попытках властей уйти от «серых» схем, мы их только приветствуем. Более того, мы планируем создать ассоциацию производителей сотовых телефонов, которая объединит крупнейших вендоров, работающих на российском рынке. Мы хотим дать понять властям, что мы можем помочь им сделать этот бизнес более прозрачным.

— А как вы относитесь к заявлениям ряда дистрибьюторов заняться прямым импортом сотовых телефонов в Россию?

— Положительно. «Белый» импорт нам только на руку.

— Но если российские компании будут ввозить телефоны самостоятельно, не отпадет ли необходимость в российском подразделении Nokia?

— Разумеется нет. Я ведь уже упоминал, что мы не продаем телефоны, этим занимаются наши российские партнеры. Наша задача — продвигать телефоны Nokia на рынке, осуществлять маркетинговую поддержку наших дистрибьюторов, обеспечивать сервисное обслуживание потребителей. В общем, делать все, чтобы быть ближе к народу.

— Кто выступает вашим партнером в России?

— У нас их достаточно много. Это такие известные компании, как «Евросеть», «Связной», DIXIS, «Цифроград», «Телефон.Ру», «Бета Линк» и так далее. Кроме того, есть у нас и ряд региональных партнеров. В частности, фирменный магазин Nokia в Новосибирске мы открыли совместно с сибирской компанией «ТелеСОТА».

— А в других сибирских городах вы фирменные магазины открывать планируете?

— Да, сейчас решается вопрос об открытии фирменных магазинов в Омске и Красноярске.

— И кто выступит вашим партнером в Омске?

— Пока этот вопрос не решен. Но вообще у нас есть три претендента — две местные компании — франчайзи «Цифрограда» и «Эльбрус» и федеральная сеть «Связной», которая, по моим сведениям, должна открыться в Омске до конца года.

— Если вопрос об открытии салона в Омске будет решен положительно, как скоро он у нас появится?

— Практика показывает, что с момента принятия решения до открытия салона требуется примерно год. Так что к концу 2006 года, думаю, фирменный салон Nokia у вас будет.

— А насколько интересно местным ритейлерам открывать монобрэндовый салон? Ведь продажи от этого вряд ли увеличатся.

— Я бы не был столь категоричен. Салон Nokia в Новосибирске работает всего несколько дней, но повышенный интерес жителей города к нему очевиден уже сейчас. И потом, сейчас у нас целая очередь желающих на открытие подобных салонов. Если бы это было невыгодно, не думаю, что желающих было бы так много.

— Какую-то специфику сибирского рынка вы уже успели ощутить?

— Да, как и в целом по России, покупатели в Сибири более требовательные, чем, скажем, в Западной Европе. Кроме того, здесь очень сильно влияние азиатской культуры. Три дня назад я был во Владивостоке, и меня очень поразило огромное количество корейских ресторанов, китайских гостиниц и машин с правым рулем. Буквально через несколько дней нашего пребывания там одна моя коллега даже заявила: «Пора бы и в Россию возвращаться, я уже соскучилась по русской кухне». Понятно, что и телефоны там в основном корейские и китайские. Здесь, в Сибири, влияние азиатских производителей не так заметно, но оно тоже чувствуется.

— И как вы планируете бороться с этим влиянием?

— Для начала мы должны изучить его суть. Чем именно корейские и китайские производители привлекательны для местных потребителей. Кроме того, мы планируем быть лучше них в плане сервиса. Сейчас мы очень много сил вкладываем в обучение наших региональных представителей. Но вообще я понимаю, насколько нам будет тяжело, ведь азиатские производители годами оказывали влияние на местные рынки, поэтому пересилить их будет непросто.

— Какие дальнейшие планы у Nokia по открытию региональных представительств?

— В России мы уже открыли все семь региональных офисов. Поэтому следующие офисы мы будем открывать уже в ближнем зарубежье — в Белоруссии, Грузии и Молдавии.

— Стратегическое значение сибирского рынка руководством Nokia подчеркивалось неоднократно. Почему в таком случае представительство в Сибири было открыто последним?

— На самом деле это просто случайность. То, что офис в Новосибирске был открыт последним, никак не связано с приоритетностью региона. Фактически мы наняли всех семерых региональных менеджеров в одно и то же время. По сути, наши представители в Новосибирске работают уже больше года, просто у них не было собственного офиса. Сейчас этот офис появился.

— Вы уже побывали во многих российских городах. Что больше всего в нашей стране произвело на вас впечатление?

— Ее размеры. Это огромная страна и очень удивительная. Особенно удивительно то, что здесь все говорят по-русски, но выглядят и ведут себя совершенно по-разному. Русские люди во Владивостоке совершенно не похожи на русских людей в Краснодаре. Я уже больше двух лет прожил в России, но до сих пор не могу к этому привыкнуть. И когда я бываю в Финляндии, я говорю со своими коллегами только о России, пытаюсь объяснить им, что это за страна.

— Получается?

— Сейчас уже лучше, чем раньше. Хотя на это уходит достаточно много времени. Мы столько времени жили совсем рядом с Россией, но ничего не знали об этой стране.

— А ваша семья живет с вами?

— Да, моя семья живет в Москве. Моя дочь учится в университете в Шотландии, а сын — в одной из московских школ. В России они живут уже больше года.

— Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— Я очень люблю играть в гольф, люблю бывать на природе, люблю путешествовать.

— С гольфом в России проблем не возникает?

— Нет, в Москве есть достаточно хорошее поле. Правда, насколько знаю, оно у вас в стране только одно. Это забавно, ведь в маленькой Финляндии площадок для гольфа больше 120.


Кеннет ЙОНССОН родился 4 ноября 1955 года.
Получил степень бакалавра в области инженерии Хельсинского технологического университета.
C 1982-го по 1987 год занимал должность менеджера по экспорту в компании Mobira Oy, которая впоследствии вошла в состав корпорации Nokia. В 1987-м был назначен менеджером по маркетингу компании Nokia-Mobira Denmark.
C 1989-го по 1994 год работал менеджером по экспорту корпорации Nokia Oy. В 1994-м возглавил подразделение Nokia в Венгрии, заняв должность управляющего директора компании Nokia Mobiles Phones Hungary. В 1999 году был направлен в Португалию в качестве управляющего директора Nokia Portugal SA.
В мае 2003 года был назначен генеральным директором подразделения Customer and Market Operations корпорации Nokia в России и СНГ.
Женат, двое детей.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/10/41/570211