Кроме того, в ходе работы мы направили поручение в Управление Федеральной антимонопольной службы, с тем чтобы они посмотрели, не допускается ли в деятельности по организации транспортного обслуживания нарушений антимонопольного законодательства. В том числе это касается утвержденной мэром маршрутной сети, уменьшающей количество маршрутов для частных перевозчиков.
В ходе проверки мы изучили судебную практику. В федеральном законодательстве четко не прописано, каким образом органы местного самоуправления должны организовывать пассажирские перевозки. Тем более там не регламентировано, каким образом должны выстраиваться отношения с перевозчиками немуниципальной формы собственности, в том числе с теми, которые работают в режиме маршрутных такси. Во многих регионах подобные конкурсы проводились. Есть факты, когда результаты конкурсов оспаривались в судебном порядке. Позиция, сформированная, в том числе высшими судебными инстанциями, в 2004 — 2005 годах, говорит, что отношения по организации транспортного обслуживания и отношения, связанные с безопасностью дорожного движения, между органами местного самоуправления и перевозчиками строятся на административных началах. Мэрия вправе проводить конкурсы, предъявлять определенные требования именно для организации транспортного обслуживания и для безопасности движения.
Тем не менее прокуратура сочла необходимым по результатам проверки направить информацию мэру с предложением принять меры, чтобы при проведении конкурсов не допускались нарушения законодательства, и сделать все, чтобы минимизировать негативные последствий конкурсов и снять социальную напряженность.
Перевозчикам, которые обращались к нам, мы разъяснили федеральное законодательство. Если они считают, что администрацией нарушаются их права, они имеют право и обратиться в суд.