По словам президента Омского областного союза предпринимателей Виталия ПУТИНЦЕВА, выступившего одним из инициаторов «круглого стола», во взаимоотношениях предпринимателей и страховщиков накопилось немало проблем в сфере страхования рисков автоперевозчиков и страхования залога при автокредитовании. Решить эти проблемы ни страховые компании, ни перевозчики поодиночке не в силах. Тогда как совместно все это сделать гораздо проще. «Круглый стол» и стал первой попыткой объединить усилия бизнеса и страховщиков.
На приглашение предпринимателей откликнулись представители большинства крупнейших страховых компаний города — таких, как Росгосстрах, «Омск-АСКО», «Страховой дом „ВСК“, „РОССИЯ“, Росэнерго и ряда других. В итоге страховщиков оказалось даже больше, чем перевозчиков, которые не решились пропустить очередной конкурс по распределению маршрутов, назначенный на то же самое время, что и „круглый стол“. Впрочем численное превосходство страховщиков предпринимателей нисколько не смутило. Проблемы во взаимоотношениях со страховыми компаниями присутствовавшие на „круглом столе“ представители Омского содружества автоперевозчиков начали поднимать с первых минут засед
ания.
Как выяснилось, больше всего перевозчиков волнует то, что страховщики затягивают сроки выплат по ОСАГО, а порой и вовсе отказываются что-либо платить. После такого откровения каждый из выступавших на „круглом столе“ представителей страховых компаний считал своим долгом начать ответное слово с заявления о том, что уж его-то компания подобным не грешила ни разу. А на предложение бизнесменов информировать горожан через СМИ о том, кому из страховщиков можно доверять, а кому — нет, заместитель генерального директора Омского филиала ОАО „Страховой дом “ВСК» Вячеслав ЛЕВШИН заявил, что лучше этим заняться самим предпринимателям.
— Если мы сами будем хвалить себя, нам никто не поверит. Другое дело, если подобная информация будет исходить от Союза предпринимателей, — пояснил господин ЛЕВШИН.
Вопрос о доверии встал не случайно. Из восьми десятков работающих в Омске страховых компаний реально страхованием занимаются не более тридцати. Остальные просто собирают деньги с доверчивых страхователей, не гнушаясь продавать страховку за полцены, а то и дешевле. Умудряются продавать со скидкой даже полисы ОСАГО, стоимость которых, как известно, закреплена на законодательном уровне. Причем зачастую один и тот же агент реализует полисы как уважаемых страховых компаний, так и весьма сомнительных контор. Более того, нередко агент, представляясь сотрудником одной страховой компании, продает полисы совсем другого страховщика. А наивные автолюбители даже не удосуживаются заглянуть в договор.
— А потом к нам приходят люди, которых мы в первый раз видим, и говорят: «Вы нам деньги должны», — сообщила PR-менеджер Омского филиала компании «Росгосстрах» Юлия ЗАЙЦЕВА. — Мы им говорим: «А вы полис внимательно почитайте». А в полисе написано, что выдан он от имени компании «Росстрах». И при этом они еще удивляются: «Подумаешь, нескольких букв не хватает».
На резонный вопрос предпринимателей: «Что ж вы своих агентов совсем никак не контролируете, что они у вас по другим компаниям бегают, и продают что попало?», — страховщики поведали и вовсе печальную историю. По словам генерального директора ЗАО АСК «Омск-АСКО» Владимира УКСУСОВА, омский рынок страхования «очень сильно перекошен». На все 80 компаний в нашем маленьком городке квалифицированных руководителей, грамотных оценщиков и толковых агентов не напасешься. Этим-то и пользуются несознательные компании, которые заходят на омский рынок, «имея только стол, стул и телефон».
— Некоторые компании предлагают агенту комиссию в размере 25% от суммы, полученной от страхователя, — пожаловался Владимир УКСУСОВ. — При том что по закону об ОСАГО все расходы страховщика, включая рекламу и оформление договора, не должны превышать 20%. То есть эти компании сознательно идут на нарушение закона, зная, что выплачивать страховку им все равно не придется.
Понятно, что агент, которому в принципе все равно, на кого работать, предпочтет получить 25% у фирмы-однодневки, чем 10-12% у нормального страховщика. И сделать с этим что-то очень сложно, поскольку штатных агентов в Омске, по словам господина УКСУСОВА, содержат только три компании — «Омск-АСКО», Росгосстрах и «РЕСО-Гарантия». Все остальные от переманивания агентов никак не застрахованы. Чем и пользуются несознательные конкуренты.
Впрочем, как заверил Владимир УКСУСОВ, через пару лет ситуация изменится — компании, ведущие дела подобным образом, долго не живут. Так что уже скоро на рынке останутся только те, для кого страхование — бизнес, а не способ поживиться за счет простодушных граждан.
Однако предприниматели ждать, пока страховой рынок сам о себе позаботится, не согласились. И решили отделить зерна от плевел уже сегодня. Поскольку собственного бизнес-объединения страховщики не имеют, участники «круглого стола» решили создать площадку для совместного обсуждения и решения проблем на базе Союза предпринимателей. Такой площадкой станет комитет по развитию страхового рынка, который должен появиться в союзе уже в ближайшее время.
Правда, не исключено, что называться он будет немного по-другому: по предложению директора ООО «Страховая компания „Грансо“ Сергея СОЛДАТЕНКОВА, было решено несколько расширить сферу деятельности комитета и включить в нее не только страхование, а вообще весь финансовый рынок. Президент Союза предпринимателей Виталий ПУТИНЦЕВ и заместитель начальника управления промышленной и инновационной политики Игорь БОРОВИК обещали подумать над этим предложением.