Татьяна ВИЖЕВИТОВА "Даже принимая жесткие решения, я остаюсь женщиной"

Дата публикации: 07 ноября 2005

— Если с правовыми вопросами все более-менее понятно, вот то скрывается за общими, далеко не все знают. Чем конкретно вы занимаетесь в мэрии, что входит в круг ваших обязанностей?

— Моя деятельность действительно покрыта завесой тайны, потому что касается вопросов предварительного обеспечения работы мэрии, а также контроля и внутренней дисциплины. Общие вопросы включают в себя отдел по обращениям граждан, управление кадровой политики и муниципальной службы, управление делами и общий отдел — это очень большой блок. Кроме того, в моем ведении департамент правового обеспечения, я возглавляю комиссию по наградам и юридическую коллегию при мэре. На мне также координация всех юридических служб всех подразделений мэрии и округов.

— С чего начали работу — разогнали старую команду и стали работать по-новому?

— Самый первый документ, который подготовила в этой должности, — правила подготовки правовых актов. Когда мэр ознакомился с подготовленными старой командой проектами документов, был просто в шоке и отчаянии от обилия в них элементарных орфографических и стилистических ошибок. Чтобы искоренить ошибки, приняли на работу профессионального лингвиста. Пришлось изрядно перелопатить все старые документы, чтобы навести порядок. Неразбериха в документах была страшная: бумаги уходили на исполнение и не возвращались обратно. Старые проблемы до сих пор не отпускают — приходится заниматься обращениями длительного срока исполнения, поступившими при прежней команде.

А разгонять я никого не собиралась, но кадровую чистку все же пришлось провести. У кого-то уровень образования не соответствовал занимаемой должности, кто-то откровенно не справлялся со своими обязанностями. Я как председатель аттестационной комиссии могу засвидетельствовать, что принадлежность к прежней команде в вину никому не ставилась. Виктор ШРЕЙДЕР требовал проявлять к старым кадрам только человеческий подход. И когда встала дилемма, кого оставить, подходили только по принципу профессионализма. Всего в мэрии 85 работникам предложили пройти переподготовку, из моих подразделений были уволены около 10 человек.

Мне все равно, где раньше работал мой подчиненный, лишь бы соответствовал предъявляемым требованиям в профессиональном плане. С удовольствием работаю с теми, кто работал при Евгении БЕЛОВЕ. Если кто-то чего-то не знает, стараюсь обучить, ну а если уж обучен и не тянет, с такими нужно расставаться. Кого- то не устроили более жесткие, чем при прежнем мэре, требования к трудовой и исполнительской дисциплине, таких никто не увольнял, просто сами ушли, чтоб не мучиться.

— Быстро ли вам удалось адаптироваться в новой должности и что, на ваш взгляд, уже успели сделать за полгода?

— Мне не нужно было адаптироваться, я много лет занималась подобной работой, поэтому с ходу начала выполнять возложенные на меня мэром обязанности. Текучка, правда, заедает, но удалось добиться, чтобы работники стали более дисциплинированными. Раньше контроль за текущей деятельностью почти не осуществлялся, сейчас отношение к документам изменилось. Проводим ежедневный анализ документооборота, жестко контролируем сроки исполнения. Правовые акты улучшились в лингвистическом и стилистическом плане, с юристами более тесно контактируем.

Подготовленная нашим подразделением программа правового просвещения — бесподобный документ, но ему еще предстоит обкатка на общественных слушаниях. Проведение проверок дает результаты, потому что их цель не нагонять на людей страх, а выявить ошибки и объяснить, как от них избавиться. Документооборот в мэрии огромный, но за последние месяцы не было ни одного нарекания по поводу не исполненных в срок документов. Атмосфера в мэрии изменилась, многое сделано, но сказать, что всего уже добились, нельзя. Когда наведем полный порядок во всех делах, перейдем на другой уровень административной работы.

— Что отнимает больше всего вашего времени?

— Очень много времени отнимает почта. Вообще-то почту должны рассматривать мои советники, но я стараюсь это делать сама. Обычно к 8 часам вчера доходят руки до почты текущего дня — обычно это 5 — 6 пухлых папок. На утро стараюсь ничего не оставлять, вычитываю каждую бумагу, сортирую по срочности. Много писем от граждан, в каждом из них человеческая боль, нужно определиться, как решить проблему по каждому. С ответами на мои задания и запросы попроще, но тоже нужно разбираться.

Немало времени отнимают совещания, от них никуда не уйдешь. К примеру, заявки по пикетам и митингам нужно рассматривать коллегиально в течение трех дней с момента поступления. Кроме совещаний в мэрии, приходится бывать и на областных, в частности, я член рабочей группы при министре правового развития Омской области Александре БУТАКОВЕ. Виктор Филиппович любит проводить встречи на местах, я участвую в их подготовке.

В последнюю неделю немало сил и времени отняли подготовка и проведение конференции АСДГ. По отзывам коллег из других городов, она прошла на высоком уровне, но волнений хватило. Так, омская общественность живо заинтересовалась этим мероприятием, оба дня приходило много народу, боялись, что всем места не хватит. Лично мне больше всего запомнилось выступление специалиста из Артема, где успешно внедрены управляющие жильем компании, нам есть чему у них поучиться. По итогам конференции будет издан сборник, в который войдут все доклады, прозвучавшие на ней, половину из них подготовили омичи.

— Позволяете ли вы себе спорить с мэром и подадите ли в отставку, если не справитесь с порученной вам задачей?

— Когда отстаиваю свою позицию, пытаюсь спорить с мэром, иногда даже добиваюсь успеха. Правда, случается такое достаточно редко, потому что мы давно работаем вместе и наши взгляды на многие вопросы совпадают. Ситуации, когда бы я неисполнила поручение мэра, в принципе быть не может, иначе я просто не была бы в его команде. Другое дело, если я не могу обеспечить в должной мере выполнение задачи, которая поставлена мэром. Если такое случится, то, конечно, уйду в отставку, за место держаться не буду. Пусть на мое место придет тот, кто сможет лучше организовать работу.

— Как руководителю вам приходится быть жесткой, остаетесь ли вы при этом хрупкой и беззащитной женщиной?

— Я достаточно жесткий руководитель, к своим сотрудникам предъявляю серьезные требования, поэтому к подбору кадров подхожу очень ответственно. Но если уж взяла кого на работу, то несу за него ответственность, готова отстаивать интересы своих подопечных. В нашем коллективе шутят, что за мной — как за каменной стеной. Я очень люблю свой коллектив, в котором работают и совсем молодые люди, и намного старше меня, но от всех требую полноценной отдачи, потому что сама так работаю.

Если поставлена серьезная задача, наши сотрудники работают до 10 часов вечера и по выходным. Если нет дисциплины и порядка, могу проявить жесткую требовательность, но все знают, что за этим стоит забота о порученном деле. Если мой сотрудник не справляется, мне не трудно с ним расстаться, но всегда стараюсь помочь в дальнейшем трудоустройстве, а не выгонять на улицу. В сложных ситуациях могу повысить голос на подчиненного — эмоции берут верх, но быстро овладеваю собой и возвращаюсь к нормальной работе.

Считаю, что я в большей степени мягкий человек, а жесткий — по необходимости. Очень сильно переживаю, если что-то не получается, в лепешку готова разбиться, чтобы выполнить то, что нужно. Даже принимая жесткие решения, я остаюсь женщиной. Сначала отчитаю кого-то, а потом начинаю жалеть. Я требовательна не только к подчиненным, но прежде всего к самой себе. На работу всегда стараюсь приходить в хорошем настроении, несмотря на все личные неурядицы, иначе подчиненные не поймут свою руководительницу и уважать перестанут.

— Вы много лет чиновник, в народе их не слишком жалуют, никогда не хотели заняться чем-нибудь другим?

— С седьмого класса я мечтала стать юристом, работая в суде, захотела быть следователем. А потом волей случая стала чиновником. Чиновник — это понятие весьма разнородное, я, к примеру, больше администратор. Может быть, в народе понятие чиновник стало ругательным потому, что люди очень мало знают о тонкостях этой работы. Я по полной мерке работаю для людей и испытываю огромную радость, когда удается кому-то помочь. Устаю не от работы по 12 часов в сутки, а если не могу решить вопрос, с которым ко мне обращаются люди. Все, что зависит от меня, стараюсь сделать, но зачастую не можешь помочь, потому что законодательство не позволяет или просто объективной возможности нет.

— Не помешала ли ваша карьера реализоваться вам как женщине?

— Я никогда не стремилась сделать карьеру, но работала всегда много, поэтому моя девятилетняя дочь чуточку обижена вниманием мамы и растет совершенно самостоятельным ребенком. Дочка окончила второй класс на одни пятерки, в основном с ней занимается бабушка, но и я, даже при самом сложном раскладе рабочего дня, стараюсь позаниматься с ней не меньше часа. Я бы не стала противопоставлять карьеру и семейное благополучие — это должно балансироваться и дополнять одно другое. Если дома все хорошо, то и на работе все складывается благополучно.

Не могу сказать, что я плохая мать, всегда думаю о дочери, стараюсь регулярно устраивать ей маленькие праздники. Но все же угрызение совести, что недоласкала ее, живет во мне. Чтобы поговорить со своим ребенком по телефону, всегда готова прервать совещание. Воскресенье — наш с дочкой день, мы общаемся на равных, несмотря на разницу в возрасте, проводим шопинг, причем она советует маме, что лучше купить, что мне идет. Отпуск обязательно провожу вместе с дочкой, стараюсь вывезти ее на море. А вообще я довольна жизнью, можно сказать, что счастливый человек, и еще не потеряла надежду найти свою половинку, ведь порой так не хватает сильного мужского плеча.

— Как проводите свободное время, кроме общения с дочерью, есть ли у вас фирменные кулинарные рецепты и секреты сохранения женской красоты?

— Я люблю готовить, но не провожу все свободное время у плиты. Причем мне нравится что-то приготовить для других, а сама много есть не люблю, преимущественно вегетарианка. Мой конек — домашние заготовки, особенно мне удаются маринованные белые грибы. Если собирать их некогда, в этом году только дважды за лето удалось вырваться в лес, я знаю место, где можно купить белые. За городом в лесу нахожу успокоение от суетной жизни, а в городе люблю побродить по парку им. 30-летия ВЛКСМ, особенно бабьим летом.

Из книг люблю лирические произведения, а вот женские романы почти не читаю — не очень люблю переживать. С дочерью регулярно ходим в цирк, ТЮЗ, Музыкальный театр и на концерты современной музыки. Иногда бываю в омских храмах, порой захожу, сама не знаю, зачем и почему, любуюсь иконами и росписью. А вообще я люблю Омск, прикипела к нему душой и стараюсь что-то сделать для своего города.

Татьяна ВИЖЕВИТОВА

Татьяна Анатольевна родилась 18 марта 1963 года в деревне Степановке Большереченского района. В возрасте четырех лет переехала с родителями в Омск, где и окончила среднюю школу № 8. После школы пошла работать в Центральный районный суд, сначала секретарем-машинисткой, потом секретарем судебного заседания. В 1981-м поступила на заочное отделение юридического факультета ОмГУ. Получив высшее образование, в 1987-м стала секретарем административной комиссии Центрального райисполкома. В 1992 году была назначена заведующей юридическим отделом аппарата администрации Центрального района, а после слияния Центрального и Куйбышевского районов в 1997 году — начальником контрольно-правового отделаадминистрации Центрального административного округа.

В 2001-м перешла в областную администрацию, работала советником заместителя губернатора, потом — руководителем аппарата первого заместителяпредседателя правительства Омской области. 22 апреля 2005 года назначена заместителем мэра Омска по правовым и общим вопросам.

Имеет звание «Ветеран труда», награждена Почетной грамотой Госстроя России.

Не замужем, воспитывает дочь.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/11/43/280983