Главные мороженщики страны
С тех пор как новосибирский холдинг поглотил омский хладокомбинат, предприятие развивается на удивление динамично. Мороженое под брэндом «Инмарко» (омского и новосибирского заводов) занимает сегодня, по оценке компании, не менее 65% омского и новосибирского рынков. Омское предприятие по объемам производства вышло даже на первое место в России. По словам управляющего директора ОАО «Инмарко» Алексея ГОЛОВЕШКИНА, после пуска в 2004 году третьей очереди предприятие может теперь производить в месяц до 4 тонн продукции. А в 1998 году ОАО «Омский хладокомбинат» выпустил всего 2 тонны мороженого за весь год (см. «КВ» от 27 апреля 2005 года).
Финансовые итоги ОАО «Инмарко» за первое полугодие 2005 года тоже впечатляют. За шесть месяцев выручка предприятия составила уже 885 млн рублей. Это на 93% больше, чем за аналогичный период 2004 года. Валовая прибыль за полугодие — 263 млн рублей. Чистая прибыль — 23,6 млн рублей. Да и стоимость чистых активов на сегодняшний день вплотную приблизилась уже к отметке в 390 миллионов рублей.
Есть у владельцев холдинга «Инмарко» и желание идти вперед. Есть и внятная перспектива — 20% российского рынка мороженого. В эти планы укладывается и получение предприятием международного сертификата качества ISO 9001, и ведение бухучета по стандартам US GAAP, и ежегодный аудит в Ernst&Young. В 2004 году предприятие получало инвестиционный кредит в Райффайзенбанке. Для поддержания декларируемых высоких стандартов корпоративного управления вполне логичен следующий шаг — выпуск корпоративных облигаций.
Правда, всего несколько месяцев назад один из совладельцев холдинга Дмитрий ДОКИН говорил в интервью новосибирскому изданию, что инвестиционные деньги на фондовом рынке брать невыгодно. Мол, услуги андеррайтеров дорого стоят — до 10%. Да и сроки подготовки выпуска слишком велики — до года. Нам, мол, пока интереснее пользоваться кредитными ресурсами. Видимо, за это время его мнение резко изменилось.
Весьма позитивно комментируют решение ОАО «Инмарко» о выпуске облигаций и омские участники фондового рынка. Тем более что это вообще первый случай, когда омское предприятие выходит на рынок корпоративных заимствований.
— Решение «Инмарко» могу только приветствовать, — рассказал «КВ» директор ЗАО «Октан-Брокер» Сергей ЗОЛОТАРЕВ. — Выпуск облигаций позитивно повлияет на имидж предприятия. Думаю, что это событие отразится положительно и на имидже региональной экономики. Хотя, конечно, ОАО «Инмарко» можно считать омским предприятием лишь частично.
Даешь новую фабрику!
Средства, полученные на фондовом рынке, холдинг наверняка направит на строительство нового производства. Но на самом предприятии говорят на этот счет весьма уклончиво. А в головном офисе холдинга в Новосибирске вообще отказались комментировать все, что связано с облигациями. По словам руководителя пресс-службы Игоря ТУРЧИНА, коммерческой тайной являются и сроки выпуска облигаций, и будущий андеррайтер, и предполагаемый купонный доход, и даже объект инвестирования.
Впрочем «КВ» без особого труда выяснили, что подготовкой выпуска занимается инвестиционная компания «Тройка-Диалог», которая не так давно открыла свое представительство в Новосибирске. Вполне логично предположить, что размещением этого миллиардного выпуска будет заниматься та же компания. Что касается купонного дохода, тайна тут тоже небольшая. Если под 6 — 8% годовых размещают свои облигации гиганты российской экономики с хорошей «кредитной историей», то ОАО «Инмарко» должно завлечь инвесторов более высокой доходностью. По оценке директора омского филиала ООО «Алор-Инвест» Сергея КАНЕВА, интерес к облигациям предприятия будет в том случае, если эмитент предложит доходность в 10 — 12% годовых.
Объект инвестирования тоже угадать нетрудно. О том, что холдинг «Инмарко» собирается строить новый завод по производству мороженого с мощностью в 40 тысяч тонн в год и морозильный склад на 17 тысяч европаллет, не писал только ленивый. Сам Дмитрий ДОКИН рассказывал в июне 2005 года, что предполагаемый объем инвестиций в этот проект — порядка миллионов. И говорил о том, что инвестиционная программа рассчитана на 3 года, а строительство новой фабрики должно завершиться за полтора года.
Правда, одни СМИ утверждали со ссылкой на компанию, что строительство фабрики начнется уже в 2006 году, а другие — в 2007-м. По одной информации, холдинг выбрал площадку под новое производство в Омске, а по информации «КВ», площадку холдинг присматривал в европейской части России — в Москве или в Нижнем Новгороде. По данным самой компании, на европейскую часть России приходится сегодня не более 3% всех продаж. И зачем строить фабрику в Омске, если холдинг намерен увеличивать свое присутствие в Москве? В общем, ясности нет. И никто в компании внести эту ясность не торопится. Видимо, есть на то причины.
Справка «КВ»
ОАО «Инмарко»
Бывшее открытое акционерное общество «Омский хладокомбинат». С 1999 года входит в новосибирский холдинг «Инмарко», который в настоящее время является крупнейшим в России производителем мороженого. Уставный капитал общества составляет 216 356 рублей и разделен на 1 730 848 акций номиналом 0,125 рубля (после дополнительной эмиссии в 2003 году). Рыночной капитализации компания не имеет (акции на рынке не обращаются). Оценочная капитализация — 270 млн рублей (по оценке НП «Западно-Сибирский Центр Инвестиций» одна акция стоит 156 рублей). На сегодняшний день основных акционеров у компании два: ООО «Инмарко-Сервис» (50%) и ООО «Бизнес-Развитие» (49,85%), в состав участников которого входит венчурный фонд Norum, который управляет инвестициями ЕБРР. Общая численность работников — 1 673 человека.
Пятерка крупнейших производителей мороженого в России (в тыс. тонн)
№
Компания
Объем в 2003 г.
Объем в 2004 г.
1
«Инмарко» (Омск, Новосибирск)
31,5
36,5
2
«Русский холод» (Барнаул)
18
20
3
«Талосто» (Санкт-Петербург)
16
19
4
Nestle (Москва)
18,5
18,5
5
«Снежный городок „(Новокузнецк)
12,8
12,8
Источник данных: “Продукты и прибыль»