Капиал-шоу Под названием "конкурс перевозвчиков"

Дата публикации: 28 ноября 2005

Когда рубль на вес золота

Завтра для владельцев маршруток — последний конкурсный день. Несмотря на то, что перевозчики, победившие в конкурсах, должны будут встать на новые маршруты с января 2006 года, уже сегодня многие из них говорят, что скорее всего мэрия вынуждена будет проводить отбор повторно. Предприниматели в погоне за победой, превратили конкурсы в капитал-шоу.

Правда, не сразу. Начиналось все чинно и спокойно. На первые два конкурса предприниматели подавали заявки с вполне адекватными предложениями — суммы отчислений в городской бюджет в среднем колебались от 1, 5 до 2 тысяч рублей. Когда в первый конкурсный день один из предпринимателей предложил отчисления в бюджет четыре тысячи рублей с одной машины в месяц и при этом тариф за проезд шесть рублей, его подняли на смех. Потому как все понимали, что достаточно сложно при таком тарифе ежемесячно «отрывать» такую сумму и при этом не оставаться внакладе.

Однако на третий-четвертый конкурсный день сумма отчислений в размере четыре тысяч рублей уже никого не шокировала. Проанализировав результаты торгов, можно заметить, что те, кто предложил хотя бы на 50-100 рублей больше, чем остальные, и плату за проезд ниже восьми рублей, оказались в числе победителей. Например, на маршруте 201 победили два предпринимателя с месячной платой в бюджет 1 800 рублей и тарифом 7 рублей. Те, кто предложил, например, 1 550 рублей и восемь, соответственно, проиграли.

По сути, победитель определяется по двум основным критериям: тариф и сумма в бюджет. Хотя один из членов комиссии, заместитель директора департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ еще до проведения конкурсов предупреждал перевозчиков, что их ждет не конкурс, а торги. На встрече, проведенной господином ОСИНСКИМ летом с перевозчиками 372-го маршрута. Он дал им понять, что все будет зависеть от той суммы, которую они предложат.

— Выигрывают умные люди, — заявил господин ОСИНСКИЙ. — Это торги. Вы будете предлагать разные условия. Один предложит убирать конечные остановки. Другой — долевое участие 1500 рублей, а кто-то — 1501 рубль. И этот один рубль — он уже играет большую роль. Если вас двое на конкурсе, то первый получит ноль баллов, а второй — десять...«ОСА» (Омский союз автоперевозчиков) на конкурс идут, как слепые котята. На все маршруты предлагают 1100 рублей. Как дети. А я предложу 1001 и выиграю, а «ОСА» проиграет.

Сегодня предприниматели называют конкурс не иначе, как капитал-шоу. Первые нереальные цифры зазвучали во время конкурса по отбору перевозчиков на маршруты с 365-го по 385-й. Предприниматели вместо уже ставших привычными 4-5 тысяч в месяц начали предлагать 10-14 тысяч рублей, снизили тарифы на проезд до 4-5 рублей. И побеждали. А те, кто предлагал возить за семь рублей и перечислять городу меньше, оставались за бортом. Но не все. Изучая результаты последних торгов, «КВ» выявили ряд участников, которые умудрялись побеждать, не делая мэрии никаких заоблачных предложений. Например, маршрут 367. Предприниматели предлагают тарифы от четырех до восьми рублей, отчисления — от 120 до 10 111 рублей (последнее предложение сделали четверо). Побеждают три с отчислениями 10 111 рублей и с пятирублевым тарифом и один — предприниматель СЕДОВ — с тарифом четыре рубля и 3 200 рублями отчислений.

Непонятно. Логично было бы поставить на маршрут всех четырех предпринимателей, предлагающих одинаковый пятирублевый тариф и идентичные десятитысячные отчисления в бюджет. Аналогичная ситуация по маршруту 378. Вместо того чтобы поставить на него всех предпринимателей, которые предложили тариф в пять рублей и отчисления 10 111 рублей, происходит следующее. В числе победителей опять-таки господин СЕДОВ с тарифом четыре рубля и вкладом в развитие города в 2 378 рублей и предприниматель СЕМЫКИН тоже с четырехрублевой платой за проезд и 2 200 рублями отчислений. То же самое происходит на маршрутках 380, 381, 384, 385. Фамилии «удачно» вписавшихся предпринимателей все те же: СЕДОВ, СЕМЫКИН, к ним можно добавить также фамилии ШУЛЕР, ГЕВОРГЯН.

«Почему так?» — спрашивали «КВ» и организаторов конкурса, и участников. Ответа не получили. Только намеки на какое-то особое отношение.

Последние два конкурса и вовсе потрясли. Когда 10 ноября предприниматель МУТОВКИН предложил ежемесячно платить городу 25 600 рублей с каждой из 21 «ГАЗели», которые он выставил на 387 маршрут, и по 30 150 рублей с каждой из четырнадцати машин на 392-м маршруте и из шестнадцати на 395-м, все были поражены. Более 1, 4 млн рублей он готов перечислять в бюджет. При этом возить пассажиров за три рубля. И он победил. Прошли все его машины, кроме одной на 387 маршруте, где требовалось всего 20 машин.

При таком раскладе уже никто не удивился, что в число победителей прошли предприниматели, предложившие тариф 3, 99 рубля, правда, их вклад в развитие города, куда скромнее, чем у господина МУТОВКИНА — 12 222. Не поскупились на тех торгах предприниматели ЗАХАРОВА, ГЕВОРГЯН также готовые возить пассажиров за три рубля и отчислять в бюджет от 22 777 до 25 777 рублей. Не повезло предпринимателю БАРАНОВУ, который тогда предложил тариф один рубль. На фоне других предложений по отчислению в бюджет его 10 тысяч рублей просто померкли.

17 ноября, когда прозвучала сумма «пожертвований» мэрии в размере 150 тысяч рублей с машины, смешными показались все остальные предложения. Правда, на этот раз комиссия вряд ли доставит удовольствие всем, кто следит за ходом конкурсов. Предприниматель посчитал, что при такой сумме отчислений тариф на проезд надо установить не менее 50 рублей. Поскольку максимально разрешенный тариф для пассажирских перевозок в Омске не может превышать восьми рублей, комиссия вынуждена будет отклонить предложения очередного игрока.

Что было, что будет

Конкурсы закончатся 24 ноября, впереди разбор полетов. Однако уже сегодня можно сказать, что стремление мэрии стабилизировать ситуацию на рынке пассажирских перевозок обернулось, похоже, провалом. Достаточно проблематично сказать, за кем конкретно сегодня останется рынок перевозок. Все, кто шел на конкурс, не афишировали свою принадлежность к той или иной ассоциации, общественной организации или «группировке», заявлялись как самостоятельные индивидуальные предприниматели. Тем не менее можно утверждать, что банальный передел рынка произошел. И хотя чиновники с самого начала утверждали, что все это далеко не так, факты говорят об обратном.

«Идет ломка рынка, — говорит председатель правления Омского союза автоперевозчиков Андрей ФЕДОРОВ. — По сути, сегодня работают только два критерия отбора: тариф и предложения по отчислениям в городской бюджет. Ни о какой безопасности речи уже не идет. Отжим денег. Чиновникам надо было сначала задаться вопросом, какие результаты мы хотим получить? Деньги? Нет проблем. Перевозчики скинутся по тысяче, пожалуйста, порядка 40 млн рублей в год бюджет получит. Но зачем ради денег все ломать?».

Предпринимателей, которым удалось сохранить за собой маршруты, на которых они работали до конкурса, единицы. Но все дело в том, что те, кто не победил, не собираются покидать свои маршруты, они намерены работать на них по-прежнему и не намерены запускать на них тех, кто победил в конкурсе. Не желают уходить даже те, чьи маршруты совсем убрали из сети. Как сказал корреспонденту один из перевозчиков, работающих на 320 маршруте практически с момента его образования: «А зачем я буду уходить? Участвовать в конкурсе на какие-то другие маршруты? Я там никому не нужен. Кто меня на них пустит?». Это одна сторона проблемы. С другой, все предприниматели оказались совершенно в неравных условиях: одни будут перевозить пассажиров за восемь рублей и ничего не отчислять в бюджет, другие — за три рубля и перечислять ежемесячно с каждой «ГАЗели» по 25 тысяч и более.

Многие участники конкурса сегодня, даже те, кто в них победил, едины во мнении, что потребуется проводить либо конкурс с совершенно иными условиями, либо пересматривать результаты нынешнего.

— По всем тем маршрутам, где предлагались отчисления выше шести тысяч рублей, все должно переигрываться, — считает президент автотранспортной компании «Автолайн» Иван МЕНЯЙЛОВ. — Я не могу понять логики. С нынешними результатами конкурса комиссия будет заседать бесконечно. Совершенно очевидно, что на всех последних торгах выигрывали те, кто предлагал совершенно сумасшедшие суммы. Правда, есть большие сомнения в том, что те, кто их предлагал, потом будут платить их в бюджет. В среднем одна машина перевозит 400 человек в день. При тарифе в три рубля в день водитель сможет собирать 1 200 рублей. Может быть, некоторые думают, что смогут потом поднять тариф до восьми рублей.

— Начались конкурсы хорошо, — считает директор компании «Сибтранслайн» Вадим СЕДОВ, — но то, что творится сейчас... Кто и что этим пытается доказать? Не понятно. Предложения об отчислении выше шести тысяч не серьезны. Надо где-то прописать, что, если победитель, обещавший платить ту или иную сумму, не рассчитывается в срок, его необходимо убирать его с маршрута, расторгать с ним договор, передавать тем, кто предлагал условия более реальные.

Как стало известно «КВ», вчера в Москве состоялась расширенная коллегия Управления антимонопольной федеральной службы (ФАС), где в том числе должны были рассмотреть ситуацию с проведением конкурсов среди перевозчиков в Омске. Что касается точки зрения УФАС по Омской области, его руководитель Сергей СУМЕНКОВ уже высказывал свою позицию «КВ». Как заметил господин СУМЕНКОВ, условия конкурса должны были быть более либеральные, тогда не было бы таких нереальных предложений.Органы местного самоуправления ужесточили требования к перевозчикам по количеству маршрутов и транспортных средств.

Заместитель начальника управления дорожной транспортной инспекции Александр СЕМЕНОВ вообще отказался участвовать в работе комиссии.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/11/46/kapial-shou_pod_nazvaniem_konkurs_perevozvchikov