— Михаил Владимирович, что представляет собой ООО «Управляющая компания „Объединенные хлебозаводы“?
— Эта компания берет на себя функции эффективного менеджмента на хлебозаводах, которые производят продукцию под федеральной маркой „Хлебница“. Управляющая компания „Объединенные хлебозаводы“ руководит Искитимским хлебокомбинатом, сетью современных пекарен в Новосибирской области, крупным хлебозаводом в подмосковном Звенигороде, и сейчас под ее управление переходят ОАО „Хлебник“ и ОАО „Форнакс“.
— Каковы цели и смысл объединения для наших омских предприятий?
— Цель — высокая эффективность менеджмента и продвижение в Омске федеральной торговой марки „Хлебница“. Это брэнд качественного российского хлеба, новое внешнее оформление той хлебной продукции, которую любят и знают омичи, и при этом появление новых продуктов, пользующихся спросом в других регионах страны. Вся продукция марки „Хлебница“ должна отвечать жестким федеральным требованиям к организации производства, качеству продукции, стандартам продаж. Есть и еще одна сторона вопроса. Каждое предприятие накопило определенный опыт. Почему бы теперь не использовать хорошие наработки, которые есть на одном хлебозаводе, на других предприятиях. Это может быть обмен на уровне технологий, ассортимента. К тому же для нескольких заводов проще решить и вопрос поставок оборудования. За счет унификации технологических цепочек, объединения заказов можно существенно снизить себестоимость продукции, а в итоге добиться повышения эффективности производства.
— То есть управляющая компания будет заниматься не только маркетингом?
— Это будет сбалансированное управление предприятиями. Сегодня у всех хлебозаводов очень разные управленческие структуры, которые тоже необходимо оптимизировать. Да и команда управленцев — лучше, чем один директор. Пусть он будет даже очень грамотным менеджером, тем не менее огрехов и некоторого субъективизма при принятии решений все равно не избежать. Группа людей, обладающих большой информацией и ресурсами, с большей вероятностью примет сбалансированное управленческое решение, чем один человек. Естественно, управляющая компания будет учитывать мнение исполнительных директоров на местах. В любом регионе, как известно, есть своя специфика.
-Но акционерное общество и так управляется коллегиально. Разве совет директоров не коллегиальный орган?
— Согласен. Но есть управление разного уровня. Оперативно управлять предприятием с помощью совета директоров или, например, общего собрание акционеров фактически невозможно. А речь идет именно об оперативном управлении. Конечно, речь не идет о ежечасных задачах. Текущие вопросы останутся в компетенции исполнительного директора. Управляющая компания будет решать более глобальные задачи. Такие, например, как стратегическое планирование.
— Вы останетесь исполнительным директором ОАО „Хлебник“?
— Нет, исполнительным директором будет Владимир КУСОВ, который перешел к нам с должности исполнительного директора ОАО „Форнакс“. Там исполнительным директором назначена Зинаида ЕЛИЗАРОВА — человек в Омске известный.
— Какие условия договора с управляющей компанией?
— В настоящий момент условия договорных отношений уточняются.
— В прессе идет информация, что Сибирский аграрный холдинг также имеет отношение к происходящим событиям. В чем его роль?
— САХО — собственник торговой марки „Хлебница“, передает ее Управляющей компании „Объединенные хлебозаводы“, заводы получат эту марку в пользование на выгодных условиях.
— »Хлебница" позиционируется как федеральный брэнд. Для хлебной марки это трудная задача...
— Трудная. Но чем трудней задача, тем интересней. Кстати, «Хлебница» — не единственная торговая марка, которая позиционируется как федеральный брэнд. Не так давно на российский рынок пришла финская компания Fazer, купившая один из хлебозаводов Санкт-Петербурга, и выпускает продукцию под торговой маркой «Хлебный дом».
— Какие инвестиционные планы у «Объединенных хлебозаводов» по «Хлебнику»?
— Проработан серьезный инвестиционный план, предполагающий существенное обновление нашего оборудования. Речь идет о крупных инвестициях порядка 8 — 10 млн евро, на что заключены соответствующие договоры с итальянскими партнерами. В рамках реализации этого соглашения«Хлебник» уже получил новую упаковочную линию и в ближайшее время получит нескольких новых подовых печей.
— Говорят, что немецкие печи лучше итальянских...
— Я так не думаю. По качеству они в одном классе, а соотношение цены и качества говорит как раз в пользу итальянского оборудования. И опыт говорит то же самое. С двумя установленными итальянскими ротационными печами на «Форнаксе» нет никаких сложностей. В эксплуатации они показали себя отлично. Достаточно стандартизованное оборудование. Чего нельзя сказать о немецкой подовой печи «Инфра», которая стоит у нас. Посадчик на печь, например, у «Инфры» такой специальный, что более дешевого аналога ему просто не найти.
— В начале этого года ОАО «Хлебник» озвучивало планы по строительству нового производства. Эти планы еще остались?
— Не буду скрывать, у нас есть планы, предполагающие и интенсивное, и экстенсивное развитие производства. Кроме модернизации существующего производства, мы намерены строить и новые производственные мощности. Они будут располагаться не на территории завода.
— Какая мощность предполагается у нового производства?
— Проектная мощность — 20 тонн в сутки на первом этапе. А дальше будет видно. Все в итоге зависит от тенденций на рынке. На сегодняшний день покупатели выбирают хлеб меньше по весу и вкуснее. Формового хлеба в Омске выпекается вполне достаточно. К тому же емкость этого сегмента постепенно снижается. А вот другие сегменты рынка еще далеко не насыщены.
— У омского рынка есть своя специфика по ассортименту?
— Конечно, есть. В Омске почему-то не принимаются другие виды формованного хлеба, кроме «Урожайного» и «Пшеничного» 1 сорта. Даже «Пшеничный» высшего сорта не прижился. Запустить его серийно практически невозможно. А в Московской области покупают только «Донской», и больше никакой. Могу сказать однозначно, что в Омске из всей городов Сибири самый вкусный хлеб. На «Хлебнике», например, сохранилась классическая технология хлебопечения. Есть даже собственный дрожжевой участок. Ну и вложенная душа, добродушие, гостеприимство сибиряков тоже отражается на качестве нашего хлеба. Что касается перспектив, то наш опыт показывает — потребители хотят разнообразия. Наша новая продукция — хлеб «Чиабата», «Фокаччо», «Боката» — была принята хорошо. Людям нравится. И еще мы сегодня усиливаем внимание к порционным продуктам. Первый шаг сделан, мы производим порционный хлеб «Уплетайка».
— Вы упоминали об обмене ассортиментом с другими хлебозаводами. «Хлебник» уже что-то выпускает «по обмену»?
— Как раз «Уплетайка», о которой я говорил, — это уже результат ассортиментного обмена. Мы получили рецептуру этого продукта из Звенигорода. Есть и другие примеры. К сожалению, не прижился в Омске хлеб «Хмелевой», который, например, в Новосибирске пользуется устойчивым спросом.
— Может, не хватило рекламной поддержки?
— На мой взгляд, хлеб не нуждается в традиционной рекламной поддержке. Лучшая реклама для хлеба — это его качество и мнение тех потребителей, кто уже попробовал этот продукт. И мы постараемся предложить омичам еще больше разнообразных и качественных продуктов!