Александр ЛУППОВ, "У мегаТранса как инвестора кишка оказалась тонка"

Дата публикации: 12 декабря 2005

О реформировании ПО «Полет»

Удалось решить ряд крупных принципиальных вопросов. Прежде всего связанных с реформированием предприятий оборонно-промышленного комплекса. Мы определились по объединению «Полет». В течение года много раз встречались с руководством Росавиакосмоса и в Москве, и в Омске. И договорились о создании на базе «Полета» двух федеральных государственных предприятий: завода по выпуску гражданской продукции и завода аэрокосмической продукции. По приглашению губернатора 2 декабря у нас побывает руководитель Федерального космического агентства. Думаю, будет принято окончательное решение. На «Полете» несколько возросли объемы производства — в пределах 10% и по оборонному заказу, и по гражданской продукции.

3 июля 2005 года, как известно, был назначен новый руководитель ПО «Полет». К сожалению, Олег ДОРОФЕЕВ ставку в реформировании делал все время на производство самолета АН-70. В этом плане перспектива не велика, хотя «Полет» занимается комплектующими по АН-70 для поставки на Украину. Сегодня позиция изменилась. Летом техническое руководство завода объехало многие российские и украинские предприятия, которые являются главными поставщиками комплектующих для ракеты-носителя «Космос-3М». Это «Ижмашзавод», красноярский ГКНПЦ им. Хруничева и киевский АНТК им. Антонова. Убедились, что эти заводы готовы поставлять комплектующие. Подписаны соответствующие документы, то есть производство не потеряно. На сегодняшний день «Полет» приступил к изготовлению узловых агрегатов для новых машин.

Росавиакосмос поддерживает нас. Кроме того, мы встречались с представителями немецкой компании OHB-Sistem AG. Она будет работать с «Полетом». Подписаны все соответствующие документы. Доработка ведется по срокам запусков. Кампания очень активно работает на спутниковой аппаратуре. Заказы соответствующие есть.

О заводе им. Баранова

Удалось решить вопросы по ОМО им. Баранова. Раньше мы поставляли коробки передач на Ижевский автомобильный завод. С первого июля их производство было остановлено. Было сложно, так как мы делали 5 — 7 тысяч коробок в месяц. Это около 30 млн рублей. Тем не менее взаимодействие правительства Омской области и губернатора с московским ФГУП «Салют» позволило договориться о кооперации. Вообще в России осталось только два ФГУПа — наш завод им.Баранова и «Салют» — по авиационному моторостроению. Остальные — различные акционерные компании. У завода коробок передач очень большой станочный парк. Пока решено демонтаж оборудования не осуществлять. Производство на консервации.

Почему решили сотрудничать с «Салютом»? Потому что у него крупные заказы, прежде всего от российской и зарубежной военной авиации. Правда, у «Салюта» много проблем. Он в Москве, как наш Сибзавод, — занимает 50 га в центре города. Его, естественно, ужимают. Но на «Салюте» очень мощное конструкторское бюро. В то же время у него серьезнейшая проблема с кадрами: тяжело найти фрезеровщиков, станочников, токарей, шлифовщиков.

В рамках совместного проекта, конечно, упор будет сделан на то, чтобы сохранить конструкторское бюро «Салюта», осуществлять там разработки, опытные работы, а серийное производство будет в Омске. Договорившись о сотрудничестве, мы не только восполнили объемы по коробкам передач, но и увеличили объемы производства. Рост составил примерно 13% за 10 месяцев 2005 года. Уже освоено несколько тысяч изделий, деталей для комплектации разработок «Салюта». Получили техническую документацию на производство мотоблоков с мощностью 5 — 7 л.с., и в перспективе планируется выйти на 500 мотоблоков в месяц. Это около 10 млн рублей в месяц. Все это наряду с производством мотокультиваторов.

О «Сатурне»

Активно поработали с Камским автомобильным заводом. «Сатурну» удалось выиграть большой тендер на производство охладителей для поставки на Камский завод. Сегодня «Сатурн» производит практически около тысячи охладителей месяц. Если за весь прошлый год поставки охладителей составили около 32 млн рублей, то в настоящее время — 20 — 22 млн рублей в месяц. Кроме того, осваиваем производство масляных радиаторов также для Камского завода. Сегодня два «КамАЗа» из пяти комплектуются охладителями омского производства.

О деревообрабатывающем производстве

Договорились с компанией «АВВА Компани», и в настоящее время ведется строительство первой очереди завода мощностью 25 тысяч кубических метров перерабатываемого леса. Есть договоренность о создании в конечном итоге большого завода мощностью до 200 тысяч кубических метров леса. Мы оказали компании содействие в покупке земли на территории Кировской котельной. Подписаны все необходимые документы.

Проект по созданию производства оценивается в пределах 23 — 25 миллионов евро. Из них 12 миллионов евро — на поставку оборудования. Часть оборудования уже в Омске. Ведутся строительно-монтажные работы по лесопильному цеху. Заложен фундамент и ведется строительство четырех сушильных камер, а также монтаж стен по основному технологическому комплексу. Главная задача предприятия — выпускать мебельный щит высокой заводской готовности из цельного дерева. Никаких ДВП и ДСП. Часть леса ценных пород будет поставляться из Восточной Сибири. Также будет использоваться омский лес. Поставки предполагается осуществлять за рубеж. Есть договоренность с предприятиями.

«АВВА Компани» — компания, специализирующаяся именно на деревопереработке. Мы работали с «АВВА Плюс», которая шесть лет назад построила в Омске завод по производству гофрокартона и гофротары. И завод хорошо работает — выпускает 40 млн квадратных метров картона.

Об инвестиционных льготах и льнопроизводстве

Ведется работа по созданию производства льняной ваты на базе предприятия «Знаменский лен». Это крайне нужная продукция для медицинских учреждений Российской Федерации. Подготовлен бизнес-план и проходит согласование в министерствах Омской области. Предприятию планируется предоставить льготы на реализацию проекта.

Также льготы предоставляются Омскому филиалу «САН Интерьбрю». С ним, и в первую очередь с его владельцами, у нас сложились хорошие отношения. И мы стараемся выполнять свои обязательства. Серьезная поддержка в виде налоговых льгот была оказана Группе компаний «Оша». Кроме того, у нас был подготовлен большой пакет документов по поддержке оборонной промышленности. В частности, был он принят под новый, актуальный, как нам тогда казалось, проект по АН -70. Мы реструктуризировали «Полету» долги по налогам. В настоящее время в стадии проработки документы по ряду проектов в нефтехимической отрасли. Будучи в Германии, я подписал документы с немецкой компанией по производству полипропиленовой пленки. Сейчас этот проект проходит экономическую экспертизу.

О Трансмаше

Есть вопросы, которые еще не решили, хотя им уделяем очень много времени. Прежде всего — по заводу транспортного машиностроения. В последние годы было очень много встреч, обращений, различных мероприятий, проведенных как в Омске, так и в Москве. Но сложные проблемы остались. Предприятие федеральное, и наше влияние здесь недостаточно. Принимать крупные решения сами не можем. Хотя все предложения мы даем по этому предприятию.

В этом году на Трансмаше заметное увеличение, в несколько раз, объемов оборонзаказа. В первую очередь это связано с КБТМ, с модернизацией Т-80. работа по модернизации идет. Совсем недавно, 22 ноября, в Нижнем Тагиле в рамках реформирования Российской Армии, модернизации оборудования и машин заместитель Председателя Правительства РФ, министр обороны Сергей ИВАНОВ провел смотр бронетехники, производимой российскими заводами. Мы отправляли три машины, в частности танк Т-80 линейный и Т-80 командирский. Министр заслушал доклад главного конструктора КБТМ, исполнительного директора Трансмаша Игоря ШУМАКОВА о состоянии завода. Военные уточнили количество машин, произведенных в Омске, по которым необходимо осуществить модернизацию. Это радует, что нас наконец-то хоть слушать стали. Военные говорят, наш завод нужен Минобороны.

Параллельно мы ведем работу с холдингом «Трансэлектромаш» по созданию производства железнодорожной техники. Состоялись встречи с президентом РАО «РЖД». Ведем переговоры с компаниями. Подготовлены все исходные материалы. Перспективы, я считаю, есть.

О холдинге «Орион-СРС»

Российским агентством по промышленности утвержден график создания радиоэлектронного холдинга «Орион-СРС». В настоящее время создается бизнес-план, решаются вопросы по собственности, по координации деятельности холдинга. За вхождение в холдинг высказались алтайские предприятия. Ведется работа с Екатеринбургским радиозаводом. Работу по формированию холдинга планируется завершить в четвертом квартале 2006 года. О месте регистрации речь пока не ведется. Но мы — авторы и постараемся, чтобы холдинг был зарегистрирован у нас.

О Сибирско-Скандинавской автобусной компании

Там ситуация не очень хорошая. За годы существования завод выпустил 100 автобусов. Но автобус «Вольво» идет плохо, в том числе из-за высокой цены. Но у нас есть предложения от «Каросы», компании «Русский автобус». Пока не стоит задача расформирования производства. Мы ищем варианты. Собственник предприятия занял пассивную позицию.

О природных ресурсах

Омская область мало изучена с точки зрения геологии. Сейчас этим занимаемся. На севере и в центре Омской области основные ресурсы — это нефть, газ. В центре области также ведется поиск альтернативных Иртышу источников воды. Это особенно актуально, если учесть ситуацию в Китае. На юге области ведутся работы по поиску ильменитовых месторождений.

О строительстве дорог

Продолжится строительство Северной объездной дороги. Будет вестись модернизация дороги до Тюмени, строительство транспортных коридоров Тобольск — Усть-Ишим -Тара — Омск и Тевриз — Усть-Ишим, модернизация дороги в Казахстан через Черлак, а также ремонт федеральной трассы до Исилькуля. Крайне важно завязать Самсоновский мост на Екатериновку на дорогу Екатериновка — Седельниково. Строим новую дорогу от Полтавки до Никополя — это выход на Казахстан. Ведем строительство дороги Большие Уки — Тевриз.

Об омских аэропортах

Мы занимались вопросом переноса Омского аэропорта. Но в настоящее время и аэропорт в Федоровке, и Северный аэропорт требуют таких огромных финансовых ресурсов, что потянуть такие стройки субъекту Федерации крайне сложно. Тем более что мы приняли принципиальное решение по метрополитену. Все три аэропорта — это крупные инвестиционные ресурсы. Это ведь надо перенести полностью всю инфраструктуру. Расчеты такие делались. Но задача не решается. Хотя если город найдет инвестора для переноса аэропорта, то, конечно, пусть строит.

О Красной книге Омской области

Издание «Красной книги Омской области» давно назрело. Была создана рабочая группа. Наше министерство все подготовило и выпустило пять экземпляров. Мы решили все вопросы по ее печатанию и планируем выпустить большим тиражом в январе-феврале 2006 года. Книги раздадим в учебные заведения, садики.

Кроме того, в 2002 году была издана книга о природе Омской области. Было очень тяжело. Мы планировали издать 1000 экземпляров, но денег хватило только на 700. В этом году мы вернулись к этой идее. Я искал спонсоров. Писал письма в крупные фирмы. Некоторые давали по 50 рублей. Я внес предложение губернатору, чтобы был коммерческий проект. Объявить подписку, чтобы на 50% были подписчики Омской области. Мы заказали 1500 экземпляров. Ряд фирм выразил желание подписаться на книгу. Кто на 50, кто на 100 экземпляров. «Оша» подписалась на сто.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/12/48/aleksandr_luppov__u_megatransa_kak_investora_kishka_okazalas_tonka