"ГЕОмарт" и "Пятерочка" — потрясли рынок

Дата публикации: 23 января 2006

Сегодня, по данным сплошной переписи торговых точек, проведенной специалистами ГЭПИЦентра — II, в Омске более 15 тысяч объектов торговли, в том числе почти пять тысяч розничных точек (без учета рынков, которых в городе насчитывается более 200). В 2005 году количество торговых точек в розничной торговле, занимающихся реализацией продовольствия, выросло в полтора раза. В первую очередь за счет роста числа супермаркетов и других форматов сетевого ритейла и магазинов самообслуживания, а также киосков. На этом фоне произошло общее снижение числа продовольственных магазинов прилавочного типа.

Участники рынка прогнозируют, что в 2006 году число магазинов всех форматов в городе только увеличится. Этому способствует бурный рост строительства жилых комплексов, где первые этажи будут отданы под коммерческую недвижимость. Однако, считают местные ритейлеры, дефицит объектов недвижимости под развитие всех форм сетевого ритейла также будет расти.

Это связано с дальнейшими тенденциями развития омского ритейла. Как отметил один из соучредителей сети «АСТОР» Андрей СТРЕЛЕЦ, сегмент магазинов, которые будут альтернативой рынкам и оптовкам, возрастет. Кроме того, Омск созрел для прихода федеральных брэндов. И хотя, как сказал господин СТРЕЛЕЦ, опасений по этому поводу у местных операторов нет, поскольку «за последнее время омские торговые сети накопили достаточно опыта, который позволяет конкурировать с москвичами», расстановка сил на рынке изменится.

Правда, приход федеральных игроков пока только на уровне разговоров. Владелец гастрономов «Провиант» Юрий ЧАЩИН считает, что приход федеральных операторов станет реальным, когда появятся достойные предложения по объектам. Пока, он считает, же их нет. Так что федеральные операторы и Омск — разговор пока беспредметный.

В целом прошедший год для омского ритейла стал годом укрепления позиций. На общем фоне роста практически всех сетей, зарождения новых («Петроль») появление в Омске первого cash & carry «ГЕОмарт» стало самым заметным событием местного ритейла. Его возглавил человек в сфере торговли достаточно известный и уважаемый — Арсен ПОНОМАРЕВ, который по поводу «ГЕОмарта» заметил, что сегодня магазин оправдывает те надежды, которые на него возлагали его владельцы. Нельзя сбрасывать со счетов, считает господин ПОНОМАРЕВ, эффект новизны. Технология кэша сложная по сравнению с другими форматами, поэтому о конкретных результатах можно будет сказать позже. Что касается перспектив развития формата кэша в Омске, Арсен ПОНОМАРЕВ заметил, что в планах — открытие еще несколько подобных магазинов, при этом «каждый следующий будет больше предыдущего».

Другим заметным событием 2005 года стала омская «Пятерочка» и все, что происходило вокруг нее: конфликты двух бывших владельцев франшизы питерского брэнда Андрея ГОЛОВАСТИКОВА и Юрия ТАТАРСКОГО, отсутствие лицензионного договора на владение ТМ с компанией «Агроторг» и, наконец, покупка франшизы «Пятерочки» Олегом МКРТЧЯНОМ. Как отметил один из экспертов «КВ» Константин КОЖУНКОВ, «длительность и громкость освещения данного события в омской прессе, „решение судьбы“ одного из самых узнаваемых и раскрученных брэндов, позволяет выделить именно это событие».

Омские торговые продовольственные сети

«АСТОР»

В 2005 году торговая сеть «АСТОР» увеличилась на два магазина: открылись супермаркеты на улице Лукашевича и улице Котельникова. Теперь сеть состоит из 11 магазинов. Из них семь имеют формат супермаркета и четыре — формат «магазин у дома» (или, как их называют владельцы сети, «универсамы по соседству»). Как отметил соучредитель сети «АСТОР» Андрей СТРЕЛЕЦ, в прошлом году основные маркетинговые усилия были направлены на увеличение товарооборота с помощью привлечения покупателей и увеличения суммы среднего чека. В ноябре 2005 года товарооборот сети составил 80 млн рублей.

Помимо всего прочего в прошлом году сетью запущен, по оценке господина СТРЕЛЬЦА, достаточно успешный проект: собственное пищевое производство в магазине «АСТОР» на улице Лукашевича.

Как сказал Андрей СТРЕЛЕЦ, в 2006 году они планируют открыть супермаркеты «АСТОР» на улице Бородина и в новом микрорайоне «Кристалл, плюс еще пять-шесть магазинов, о возможности открытия которых ведутся переговоры. Таким образом, до конца года сеть „АСТОР“ может увеличиться до 20 магазинов.

»Петроль"

Два магазина под этой торговой маркой принадлежат компании «ОША», которая в 2005 году начала переводить свою фирменную сеть в другой формат — супермаркетов. Похоже, процесс этот будет долгий и мучительный. Поэтому даже сейчас, когда основы сети заложены, в компании пока предпочитают не говорить о сети как таковой. Есть мнение, что многое зависит от владельца компании господина ВЕРЕТЕНО, которого якобы очень долго приходится убеждать в целесообразности трансформирования фирменной сети.

Хотя ошовская сеть могла бы стать одной из самых представительных в регионе. В рейтинге, составленном компанией «Росбизнесконсалтинг» (РБК), в 2005 году «ОША» входила в десятку (топ 10 из 65) крупнейших торговых сетей по количеству магазинов. Компания, по данным РБК, имеет 80 магазинов. Понятно, что не все они могут быть переведены в формат супермаркета или вообще подходят для перевода в формат самообслуживания, но тем не менее — перспективы хорошие.

«Провиант»

Сегодня под ТМ «Провиант» работают два гастронома — на проспекте Маркса и на пересечении улиц Пушкина-Маяковского, а также кофейня, расположенная на проспекте Маркса. Как отметил владелец «Провианта» Юрий ЧАЩИН, в планах компании реконструкция магазина на Маркса. «Не факт, что он останется в своем нынешнем качестве, — констатировал господин ЧАЩИН, — у нас есть несколько вариантов его развития. Либо переведем в формат самообслуживания, завяжем его в единую сеть с гастрономом на Маяковского, либо будем развивать совершенно в другом направлении — это будет или ресторан, или фаст-фуд. Сегодня общепит дает в три раза больше дохода».

Что касается гастронома на Маяковского, то там намечено открытие кофейни и гранд-кафе — формат средний между рестораном и кафе. Кроме того, Юрий ЧАЩИН не исключает дальнейшего развития сети. В каком формате, пока он ответить не готов.

«Пятерочка»

Темпы роста сети в Омске, несмотря на заявления бывших владельцев франшизы питерского брэнда, сделанные во время в 2004 году, оказались несколько ниже, чем хотелось бы. Открыть тридцать магазинов в первый же год существования сети в Омске не удалось. Отчасти это связано с внутренними конфликтами компании «Пятый бастион», которая изначально выступала франчайзи питерской сети (почему возник конфликт, как он развивался, покупка франшизы «Пятерочки» ассоциацией «Партнер-Омск», см. «КВ» № 24, 25, 30, 42, 45 за 2005 год).

Сегодня сеть состоит из 16 магазинов. В течение 2005 года было открыто восемь. Как заявил в интервью «КВ» (см. № 45 от 16 ноября 2005 года) управляющий сетью Андрей ГОЛОВАСТИКОВ, в 2006 году «Пятерочка» в Омске намерена усилить свое влияние. Запланировано открытие еще как минимум 18 магазинов как на арендованных площадях, так и на собственных.

«Наш магазин»

Сеть состоит из десяти супермаркетов. В 2005 году основной упор сделан не на увеличение количества магазинов, а на улучшение качества работы сети, внедрение новых технологий. По словам начальника отдела маркетинга сети «Наш магазин» Александры ГРИБКОВОЙ, в 2006 году в планах владельцев сети отрыть еще порядка шести магазинов. Для этого в 2005 году уже проделаны необходимые подготовительные мероприятия.

«Омич и К»,
«Экономный»

Магазины обеих сетей принадлежат компании «Бакалея-сервис» и относятся к числу наиболее динамично развивающихся. Сегодня, по данным компании, в городе работают 12 супермаркетов «Омич и К», из них семь открыты в течение 2005 года, и пять магазинов экономического класса — «Экономный». Что касается планов на 2006 год, то в компании их не раскрывают. Известно, что в ближайшее время откроется очередной «Омич и К» на улице Масленникова.

ТРО «Ваш дом»

Сеть состоит из нескольких супермаркетов, правда, под разными названиями. В течение лета 2005 года торгово-розничное объединение «Ваш дом», входящее в структуру Агростройкомплекта, планировало расширить сеть за счет открытия первых трех маркетов нового для себя формата «магазин у дома». Два из них — в городке Нефтяников, один — в Октябрьском округе. По словам директора ТРО «Ваш дом» Сергея ДРОЗДОВА, компании пока не удалось осуществить этот проект. Однако уже в первом квартале 2006 года он должен быть запущен. Тогда же станет известно название магазинов нового для «Вашего дома» формата. Что касается других проектов компании, безусловно, нельзя не сказать об открытии ТК «Каскад», в состав которого также вошли супермаркет и два ресторана.

«Десятка»

К концу 2005 года сеть состояла из 13 магазинов. Один из них в декабре прошлого года начал работу по договору коммерческой концессии, которую дирекция сети сегодня активно продвигает и намерена это делать в 2006 году. В 2006 году, по расчетам владельцев сети, по договору коммерческой концессии в Омске может быть открыто десять и более магазинов. По оценкам экспертов, в своей нише (дискаунтеров и магазинов экономического класса — ред.) «Десятка» занимает порядка 30-40 %, темпы прироста товарооборота составляют около 60 % в год.

«Славянский»,

«Марго», «Наполеон»

По имеющейся у «КВ» информации, в Омске сегодня работают четыре супермаркета «Славянский», три специализированных магазина по продаже вино-водочных изделий «Наполеон» и один аналогичный «Марго». В офисе компании отказались уточнить информацию о количестве магазинов, сославшись на то, что в отсутствие руководства не имеют права разглашать эту информацию.

Мнения

Виктор ШКУРЕНКО, генеральный директор ТД «Шкуренко»:

«Новый инвестор омской „Пятерочки“ уважаем, технологичен, разумно агрессивен»

— На мой взгляд, главное событие 2005 года в омском ритейле — открытие «ГЕОмарта» — магазина совершенно нового для омского формата cash & carry, формата, которым многие инвесторы в нашем городе интересовались, но по ряду причин не запускали. Любопытно, что, как и в случае с омской «Пятерочкой», основным инвестором в проекте кэша выступили люди, ранее не связанные с продовольственным бизнесом. Но в отличие от сети дискаунтеров «Пятерочка» привлекли в проект продуктового дистрибьютора компанию «Инсист-трейд», а также взяли в руководители Арсена ПОНОМАРЕВА, человека на омском продуктовом рынке известного, уважаемого, а главное, умеющего советоваться, в отличии, скажем, от первых владельцев питерской франшизы («Пятерочка» — ред.).

Кстати, второе важное событие, безусловно, смена собственника «Пятерочки» в Омске. Когда один из бывших учредителей «Пятого бастиона» (компания, владеющая франшизой «Пятерочки в Омске — ред.) увеличивал свой личный автопарк более активно, чем росла сама сеть, вызывало, как минимум, удивление, а не вовремя оплаченные счета той „прошлой“ омской „Пятерочки“ — это изумление утраивало. Агрессивные планы, питерские технологии, песнопения в магазина — все это хорошо. Но может ли дорого стоить компания с отрицательным финансовым результатом? Вот вопрос, над которым ломали голову омские предприниматели. Новый инвестор, бесспорно, уважаем, технологичен, разумно агрессивен, сам способен консультировать и трезво оценивать чужие технологии.

Юрий ЧАЩИН, владелец гастрономов „Провиант“:

»Омск ждет появление большого количества магазинов разных форматов"

— Для меня, безусловно, главным событием 2005 года стало открытие второго гастронома «Провиант». Как мне кажется, это получился классический внутриквартальный гастроном. Если отвлечься от собственного бизнеса, значительное событие для омского ритейла — торговый комплекс «Каскад». Сегодня он лучший в сегменте торговых центров нашего города. Несмотря на жесткие условия, которые выставляли владельцы комплекса к потенциальным арендаторам, он заполнен практически на 100 %.

Нельзя не отметить появление магазина формата cash & carry «ГЕОмарт». И хотя этот формат давно опробован в других регионах, владельцы омского кэша в некоторой степени рисковали. Поработать в формате кэша в Омске хотели многие, но до сих пор этого никому не удавалось. Сказалось то, что люди, причастные к «ГЕОмарту», имеют опыт розничной торговли, поэтому ошибки, которые у них появлялись изначально, они сразу исправляли. Небольшой минус объекта в его расположении, в подъездных путях к нему, но во всем остальном — успешное предприятие.

Глобальных изменений в сегменте продовольственного ритейла в 2005 году не произошло. Происходит общая глобализация бизнеса. Продолжается процесс отмирания небольших торговых точек, торгующих продуктами. Не всегда это положительно сказывается на омичах. Есть магазинчики, которые в некоторых микрорайонах являются единственными, где можно купить продукты. Понятно, что большую роль играет доходность таких предприятий. Рентабельность продовольственной торговли низка: по городу она составляет 7-8 %. Если большим форматам удается поддерживать ее на этом уровне, то мелкоформатным — нет. Поэтому здесь важна роль администрации города, которая могла бы оказать помощь в сохранении небольших магазинов в тех местах, где в этом есть необходимость.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/01/2/geomart_i_pyaterochka_-_potryasli_rinok