«Похоже, что платежи за землю уменьшиться в несколько раз, а власть постарается „догнаться“ на арендной плате».
Удивительные времена, похоже, наступают в 2006 году в земельных отношениях как в России в целом, так и в Омске в частности.
Как известно, в ноябре 2005 года Омский городской совет учредил новый порядок исчисления и уплаты земельного налога, который (налог) стал местным и является теперь (теоретически) основным источником пополнения местных бюджетов.
Суть нового порядка в том, что теперь земельный налог является не фиксированной суммой, как ранее, а привязан в процентном соотношении к так называемой кадастровой стоимости земельного участка. Казалось бы, шаг вперед, но так ли это? Попробуем разобраться.
Кадастровая стоимость земли для земель поселений Омской области, в том числе и города Омска, утверждена указом губернатора области в 2003 году с разбивкой по 629 кадастровым кварталам (по-старому, точнее, привычному — оценочным зонам).
Во-первых, удивляет дифференциация кадастровой стоимости земли — в сотни раз. Не круто ли? Возможно, и правильно, жизнь покажет.
Во-вторых, нет описания границ кадастровых кварталов. Точнее, оно есть, но не для широкой публики, не опубликовано, а хранится в недрах структур Роснедвижимости. Таким образом, если землепользователь пожелает узнать (а это естественно), в каком же квартале находится его земельный участок, то он должен обратиться в Роснедвижимость.
В-третьих, кадастровая стоимость земли в каждом квартале разбита по 14 видам функционального использования. Причем виды определены довольно размыто и абстрактно. На самом деле видов функционального использования сотни, если не тысячи. Попробуй землепользователь самостоятельно определить, к какому из 14 видов функционального использования его участок относится. На мой взгляд — бесполезно. Правда, в недрах структур Роснедвижимости существует некий внутренний документ, который вроде бы более подробно и широко описывает каждый из 14 видов, но:
a) вряд ли и там все учтено;
b) вряд ли достаточно убедительно учтено и отнесено к одному из официальных 14 видов;
c) главное — что же получается? Роснедвижимость будет в каждом конкретном случае по запросу землепользователя самостоятельно определять, куда отнести тот или иной участок? Получается, что так.
Пойдем далее. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога являются только лица, владеющие земельным участком на оформленном в установленном порядке праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. И все. Что же получается? Те лица, которые не имели и не имеют никаких документов на свой земельный участок, ранее платили земельный налог по представляемым в налоговые органы декларациям. При этом налоговые органы в случае необходимости могли взыскать в судебном порядке соответствующие суммы с нерадивых плательщиков. Теперь же указанные лица в принципе могут ничего не платить? В этом случае налоговые органы, да и никто другой, ничего не смогут с ними поделать? Так что ли? Однако.
Вместе с тем в соответствии с рядом приказов Росземкадастра и особенно Минфина (свеженьких, 2005 года) такие лица должны платить земельный налог. Хотя известно, что все федеральные законы, тем более подзаконные акты, в отношении налогообложения применяются в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Так что же делать землепользователям, не имеющим документов на земельные участки: платить или не платить? Вопрос, мягко говоря, не простой. Ясно одно, что, похоже, платежи по земельному налогу в 2006 году по сравнению с 2005 годом скорее всего уменьшатся в несколько раз.
Что же делать в этой ситуации городской власти? Можно предположить, что власть постарается, что называется, «догнаться» на арендной плате. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В ноябре мэр подписал постановление об установлении новых поправочных коэффициентов Kt к базовым ставкам арендной платы, характеризующих вид использования земельных участков, находящихся в аренде. По ряду видов использования арендная плата увеличилась в несколько раз. Имеется информация, что подготовлен новый проект постановления мэра, где арендная плата привязана уже к кадастровой стоимости земли, о некоторых «недоразумениях», которой было сказано выше. Вроде бы планируется, что арендная плата возрастет в «дорогих» кварталах опять-таки в несколько раз, это также относится и к промышленным площадкам. Не думаю, что арендаторы так легко смирятся с таким поворотом и с большим удовольствием подпишут новые договоры аренды земельных участков либо дополнительные соглашения к ранее заключенным.
Обобщая вышеизложенное, на мой взгляд, в ближайшее время предстоит большое количество судебных споров, где в качестве истцов будут выступать не только налоговые органы либо администрации города, но и землепользователи как имеющие те или иные документы на земельные участки, тик и не имеющие таковых.
Олег ЛИЗГУНОВ.