Самолет-контрабандист дозаправился в Омске

Дата публикации: 06 февраля 2006

Махну серебряным тебе крылом...

Как пояснили «КВ» в Омской таможне, 23 октября частный самолет Cessna С25А прибыл в Москву из Марбурга с двумя пассажирами и приземлился на бизнес-терминале аэропорта Внуково. По данным Внуковской таможни, самолет принадлежит одной из германских фирм. Все формальности экипажем были соблюдены. Судно прошло пограничный и таможенный досмотр. Командиром корабля была подана таможенная декларация и заявлен режим временного ввоза воздушного судна на срок до 28 октября 2005 года. У российских авиационных служб командиром корабля было получено предварительное разрешение на выполнение полета по международному маршруту «Москва — Омск — Абакан — Улан-Батор».

Утром 25 октября Cessna C25A вылетела из Внуково и в 15.25 по омскому времени приземлилась в Омском аэропорту. Согласно таможенным правилам, к борту самолета, который выполняет техническую посадку во время транзитного международного рейса, должен был подойти сотрудник таможенного поста «Аэропорт-Омск». При этом в обязанности омских таможенников входит только внешний контроль. То есть они должны были проследить, чтобы во время технической посадки не происходило погрузки или выгрузки товара. А основной таможенный и пограничный контроль самолета должны были производить в аэропорту города Абакана — в последней точке его посадки на территории России. После чего самолет мог спокойно лететь в свой Улан-Батор.

Но все это в теории. На практике же вышло совсем иначе. И накладки с этим рейсом пошли сразу. Сначала омские таможенники и пограничники по каким-то причинам (следствие сейчас устанавливает эти причины) не получили информации о том, что в Омске должен приземлиться частный самолет, выполняющий международный рейс в Монголию. Когда нежданная и негаданная Cessna С25А совершила посадку в Омске, техническими службами ОАО «Омский аэропорт» самолет был заправлен, и в 16.30 по местному времени он вылетел дальше. Правда, в Абаканском аэропорту загадочная Cessna С25А не появилась.

Пролетая над Новосибирском, капитан воздушного судна неожиданно запросил разрешение у диспетчеров Новосибирского регионального центра единой службы организации воздушного движения на изменение маршрута полета. Диспетчеры связались сначала с зональным центром, потом с Москвой. В итоге борт получил от авиационных служб разрешение на изменение маршрута, спокойно изменил коридор и ушел в направлении Республики Тыва, а дальше в Монголию.

Таможня «добро» не давала

Дело стало раскручиваться, когда омские таможенники выяснили, что владельцы самолета в нарушение Таможенного кодекса не оформили как положено процедуру временного ввоза транспортного средства. Таможенники возбудили дело об административном правонарушении. А когда начали выяснять подробности, оказалось, что все несколько серьезней, и тогда по факту этого преступления в декабре Омской таможней было возбуждено уголовное дело. Теперь предстоит выяснить, как получилось, что самолет вылетел за пределы Российской Федерации, минуя пограничный и таможенный контроль. И почему ни о пассажирах таинственного самолета, ни об их багаже никто ничего не знает. Ведь что было в их багаже, тоже неизвестно.

По информации московских пограничников и таможенников Внуковского аэропорта, досмотр Cessna С25А перед вылетом они не производили, поскольку самолет должен был проходить контроль в Абакане. Аэронавигационные службы разводят руками и говорят, что это произошло из-за несогласованности в действиях ведомств. Дело в том, что согласно своим должностным обязанностям авиадиспетчеры не обязаны уведомлять пограничников и таможенников о том, что они согласовали самолету изменение маршрута полета. И диспетчеры, мол, не виноваты — они действовали в рамках своих полномочий.

Материалы по уголовному делу, возбужденному по статье 188 УК РФ (контрабанда), омские таможенники направили в прокуратуру Омской области. Областная прокуратура направила эти материалы по подведомственности — в прокуратуру Республики Тыва, над чьей территорией самолет пересек границу России. Теперь следователям прокуратуры Тывы предстоит выяснить, почему на самом деле командир корабля решил миновать Абакан. Может, потому, что в планы его пассажиров встреча с таможенниками никак не входила.

Кстати, в течение октября-ноября 2005 года произошли еще два подобных случая. Один самолет направлялся в Санкт-Петербург, но поскольку аэропорт Пулково его не принял по причине плохой погоды, то командир корабля запросил «добро» на изменение маршрута и вылетел в Стокгольм без таможенного досмотра. Еще одно ЧП удалось предотвратить в последний момент. Чартерный рейс «Москва — Гонконг» уже пролетел мимо Новосибирска, где должен был пройти таможенный и пограничный контроль, но диспетчеры вовремя спохватились и этот рейс успели все же посадить в России. Так что теперь руководство российской аэронавигационной службы обязало всех диспетчеров уведомлять о подобных случаях все заинтересованные ведомства, в том числе пограничников и таможенников.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/02/4/samolet-kontrabandist_dozapravilsya_v_omske