Картинка с натуры
Парковочные места возле многоквартирного дома отмечаются не только линиями на асфальте, но и бетонными столбиками с номерами. Поначалу я думала, что у них одна функция — служить ориентирами, когда линии окажутся под снегом. Как бы не так! Оказывается, столбики снабжены электропроводкой и розетками. Чтобы, значит, можно было включить фонарь (вдруг поломка какая случится в темное время суток), пылесос или электроинструмент. Такая вот ненавязчивая забота о ближнем...
Но у любой медали есть и оборотная сторона. Попробуйте представить себе все проблемы, с которыми сталкиваются жители Канады, не имеющие машин (или водительских прав). До любого магазина (аптеки, банка и т.д.) путь неблизкий. Каждый день не набегаешься, а недельный запас в руках не унесешь.
Да что там магазины... Ведь даже канадские врачи ездят к пациентам практически лишь тогда, когда человек нетранспортабелен. Во всех остальных случаях больные едут к врачу сами либо их доставляют туда родственники. Так что автомобиль там и в самом деле никак не роскошь, а жизненно необходимая вещь.
Эх, дороги...
Одно из самых сильных канадских впечатлений — четырех- и даже пятиуровневые дорожные развязки Монреаля и Торонто. От одного вида этакой хитроумной махины захватывает дух не меньше, чем от панорамы Ниагарского водопада: испытываешь то же, почти физическое, ощущение невероятной мощи. А уж езда по ним для человека непривычного и вовсе нагрузка немалая.
Но в общем и целом ездить по канадским дорогам куда легче и приятнее, чем по российским. Дорожная сеть обширная и поддерживается в хорошем состоянии. Кстати сказать, ремонтируют дороги там исключительно по ночам, чтобы не создавать помех движению. Днем дорожная техника отдыхает на обочине. Канадцы подсчитали, что стоимость освещения ночных работ несравнимо меньше, чем потери от перебоев в движении транспорта. Поэтому улицы перекрывают только в самом крайнем случае, и тогда ремонт идет круглосуточно.
Дороги снабжены множеством указателей. Например, в городах на каждом перекрестке над проезжей частью висят таблички с названиями пересекающихся улиц. На городских и загородных автострадах важную информацию сообщают заранее и не один раз: «До города N (аэропорта, выезда на дорогу № NN и т.п.) 10 км», потом — 5 км, 1 км, 500 м... Мимо не проедешь!
Климат Оттавы весьма напоминает омский. Он чуть мягче нашего, но влажность там выше и снега выпадает больше. При этом автотрассы всю зиму чистые — никаких сугробов, снежного наката или наледей, потому что улицы от снега чистят не по весне, а после каждого снегопада. Но еще до его окончания отправляются в путь машины для посыпания дорог солью. При морозах слабее -10-15 тарифов посоленный снег начинает таять, а при более сильных соль не дает ему слеживаться.
Как только снегопад прекращается, всю уборочную технику бросают на хайвэи. Потом наступает черед дорог рангом пониже и так далее, вплоть до самых незначительных. Главная задача — побыстрее сгрести снег и расчистить путь для автомобилей. Поэтому скребки навешивают на поливальные и мусорные машины, грузовики и пикапы, а то и на легковушки помощнее. Тротуары тоже чистят специальными малогабаритными машинами. А вывозят снег по вечерам, чтобы не создавать помех движению.
Правила писаные и неписаные
При огромном количестве машин на дорогах от водителей требуется безупречная дисциплина. Поэтому канадские законы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, очень строги: любое нарушение карается самым безжалостным образом. Но если водитель уверен в своей невиновности, он может оспорить решение дорожной полиции в суде и даже победить в этом споре.
Полиция строго следит за соблюдением скоростного режима. Только не надо думать, что полицейские там сидят за каждым кустом и измеряют скорость всех проезжающих. Они поступают иначе: в определенных местах устанавливают фотокамеры, которые автоматически фиксируют превышение. На следующий день этот снимок вместе с выписанным счетом отправляют лихачу по почте.
Однако есть один нюанс: по всеобщему молчаливому уговору штрафуют только за превышение допустимой скорости не менее чем на 20 км/час. Если стоит знак 60, можно смело ехать со скоростью до 80 км/час, но никак не больше. В сильный дождь, снег, туман допустимая скорость снижается на 10 — 20 км/час.
Картинка с натуры
По средней полосе хайвэя едет полицейский автомобиль с узаконенной скоростью 100 км/час. А за ним — огромный шлейф из разнокалиберных машин. Обгонять опасаются: мало ли что! Время от времени кто-нибудь от души разгоняется по левой полосе, недоуменно поглядывая на эту процессию. Доезжает до ее начала, видит полицейскую машину и... сбавляя скорость, робко пристраивается в хвост вереницы.
Полицейских на улицах можно увидеть очень редко. Они появляются только в экстренных случаях и не имеют привычки останавливать проезжающих просто для проверки. Пожалуй, единственное время, когда такое случается, — пора массовых вечеринок накануне Рождества, после которых частенько садятся за руль нетрезвыми.
Вообще-то, все канадцы знают свою норму: два бокала вина или две бутылки пива. Больше — ни-ни. Если кто-то, будучи в гостях, эту норму превысит, накажут не только его, но и чрезмерно щедрого хозяина. (По правилам хозяин не должен отпускать перебравшего гостя или же обязан вызвать для него такси.) Но поскольку обычно полиция «просто так» не останавливает, нетрезвые водители попадают ей в руки только в случае ДТП. Ничего не нарушившие имеют все шансы спокойно доехать домой.
К пешеходам канадские водители очень внимательны и предупредительны. Если на перекрестке нет светофора, можно смело переходить улицу, не оглядываясь и ничего не опасаясь. Если кто-то подходит к перекрестку или просто стоит неподалеку от него, все проезжающие мимо на всякий случай будут тормозить и ждать, не станет ли он переходить на другую сторону.
Картинка с натуры
Однажды зашла моя дочка в магазин, а машину оставила на парковке возле него. Возвращается через полчаса и видит на ветровом стекле записку. Обычно так выглядят извещения о штрафе за разные мелкие нарушения. Но только не в этот раз! Приблизительный перевод текста записки:
«Какая-то тетка ударила вашу машину и скрылась. Но я все видел! Ее номерной знак (такой-то), если потребуется свидетель, мой телефон (такой-то)».
Действительно, у автомобиля было слегка помято левое переднее крыло. No comments...